Posted 5 февраля 2016,, 15:00

Published 5 февраля 2016,, 15:00

Modified 12 ноября 2022,, 08:27

Updated 12 ноября 2022,, 08:27

Эстетичное «ню» и фотография как светопись

5 февраля 2016, 15:00
Эстетичное «ню» и фотография как светопись
Сюжет
Статьи

«Не каждый верит живописи, но каждый верит фотографии», - так говорил Ансел Адамс, легенда мировой фотографии. О том, что можно увидеть в глазах у людей, как сделать «ню» эстетичным и почему фотограф, это еще и хороший психолог, мы спросили у известного петрозаводского фотомастера Анатолия Прохорова.

- Как фотодело стало вашим ремеслом?

- Совершенно случайно. Мы с ребенком пошли в лес. А в лесу - белочка. Ну как же ее не сфотографировать, особенно, если чадо просит. Сфотографировал. Потом начал потихоньку снимать процесс взросления своего малыша, и в какой-то момент меня это жутко увлекло. Стал щелкать на простенький Canon, делая первые шаги в этом огромном мире фотографии. А уже позже, знакомая предложила создать свою студию. Долго меня уговаривать не пришлось. Сейчас вспоминаю это время с улыбкой. Ни света не было, ничего. Фотографировали просто на вспышке. В какой-то момент повернул свою жизни на 360 градусов. Огромное спасибо нужно сказать моей дорогой жене, по началу она ночами сидела и обрабатывала мои творения. Без ее помощи и поддержки я бы может быть и не решился полностью посвятить себя этому делу.

- А как вы постигали все тонкости фотомастерства?

- Сразу скажу, что я самоучка. Очень много читал, очень много смотрел, очень много практиковал. Ведь в любой творческой работе, даже великолепно зная азы, без каждодневной практики ничего дельного не получится. Вообще, как мне кажется, тут роль играет и некий момент фатализма. Если дано - то будешь видеть картинку, а вот если нет, можно хоть всю жизнь посвятить штудированию пособий, а души в снимках так и не появится.

- Ну а если говорить об известных фотографах на вас повлиявших?

- Тут можно долго перечислять. Хотя мне довелось побывать на мастер-классе у Яна Маклайна. Его работы мне всегда очень нравились. А тут появилась возможность попасть на фотопрактикум. Провели тет-а-тет пять часов. Было очень интересно и даже волнительно, работать с человеком, который снимает для Vogue, фотографирует по всему миру, устраивает фототуры. Беседа у нас была просто замечательная, он у меня даже в последствии спросил «зачем ты приехал, Толя». (улыбается). Хотя вообще, когда я только начинал фотографировать, очень много себя критиковал. То рука не там оказалась, то нога. А теперь понимаю - все приходит с опытом. С опытом приходит и видение модели, снимка в целом.

- А какой жанр самый излюбленный?

- Это, однозначно, портрет. Считаю его одним из самых сложных и самых интересных жанров. Понимаете, ведь когда большую часть снимка занимают глаза, мы хотим глядеть в них, как в зеркало. Если портрет хорошо снят, то мы на него смотрим и пытаемся понять, о чем же думает человек. Пытаемся уловить его эмоции.

- А чем вас привлекает стиль «ню»? Своей провокационность?

- Напротив. Меня интересует эстетика тела. Если углубимся в историю, мысленно вернемся в Древнюю Грецию и Рим, то вспомним, как сильно мастера того времени любили красивые человеческие тела. Как мужские, так и женские. С каким пиететом относились к телу. Все эти выпуклости, впуклости, изгибы, линии. Несмотря на то, что это очень сложный жанр, в нем невероятно интересно работать. Но есть и свои подводные камни - огромную роль играет доверие между моделью и фотографом. Если оно установилось, можно смело воплощать свои задумки. Если модель не доверяет фотографу, она начинает зажиматься.

- Почему вообще люди решают фотографироваться в таком пикантном жанре?

