Речь идет о запросе, который супруга сбежавшего за границу «яблочного» спонсора Василия Попова, отправила организации «Сообщество профессионалов оценки». Разумеется, отправила не как частное лицо, а как депутат Заксобрания Карелии, коим Кравчук является.
Или правильнее было бы, наверное, сказать «числится». Ибо невозможно припомнить, когда последний раз в Заксобрании звучало выступление жены Попова на ту или иную актуальную для избирателей тему. Что бы ни обсуждалось – плата за капремонт, пенсии, льготы, социальные программы, ситуация в медицине или образовании – парламентария Кравчук не видно и не слышно. Причем иногда не видно в буквальном смысле слова, ибо супруга Попова ходит не на каждую сессию.
Словом, Кравчук – эдакий депутат-молчун. Смысл ее пребывания в парламенте, видимо, исключительно в том, чтобы при голосовании нажать на «нужную» (понятно, для кого) кнопку. Или поставить подпись под каким-нибудь очередным письмом, если требуется, чтобы все выглядело официально и, так сказать, «весомо». Ибо адресаты зачастую знать не знают, кто такой/такая Кравчук, но видят указанную в запросе должность – зампредседателя ЗС РК… Солидно, не правда ли?
Так вот, на сей раз вице-спикер Кравчук озаботилась очень животрепещущей темой – уголовным делом в отношении членов окружения местного олигарха Девлетхана Алиханова. Речь идет, напомним, о крупном мошенничестве с муниципальным имуществом. В результате махинаций в частные руки по сильно заниженной цене уплыли два здания в центре Петрозаводска, на Неглинской набережной, и земля под ними.
Об этом деле СМИ писали много, на скамье подсудимых оказалась большая компания экс-чиновников и коммерсантов: бывший первый вице-мэр города Евгений Журавлев, его брат Андрей Журавлев, директор муниципального предприятия Даниил Попов, а также Александр Елизарков и Григорий Копнин (последний является родственником Алиханова).
Мошенническая схема, если говорить вкратце, была такова: был подобран муниципальный объект недвижимости в престижном районе. Потом по инициативе директора МУПа – петрозаводского предприятия электросетей – Попова проведено фиктивное обследование этого объекта комиссией из подконтрольных лиц, по результатам которого был сделан вывод, что предприятию эти здания для своей деятельности вроде как не нужны. И тут же появилось письмо о том, что МУПу срочно нужны средства на замену сетей. Далее была создана аффилированная фирма (будущий покупатель) и подобрана подконтрольная риэлтерская компания. А сделка была замаскирована под продажу неликвидного объекта недвижимости, обремененного в том числе договором аренды. Его, кстати, можно было легко расторгнуть, поскольку по своему назначению арендатором здания не использовались. Но на тот момент в планы организаторов мошеннической схемы это не входило, поскольку расторжение договора позволило бы позволило бы выставить здания на продажу по значительно более высокой стоимости и расширить количество потенциальных участников торгов. Но участникам махинации хотелось совсем другого – купить здания как можно дешевле…
В общем, по результатам якобы проведенного тендера среди «своих» фирм победила та, что формально предложила наивысшую цену (понятно, почти не отличающуюся от заявленной стоимости зданий). А затем уже по федеральному законодательству как собственник зданий эта же фирма выкупила землю под ними за 2,5% от кадастровой стоимости участка, то есть за сущие копейки.
В итоге земельный участок площадью более 5 тысяч кв. м. был продан всего за 74 тысячи (!) рублей. При этом известно, каковы были планы коммерсантов на эту землю. Ее предполагалось использовать для строительства элитного жилья – предполагалось, что проект принесет прибыль более миллиарда рублей.
Суд по достоинству оценил изобретательность организаторов и участников мошеннической сделки, в результате которой бюджет города понес многомиллионный ущерб. Расследование и судебное разбирательство по этому уголовному делу было достаточно долгим, но в итоге в середине октября этого года все фигуранты по приговору Петрозаводского городского суда получили реальные сроки лишения свободы.
