Posted 12 ноября 2015, 14:17
Published 12 ноября 2015, 14:17
Modified 12 ноября 2022, 08:32
Updated 12 ноября 2022, 08:32
Проблема переселения светских жителей Валаама существует уже не первый год и даже не первое десятилетие. Очередная волна противостояние монастыря и жильцов Зимней гостиницы снова поднялась сравнительно недавно. Оставшиеся на острове миряне написали письма Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу, а также президенту России Владимиру Путину, в которых указывают на право гражданина свободно выбирать место жительства и жалуются на невыносимую атмосферу «психологического давления» со стороны представителей церкви. Люди боятся принудительного выселения: по информации СМИ, официально зарегистрированных жильцов начали переселять в квартиры на материке по решению суда. В конце лета появилась информация, что Зимнюю гостиницу полностью отключают от электричества и водоснабжения.
История нашего государства сыграла с жителями Валаама злую шутку. Как они сами справедливо отмечают в своем письме Патриарху, желание монастыря «возродить иноческую жизнь» понятно. Однако «приносить в жертву» ради этого свои интересы тоже никто не хочет. Наши коллеги с портала «7х7» подробно описали ситуацию, с точки зрения светского населения острова. К нам в редакцию обратились представители монастыря, чтобы прояснить ситуацию со своей стороны. Прокомментировать «жестокие методы» выселения мирян с острова Валаам решила директор ООО «СЕНТ» (доверительный управляющий имуществом Валаамского монастыря) Вера Скобелева.
- Если вас действительно интересует ситуация на Валааме, - еще до первого вопроса заявила Вера Александровна, - то первое, что нужно сделать – это приехать и посмотреть, в каком состоянии находится Зимняя гостиница [здание, в котором проживает порядка 150 человек светского населения – прим. ред.]. То, что жителям нужно выплеснуть эмоции – понятно. Все они привыкли к этим местам. Но это умные люди, они отдают себе отчет, что жить в рушащемся здании невозможно. Помимо этого, жители получают с острова деньги. Замечу, что редко кто из них не имеет квартиры на материке. В основном на Валаам приезжают торговать в туристический сезон: люди хотят посмотреть монастырь, а внизу для них стоят ларьки. Раньше это был дикий развал, но сейчас все-таки владельцы платят какую-то ренту за то, что продавцы находятся под навесом, куда можно спрятаться от дождя и убрать товар. Ежедневный доход от продаж составляет от 10 тысяч рублей. Понятно, что люди привыкли отрабатывать там сезон. Но гости приезжают в первую очередь для того, чтобы посмотреть остров, храмы, узнать о монастыре и прикоснуться к этой жизни. Все попутное, если есть – хорошо, нет, значит, этим будет заниматься Валаам.
Вы сейчас говорите о каких-то бизнес-интересах, но в петиции президенту местные жители жалуются именно на выселение…
- Это их бонус. На острове люди живут летом, а иногда и вовсе поселяют там продавцов, если сами не хотят приезжать в сезон. Когда они называют себя местными жителями и говорят, что им негде больше зарабатывать, пройдите зимой по острову и найдите там этих местных. Приезжайте на Валаам сейчас и посмотрите, сколько там людей. Живут они там все условно, это называется «зарегистрированы» на острове.
Среди имен тех, кто выступает против переселения, часто упоминается Ирина Смирнова – экскурсовод. У нее, как я понимаю, нет своей торговой точки на острове. С недавнего времени она была вынуждена вести свои собственные экскурсии, так как ее уволили из монастырского экскурсионного бюро. Почему расстались со специалистом?
- Увольнение произошло после того, как Ирина Смирнова стала во время экскурсий вести определенную пропаганду. Я согласна, что она грамотный экскурсовод, но хочет она того или нет, свое отношение она проецирует на гостей. Не за этим люди приехали на остров, чтобы выслушивать, что здесь не так по отношению к тебе.
Что Вы имеете в виду?
- Она недовольна, как монастырь ведет свою деятельность. Сейчас Ирина водит свои экскурсии. При этом она точно так же сотрудничает с паломнической службой.
Сколько мирян сейчас зарегистрированы на Валааме?
- Чуть больше ста: 115-120…
Почему монастырь выступает против такого соседства?
- Понимаете, монастырь не против соседства в принципе. Нам нужно отремонтировать Зимнюю гостиницу. Мы сейчас переселяем из каре и работного дома только тех, кто хочет переехать. Но Зимняя гостиница находится в очень тяжелом положении. Там нужно проводить серьезные ремонтные работы.
Вопрос с переселением всегда тяжелый. Мы знаем это по истории реставрации Петербурга и Москвы, было много сложных ситуаций в Сочи во время строительства олимпийского комплекса. Но, к сожалению, все это имеет место быть, а других вариантов нет. Мы должны переселить зарегистрированных на Валааме жильцов в пределах муниципального района, то есть в Сортавальский муниципальный округ.
Почему не рассматривался вариант переселения людей внутри острова, без переезда в Сортавалу?
- Предложения выделить землю на территории острова звучали со стороны мирян. Но на острове растут леса первой категории. Какие земли мы вам дадим? Даже если вы выберите для себя участок, никто не позволит его оформить. Приедут приставы и заберут все. В лесах первой категории ничего строить нельзя.