- Кто-то делает такие фотосъемки в качестве подарка своей «половинке». Кто-то просто хочет запечатлеть момент скоротечной юности. Надо понимать, что мы не снимает какую-то пошлость. «Ню» это прежде всего, контурные снимки, рисунок светом. Мы чертим линии и их надо начертить так, чтобы все было красиво, естественно. Я, в принципе, против пошлости. Я - за эстетику и красоту. И, тем не менее, даже делая «аппетитные» кадры, если фотография с лицом - весь акцент на него, на эмоции. Это мое видение. Модель может быть хоть в мешке из под картошки, но мы должны подать это красиво, игриво.

- А модели всегда знают, что делать? Или вы их направляете?

- Я подсказываю в любом случае, вне зависимости от типа съемки. Да, мы каждый день стоим перед зеркалом, знаем нужные позы, ракурсы. Но когда на модель направлена камера, часто она теряется. И тут ей нужно немножко помочь. В этом плане я очень люблю детскую съемку. Это удивительный процесс. Некоторые говорят, что это очень сложный жанр, но я не соглашусь с этим. Если снимая взрослых, нужно быть хорошим психологом, то снимая детей, нужно самому становиться ребенком. Дети никогда не будут специально стараться. Будет ребенок плакать - здорово, рожицы корчить - очаровательно, а если решит быть серьезным - ну что, будущий президент. Конечно, весь детский позитив и эмоциональность идут фотографу, буквально заряжают тебя, как батарейку. Но и отдача должны быть стопроцентной. Дети как детекторы лжи, если человек им не понравится, то лукавить они не будут.

- А идеи для съемок? Ваши или клиентов?

- Иногда приходят уже со своим видением фотосессии, а чаще я сам предлагаю нечто интересное. Часто делаю работы для себя. Что-то кричащее, яркое, безумное. Пусть многие и не поймут такого творчества, но снимать для себя - необходимо. Так мы учимся творить. Начинаем по новому смотреть на кадр. Я часто у девушек спрашиваю, в каком образе они хотели бы предстать: нежном, печальном, игривом, строгом. И чаще всего слышу, «а можно все вместе». Поэтому стараюсь показать многогранность каждой моей модели. В этом помогает и язык тела. Кадры «дорабатываем» ногами, руками, даем возможность нашему телу выразить эмоции.

Вот какие вы хотели бы видеть пальцы на фотографии? Длинные, тонкие, красивые, не скрюченные. Не так то просто их запечатлеть именно такими.

- А почему иногда люди на фотографиях не узнают себя «реальных»?

- У каждого есть свое представление о себе. Мы смотрим на себя в зеркало и понимаем - да, я такой. Но этот образ действительно иногда не совпадает с тем, что можно увидеть на фотографиях. Фотографируясь, мы часто прячемся. Я моделей иногда сравниваю с черепашками. Как только появляется камера, модель сразу в ступоре (улыбается). Это как с повальным увлечением «себяшками». Ведь на селфи мы получаемся именно такими, как сами этого хотим. С прищуренными глазами, губами-уточками. Красота! В фотостудии такого может и не получится. Вдруг, фотограф, губ не разглядит.( смеется) Каждый художник ведь видит по-своему. Я – в том числе, я же не селфист, в конце концов.

-Ну хорошо, а что для вас …идеальный кадр?

- Идеальный кадр… Это сложный вопрос. Если даже и вычленить по идеальному кадру в каждом жанре, то возникает закономерный вопрос: а что же дальше? К чему после мифического идеального кадра стремиться? Можно искать идеал буквально в каждой части тела. Хочу идеально снять талию, а теперь ключицы, а вот если те же ключицы, да еще и капельку воды добавить… Вот и новый идеальный кадр получился. В портрете идеально, когда куча эмоций. Причем, не важно каких. Если смотреть работы фотографов, которые работают на боевых действиях, то смотришь на снимок и хочется плакать. Или ребенок бежит за собакой. И что у собаки, что у ребенка язык на боку, и тоже хочется побежать и улыбнуться. Главное в фотографии - переданная эмоция в данную секунду времени. Ведь фотография - это светопись, способ запечатлеть эмоцию, и эту эмоцию вызвать у зрителя. А уж какие эмоции вызовет фотография, тут все и будет зависеть от того, кто стоит по ту сторону кадра.

"