Участник программы "Романтика романса" Сергей Дудинский: поет, как дышит

13 мая 2016, 17:37
Участник программы "Романтика романса" Сергей Дудинский: поет, как дышит

Не помню как назывался фильм-сказка моего детства, но начинался он с того, что в одной семье родился мальчик, который, в отличие от других младенцев, появившись на свет, не заплакал, а запел.

Начало жизни Сергея Дудинского очень похоже на эту сказку. По рассказам родителей, он пел всегда, сколько они его помнят. Или пел, или танцевал, или бежал к источнику музыки (телевизору, магнитофону), чтобы, пританцовывая, напевать...

Однако, обо всем по порядку.

Первые годы жизни Сергея прошли в Туркменистане, в Ашхабаде. Большой солнечный город, по-восточному яркий, много зелени, много фруктов. Но, когда 7-летний Сережа пошел в школу, пошла на убыль и братская дружба «семьи советских народов», и русский язык из школьной программы убрали. Вот тогда-то, семья Дудинских и решила уехать из Туркмении в Россию.

- Почему отец выбрал для нового места жительства Тулу, я до сих пор не знаю, - рассказывает Сергей. - Но привыкали мы с младшим братом к новой жизни тяжело: после тепла и солнца Ашхабада, холод, неустроенность, какая-то полуразруха областного центра не радовали. (Это были 90-е годы - Авт.)

Но музыка и здесь оставалась постоянным спутником Сергея, правда, теперь уже мечта мальчика обрела более конкретные формы:

- Хотел стать пианистом, размахивал руками, изображая игру на невидимых клавишах. Ходил за мамой и постоянно ныл - мама говорит не ныл, а пел - просил родителей отдать меня учиться в музыкальную школу. Но родители много работали, музыкальной школы не было...

И вдруг - удача! В обычной школе, обычная учительница музыки обратила внимание на талантливого мальчишку, спевшего ей «Капитан, капитан, улыбнитесь!», и стала помогать ему грамотно готовиться для участия в детских певческих конкурсах. На первом же конкурсе - первое место! Очевидно, тогда мама всерьез задумалась, что музыкальность ее сына объективна, и не ей одной кажется, что ребенок прекрасно поет. Результатом этих раздумий стало определение Сергея в Детский театр песни города Тулы «Ягодка», где профессиональные педагоги занимались с одаренным ребенком в течение двух лет.

Правда, поклонницы у Сергея Дудинского в Туле появились еще до всяких конкурсных побед.

- Летом нас с братом мама отправляла на родник за водой. Идти надо было через большое поле, с одной стороны которого - пруд, а на его берегу - деревня. Мы шли через поле, и я пел: рот у меня в те годы вообще не закрывался. Я пел, а деревенские бабушки слушали. Видимо, им нравилось, потому что очень скоро они стали аплодировать после каждой песни. А я же маленький - стеснялся, прятался от них. Тогда бабушки стали вызывать меня на бис, кричали: «Спой еще!» Вот так начались мои выступления перед публикой.

Тем временем, профессиональные занятия в «Ягодке» не прошли даром: Сергей принимает участие в конкурсе «50х50», организованном одноименной программой Первого канала телевидения (в те годы - Первая программа ЦТ) и занимает первое место. Это уже была серьезная заявка на музыкальное будущее школьника. И программа «50х50», и конкурс создавались для того чтобы дать возможность одаренным детям выступить на Центральном телевидении вместе с состоявшимися артистами, а в дальнейшем мэтры шоу-бизнеса должны были всячески помогать юным дарованиям. Финалисты конкурса, а к их числу теперь принадлежал и Сергей Дудинский, в качестве награды могли быть отправлены на учебу в Майами.

Ему действительно предложили 5-летнюю учебу в Америке, но мама наотрез отказалась отправлять 12-летнего ребенка одного в чужую страну на столь долгий срок. Правда, и «Ягодка» тоже осталась в прошлом: Сережу отдали учиться в Музыкальный лицей города Тула. На этом этапе, уже твердо решив стать вокалистом, Сергей попадает к прекрасному педагогу Елене Олеговне Куприяновой, сумевшему дать талантливому ученику азы профессионального мастерства. Сергей до сих пор с теплотой вспоминает свою преподавательницу вокала, до сих пор, бывая в Туле, встречается с ней.

Дальше было поступление в Московскую консерваторию имени П.И.Чайковского. На прослушивание абитуриент из Тулы попал к Вере Кудрявцевой (вдова известного тенора С.Лемешева) и Галине Писаренко. Посмотрев на красивого талантливого провинциального 18-летнего мальчика, метрессы посоветовали ему сначала отучиться в музыкальном училище при консерватории, очевидно заподозрив, что мутация у этого еще почти ребенка не закончилась и рановато ему всерьез заниматься вокалом. Сергей послушался совета и очень легко поступил в училище.

Сокурсники поначалу принимали Сергея за профессионального танцовщика – так легко и грациозно он двигался. Об этом, кстати, говорят и сейчас, приписывая певцу и хореографическую школу.