Даже если мы построим в нарушение всех норм здание прямо на Валааме, представьте: сегодня вас двое, завтра у вас ребенок, потом двое, трое, четверо, пятеро… Что дальше? Нужны школы, больницы, необходимо регулярное транспортное сообщение с материком круглый год. Получается, что монастырь уходит, и мы начинаем строить поселок. Но эта территория исторически принадлежит монастырю!
Так сложилась ситуация, что в советское время здесь находился интернат для ветеранов войны. Но когда его перевозили на материк, никто не говорил, что это несправедливо. Хотя уверена, у тех людей тоже были какие-то привычки.
Валаамский монастырь всегда был просветительским центром Северо-Запада. Люди приезжали сюда учиться ремеслам, грамоте, а потом возвращались на материк, где заводили семьи и применяли навыки, полученные на острове. Никогда не было, чтобы кто-то один тут жил, торговал ли, извозом занимался и считал, что всем остальным здесь не место.
Мне кажется, многих настораживает в этой ситуации тот факт, что православная церковь столь активно принялась за выселение светского населения с острова через суд. Такое соединение христианской духовности и бюрократического, делового подхода к делу возможно сегодня?
- Судится не церковь. Судится ООО «СЕНТ». Монастырь должен тоже жить в рамках закона.
На ваш взгляд, церковь выбрала наиболее гуманный из возможных методов решения вопроса?
- Мы предоставляем каждой семье по несколько квартир! Сейчас ко мне приходят люди и просят, чтобы им купили квартиру в другом доме, а не в новом общем. Есть граждане, которые говорят, что не хотят жить вместе со всеми, мол, эти люди надоели уже здесь. Парадокс, согласитесь: здесь им вместе здорово, а в личной квартире в Сортавале – уже не здорово. Я годами говорила, что переселение неизбежно, потому что здания находятся в ужасном состоянии. Рано или поздно их придется закрывать на ремонт, выселяться туда, куда скажут. На тот момент у мирян была возможность выбрать квартиру в Сортавале, чтобы монастырь выкупил ее. Буквально прошлой весной такая схема еще работала. Сейчас данные просьбы уже не рассматриваются. Нам перестали выделять деньги на выкуп квартир в разных районах города, так как построен один дом, куда нужно переехать. Если бы жильцы рассматривали вариант отъезда раньше, то вопрос можно было бы решить так, как они хотели.
Как вы прокомментируете слова жильцов Зимней гостиницы об отключениях горячей воды и электричества? Все это подается, как меры, направленные на выдавливание людей с их законной жилплощади.
- Дело не в том, что мы отключаем по своей инициативе, а в том, что в этом есть необходимость. На домах висели объявления о предаварийных работах. Я хочу напомнить, что на территории монастыря долгое время была проблема с электроэнергией. Мы относительно недавно выхлопотали кабель. А до этого зимой у нас отключали электричество на четыре часа, затем на час снова восстанавливали, после чего света снова не было в течение трех-четырех часов. Тогда никто не говорил о жестокости.
Сейчас мы отключили электричество на четыре часа в течение рабочего дня для того, чтобы обследовать здание. На следующий день – еще на два часа. Да, в ближайшее время придется отключать все полностью, но людям предоставлены квартиры, а они бунтуют, срывая все графики. Дом, который специально построен для жильцов Зимней гостиницы, 3 июля был официально принят Госкомиссией. Кстати, содержим этот дом мы.
В каком году была построена Зимняя гостиница?
- В 1871-м. Нужны еще комментарии? Плюс к этому, в войну здание бомбили. Один угол постройки был просто рухнувшим. Его восстанавливали, когда гостиница принадлежала Дому инвалидов. Интернат тогда отремонтировал так, как смог: в итоге, стена оказалась завалена на полметра внутрь. Эту кладку надо перебирать, что сейчас и будет сделано.
Что появится на этом месте после реконструкции?
- Духовно просветительский центр в рамках программы образования духовных центров на Северо-Западе. Зимняя гостиница признана памятником архитектурного наследия. С ним надо работать так, чтобы он в дальнейшем использовался по прямому назначению. Первоначально – это прием гостей и просветительская духовная деятельность. Этим в Зимней гостинице и будут заниматься, но в расширенных масштабах: там планируется размещать гостей острова. В первую очередь паломников, волонтеров, трудников.
А сейчас где они размещаются?
- Сейчас они живут по 18 человек в комнате. Это люди, которые приезжают в свой отпуск, чтобы поработать на монастырь. За свой счет мы доставляем их на остров, кормим. В свою очередь, они трудятся, посещают богослужения, лекции. Это и есть духовно-просветительская деятельность. Естественно, в Зимней гостинице будут останавливаться и паломники, которые едут издалека. Они уже прибывают на Валаам за свои деньги, оплачивают экскурсии и питание. У нас нет нефтяных скважин, чтобы мы могли содержать всех. На острове в принципе сложно что-либо содержать. Делать запасы у нас негде, а если что-то сломалось, то чинить нужно ехать на материк.
Структура, которую Вы возглавляете – ООО «СЕНТ» – что это за организация?
- Структура создана в 2007-м году. Мы собираем деньги на коммунальные услуги, платим зарплату тем, кто осуществляет эту работу. Деятельность монастыря заключается не в инженерных и не сантехнических работах. Монастырь – это монастырь. Должна быть какая-то структура, которая будет заниматься многочисленными зданиями, их содержанием, оформлением документов и так далее.
Простите за личный вопрос, но Вы сами живете в монастыре?
- По большей части, да. Но зарегистрирована я в своей квартире в Санкт-Петербурге.