Хотя обвиняемые и адвокаты очень старались доказать, что никакой особой ценности имущественный комплекс не представлял, что инициированная в ходе расследования новая оценка объектов недвижимости, на основании которой сделка была признана мошеннической, была проведена неправильно, с нарушениями и пр.
Суд, повторимся, свои выводы сделал. Но, очевидно, приговор осужденные все-таки будут обжаловать в Верховном суде Карелии. Скорее всего, будет это уже после Нового года. И вот тут появляется запрос депутата Кравчук, в котором фактически повторяется то, что в свое время говорили на суде адвокаты фигурантов дела о мошенничестве. Все то же самое – оценка имущества была неверной, прошу провести «внутреннее расследование» в отношении эксперта-оценщика, «заседание дисциплинарного комитета» и т.д.
Звучит, словом, очень грозно. Эту бы энергию и горячее желание разобраться в юридических процедурах, которые продемонстрировала депутат Кравчук, да в мирное русло, для разработки социально значимых законопроектов, например… Но, видимо, жене Попова интереснее поработать «адвокатом» участников мошеннической сделки. Почему?
Ларчик открывается просто. Суть в том, что сама Кравчук, а также Попов являются обвиняемыми в другой громкой уголовной истории. Речь в ней тоже идет о мошенничестве с муниципальным имуществом, принадлежавшем МУП «Петропит». Детали схемы, по которой Кравчук купила имущественный комплекс на ул.Калинина, фактически идентичны махинации, провернутой людьми Алиханова. Все то же самое: обе сделки совершались примерно в один и тот же период 2011-2012 годов. Был «свой» директор МУПа, только звали его не Даниил Попов, а Ольга Залецкая. Ей точно так же вдруг понадобилось срочно продать «ненужное» здание для того, чтобы якобы спасти муниципальное предприятие об банкротства. «Петропит» в итоге все равно, правда, был ликвидирован, но что уж тут поделаешь, так получилось…
Желаемого Залецкая, как и директор предприятия электросетей, добивалась упорно, бомбардируя тогдашнюю администрацию просьбами согласовать продажу имущества. Добилась, хоть и не с первого раза. Здание точно так же было выставлено на аукцион с обременением в виде долгосрочной аренды. И, разумеется, ожидаемо досталось «своему» покупателю, то есть Кравчук. Поскольку арендатором тоже выступала «своя» фирма в лице директора торговой сети «Ленторг» Александры Корниловой. И она после того, как собственником стала Кравчук, от права аренды быстренько отказалась. В итоге депутат Заксобрания стала безраздельной владелицей здания. А затем выкупила и землю под ним – так же, как и в случае с Неглинской набережной, по льготной цене.
«Делу Петропита» еще только предстоит уйти в суд. Но, видимо, его фигурантов сильно напугал суровый приговор по аналогичному «делу о Неглинской набережной». И они решили заранее «потренироваться» с оспариванием оценки имущества, проведенной в ходе расследования. Видимо, рассуждают так: если получится хотя бы частично что-то оспорить при обжаловании приговора людям Алиханова, это можно будет затем попытаться использовать в качестве способа давления на суд уже при рассмотрении «дела Петропита». Если не получится, сделают выводы, чтобы поискать какие-то новые зацепки для юридического крючкотворства, которые помогут если не избежать наказания за мошенничество со зданиями и землей Петропита, то хотя бы смягчить будущий приговор.
А то, что суд признает их виновными в махинациях с городской собственностью, фигуранты «дела Петропита», очевидно, опасаются всерьез. Кравчук уже заявила, что готова отдать приобретенное ею имущество муниципального предприятия обратно городу, и денег ей уже никаких не надо, и ничего… Только бы срок реальный не получить? Что ж, об этом надо было раньше думать, когда придумывали и проворачивали казавшуюся такой выгодной сделку. А сейчас только и остается, что искать какие-то лазейки. Может, не за горами уже и полноценная явка с повинной?