- Нет, танцевать меня никто не учил. Но, если под «профессионалом» понимать человека, зарабатывающего определенным ремеслом деньги, то я профессиональный танцовщик с четырех лет. Как-то, еще в Ашхабаде, гуляли с родителями, я услышал музыку и побежал к ее источнику. А музыка лилась со свадьбы. Я стал танцевать, а мне давали за это деньги. Когда вернулся к родителям, футболка, за которую и были засунуты купюры, просто раздулась. После того случая мы с отцом время от времени уже целенаправленно «ходили танцевать», на заработки… Видимо, получается у меня это хорошо, вот сокурсники и удивлялись: «что это у нас бальный (исполнитель бальных танцев – Авт.) делает?»

Месяцев через восемь, воспитанный в Туле на лучших образцах классической музыки, Сергей затосковал: в училище в основном разучивали какие-то не очень интересные, с музыкальной точки зрения, песенки. И молодой вокалист снова отправился «штурмовать» консерваторию. Но на этот раз целенаправленно - к маэстро Зурабу Соткилава.

- Пришел в консерваторию, спросил у дежурного, на месте ли Зураб Лаврентьевич, тот ответил, мол, только что приехал, сейчас в таком-то классе. (Как будто я знал, что он именно в это время вернется в консерваторию!). Поднялся в аудиторию: сидит в кресле такой вальяжный Зураб Соткилава. «Я - такой-то. Можно я вам спою». «Нет, сейчас петь не надо. Приходи через неделю». Пришел через неделю:

- Готов вам спеть.

Встал и спел. И вот тогда Зураб Лаврентьевич сказал мне то, что я запомнил навсегда:

- Ко мне приходят многие, но у тебя есть то, что дается одному на миллион.

- Что?

- Сердце...

Так я поступил в консерваторию к Зурабу Соткилава.

Все пять лет Сергей Дудинский проучился у Зураба Лаврентьевича и окончил с отличием учебное заведение. За время учебы он стал единственным тенором, который в 21 год спел полностью партию Ленского. Этот факт принес не только славу, но и дисциплинарное взыскание, как слишком юному Ленскому, так и педагогу - двухлетний запрет на исполнение больших партий. Дело в том, что окончательно мужской голос формируется только к 28 годам, и исполнение серьезных больших партий до этого возраста может привести к катастрофическим для певца последствиям. Но, по словам Сергея Дудинского, Соткилава научил его «хитрому пению», что и позволило без потерь осилить сложную партию.

Вообще, когда в консерватории шли студенческие постановки «Евгения Онегина» с Дудинским в роли Ленского, всегда был переаншлаг: красивый длинноволосый Ленский, еще не спев ни одной ноты, уже вызывал ажиотаж у женской части публики. И когда «их Сереженька», «убитый» Онегиным на дуэли, падал на сцену и лежал не дыша... в лицо «покойному» градом летели записочки однокашниц.

- Лежу, не дышу, записки летят в лицо, надо мной в скорбной позе коленопреклоненный Женя Кунгуров (он был исполнителем роли Онегина в студенческом спектакле - Авт.) поет «убит...», а у самого плечи и голос дрожат от еле сдерживаемого хохота.

Пришлось тогда Онегину чуть не бегом покидать место преступления, чтобы не расхохотаться на сцене: ведь герой романа Пушкина хоть и циничен, но все же не настолько...

Позднее Сергей Дудинский получит премию за лучшее исполнение партии Ленского в опере «Евгений Онегин» на международном фестивале Viva opera в Италии.

Раз большие роли запретили - стали петь маленькие, но только все равно по-своему. Эта черта - спеть все по-своему - сохранилась у Сергея и до сегодняшнего дня. Дали партию Лешего из «Снегурочки» Римского-Корсакова. Спел. Но во время пения исполнял сальто. За это, правда, не ругали, а, наоборот, «спортивного Лешего» пригласили в Большой театр. Мудрый педагог посоветовал отказаться: «Начнешь в Большом с кувыркающегося Лешего, так и будешь кувыркаться до старости...» И ученик послушал учителя.

Другая маленькая партия - Гастон в опере Верди «Травиата» - позднее привела Сергея Дудинского к мировому признанию.

- Режиссер, отсматривающий генеральный прогон постановки, обратил внимание на меня и, наверное, сравнил с исполнителем партии Альфреда, обладающего совсем не романтической внешностью. Пробормотав что-то вроде «боюсь, в этой ситуации зритель не поймет Виолетту», назначил меня петь Альфреда. За один месяц выучил партию!

Окончив консерваторию, Сергей поступил на работу в Центр оперного пения Галины Вишневской. Одна знакомая безапелляционно заявила ему: «Бери ноты, иди к Вишневской! Там настоящая музыка, настоящая жизнь». Дудинский, хоть и страшно волновался, так и поступил. Но, то ли в спешке, то ли от волнения, забыл не только вынуть из кармана мобильник, но даже выключить его.

- Захожу в зал для прослушивания. Сидит Галина Павловна, хмурая. Начинаю петь арию Неморино (из оперы Доницетти «Любовный напиток» - Авт.), и тут зазвонил телефон. Я, продолжая выводить мелодию, уже не по-итальянски, а по-русски, на ходу подбирая слова, извиняюсь перед Вишневской и прошу дать возможность начать с начала. Но тут Галина Павловна рассмеялась и коротко сказала: «Вы приняты».

Сергей стал любимчиком Галины Вишневской, именно ему отдавала она лучшие партии, никогда не оставалась равнодушной к его судьбе. До последнего дня великой певицы Сергей Дудинский работал в созданном ею Центре оперного пения...

С уходом Галины Вишневской для Сергея начался период безвременья, слава богу, очень недолгий. И тут на одном из концертов его знакомят с Мариной Репко, долгое время проработавшей в музыкальной редакции Первого канала, опытным профессиональным продюсером. Это была счастливая встреча: Сергею как воздух нужен был музыкальный директор, а с Мариной совпали и музыкальные предпочтения, да и отношение к жизни. Вместе они работают уже 5 лет.

Сейчас Сергей Дудинский – известный певец, лауреат и победитель многочисленных всероссийских и международных конкурсов, один из любимых учеников мастер-классов Монтсеррат Кабалье, проводимых в рамках фестиваля оперного пения в Барселоне. Пресса награждает Сергея Дудинского самыми разными званиями: то «королем романса», то «восходящей звездой эстрадной классики». После исполнения партии Альфреда в опере «Травиата» о нем стали говорить, как об «уникальном певце с богатым красивым голосом, чутким сердцем и душой». Рок, как оказалось, тоже любим Сергеем.

В 2014 году в Москве решили поставить рок-оперу «Моцарт» - французский мюзикл производства Дова Аттья и Альбера Коэна, посвященный истории жизни Вольфганга Амадея Моцарта. Этот мюзикл считается одним из самых коммерчески успешных проектов, спектакль посмотрели не только во Франции, но и в Бельгии и Швейцарии, Японии и Корее. Организаторы действа никак не могли найти певца на роль Моцарта и пригласили на пробы Сергея. Поначалу Дудинский наотрез отказывался, объясняя, что это не его жанр, что он представления не имеет, как поют рок и так далее. Но продюсер настояла на том, чтобы певец взял послушать диск с «Моцартом», а уже потом дал ответ. Сергей так и поступил.

- Это гениальная музыка. Я сразу понял, что роль Моцарта – моя. Выучил, снова пришел на прослушивание, но мне не дали спеть и нескольких фраз, заявив: «вы нам подходите».

Из-за начавшегося вскоре кризиса проект заморозили, но не закрыли. Поэтому остается надежда, что вскоре и в России зрители смогут насладиться знаменитым французским мюзиклом.

Классика, романс, эстрада, рок – все это сфера музыкальных интересов Сергея Дудинского. Как такое возможно?

- Мне всегда было интересно, как один и тот же голос будет звучать в разных жанрах. Конечно, каждому из музыкальных направлений надо учиться, но мне это нравится. Пусть на учебу уйдет много времени – результат того стоит!

Сегодня голос Сергея Дудинского звучит с экранов телевизоров, на лучших концертных площадках России, Европы и Азии. Повезло, в этом смысле, и Петрозаводску.

Билеты на фестивальный концерт «Эти глаза напротив…» с солистом Дудинским были проданы аж за месяц до даты события. И, действительно, вчера публика переполнила Большой зал филармонии: были и овации, и цветы, и автографы, и массовый выход в проходы между кресел с целью «прикоснуться к звезде»... Но хочется рассказать не о заполнившей зал публике, а о переполнявшем относительно небольшое помещение удивительном голосе Сергея Дудинского.

«Manha de carnival» («Утро карнавала») - если бы певец исполнил только один этот шлягер, воспоминаний каждому зрителю хватило бы на всю жизнь. Вас просто приковывает к этому голосу, никакой фальши – ни в звуке, ни в эмоциональном посыле. Совпадение Сергея с «Утром карнавала» я еще могу как-то объяснить. Но откуда в этом очень молодом человеке, родители которого появились на свет десятилетия спустя после окончания войны, та неутихающая боль по погибшим, застревающая комом в горле, проливающаяся слезами? А ведь «Баллада о матери» вызвала именно такие эмоции: каждый жест, каждый звук, как поклон погибшим и просьба о прощении не дождавшимся сыновей матерям.

Искренность, правда, красота – вот те определения, которые просятся для описания работы на сцене Сергея Дудинского. Если это развеселый «Разговор со счастьем» из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию», то ноги сами начинают притопывать (не даром кто-то в зале выкрикнул: «танцуют все!»). Если «кружит голову мимоза», то смикшированная Сергеем «Sex Bomb» как будто и была написана Томом Джонсом припевом советскому шлягеру…

Да, прав оказался мудрый Зураб Соткилава, сказавший много лет назад своему ученику студенту Дудинскому: «у тебя есть сердце». И Сергей не боится раскрыть его, горящее то страстью, то печалью, перед публикой.

Марина Трубина

#Общество #Статьи #Денис Объедкин
Подпишитесь