Posted 17 июля 2015, 12:35
Published 17 июля 2015, 12:35
Modified 12 ноября 2022, 08:39
Updated 12 ноября 2022, 08:39
Скандал с «Управляющей компанией «Стандарт», которую заподозрили в мошенническом сборе денег с жильцов многоквартирных домов в Петрозаводске, набирает обороты. И объяснения теперь придется давать, похоже, не только коммунальным бизнесменам, но чиновникам мэрии.
Как уже сообщалось, на днях депутат Госдумы Александр Сидякин направил в прокуратуру Карелии запрос о проведении проверки в отношении ООО «Стандарт» и ООО «УК «Стандарт». Парламентарий просит расследовать факт выставления подложных квитанций на оплату услуг ЖКХ жильцам 379 домов в Петрозаводске на сумму не менее 27 млн рублей. Если этот факт подтвердится, то следующим шагом, не исключено, будет возбуждение как минимум трех уголовных дел о мошенничестве.
Депутатский запрос стал результатом недавнего визита Сидякина в Петрозаводск. В карельскую столицу председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, руководитель федерального проекта «Школа грамотного потребителя» приехал после митинга 17 июня, на котором горожане потребовали разобраться с двойными квитанциями за жилищно-коммунальные услуги. Добросовестные плательщики неожиданно для себя оказались злостными должниками за ЖКУ. Причем суммы долгов для большинства пострадавших огромные – от 20 до 30 тысяч рублей.
По словам руководителя регионального Центра общественного контроля НП «ЖКХ Контроль» Дмитрия Данильева, началось все во второй половине 2013 года. Тогда жильцам 379 домов – а это без малого 10 тысяч человек – стали приходить двойные квитанции за «коммуналку».
Управляло этими домами на протяжении довольно долгого времени некое ООО «Стандарт». Как положено, регулярно собирало деньги с жильцов за отопление и т.д. Вот только ресурсоснабжающей организации, ОАО «Петрозаводские коммунальные системы», средства не перечисляло. И задолжало поставщику около 120 миллионов рублей. Когда у «ПКС» терпение кончилось, договор со «Стандартом» они расторгли. И принялись добиваться процедуры банкротства, чтобы вернуть долги. А жителям стали выставлять счета напрямую.
На две буквы
Но «Стандарт», хоть и проиграл все суды с «ПКС», от сбора денег со «своих» домов отказываться не собирался и продолжал тоже слать квитанции от себя. Ничего не изменилось и после того, как в «Стандарте» началась процедура банкротства и в 2014 году был назначен конкурсный управляющий.
- Фактические, скажем так, владельцы ООО «Стандарт» быстро создали новую организацию – ООО «УК «Стандарт». То есть добавили к названию две лишних буквы, не без оснований полагая, что многие жильцы такого небольшого изменения просто не заметят, - рассказывает Дмитрий Данильев.
Словом, «УК «Стандарт», как и ее предшественница ООО «Стандарт», продолжила собирать с людей деньги. Жильцы запутались, многие из них, привыкнув, что они платят «Стандарту», квитанции от «ПКС» игнорировали. То же самое продолжилось, когда с 1 февраля 2015 года «ПКС» перестал поставлять коммунальные ресурсы, поскольку в Петрозаводске появилась единая теплоснабжающая организация, ТГК-1.
Итог – управляющая компания собрала с жильцов не менее 27 миллионов рублей. А люди оказались в долгах, как в шелках перед теми, кому на самом деле должны были платить за отопление, горячее водоснабжение – «ПКС» и ТГК-1.
И все-таки, как так могло получиться, неужели никто из жильцов не пытался выяснить, что это за неразбериха с двойными квитанциями? И кому они все-таки должны платить? Пробовали ли разобраться, есть ли у «УК «Стандарт» договоры с ресурсоснабжающими организациями (их, разумеется, не было)?
Как поясняет Дмитрий Данильев, жильцы, к сожалению, не сумели вовремя раскусить схему масштабного коммунального обмана.
- «УК «Стандарт» действовала, в том числе, на основании поддельных протоколов собраний собственников жилья. Многие жильцы столкнулись с манипуляцией, обманом и передергиванием фактов. Владельцы «УК «Стандарт» не объясняли жильцам, что это новая, недавно созданная компания, а подавали ее как правопреемника старой организации, ООО «Стандарт», - говорит общественник.
Под носом у мэрии
Все это выяснилось уже в ходе последующей проверки, которую провела прокуратура после того, как от ошарашенных многотысячными долгами жильцов пошел вал жалоб. Но, как оказалось, еще раньше люди обращались в мэрию Петрозаводска с просьбой разъяснить им, чьи из квитанций законные?
- Я общался с жильцами, получавшими двойные квитанции , и они рассказали, что приходили в мэрию. И чиновники советовали им оплачивать именно те квитанции, которые приходили от «УК «Стандарт», - говорит Дмитрий Данильев.
Вот такие странные советы… И странно тут вообще все. В трети домов, пострадавших от «Стандарта», более 50% квартир – это муниципальное жилье. В других домах доля муниципальных квартир тоже немаленькая. То есть у администрации города как собственника были все рычаги: выступить с инициативой и созвать собрание о выборе добросовестной управляющей компании, к примеру. Наконец, есть муниципальный контроль, есть служба единого заказчика… И тут вдруг получается, что мэрия не знала и не видела, как у нее под носом ведется масштабная деятельность по отъему средств у граждан?
Но уж теперь-то, после прокурорских проверок и депутатского запроса, чиновники об этой ситуации точно знают. И что же делает мэрия?
Как известно, недавно в стране прошла большая реформа в сфере ЖКХ: управляющие организации должны теперь получать лицензию на свою деятельность. Если управляющей компании в лицензии отказано, в первую очередь по причине недобросовестности, задача городских властей – срочно провести конкурсы и выбрать новые УК для тех домов, которые остались без управления.
Мэрия Петрозаводска эту задачу фактически провалила. Начать все эти процедуры нужно было до 15 мая. Дмитрий Данильев утверждает, что не раз ходил в мэрию, обращался к Галине Ширшиной. И просил, чтобы горадминистрация озаботилась судьбой домов, где управляющие компании остались без лицензий или получили так называемые «нулевые» лицензии (они просто фиксируют вид деятельности организации, но права на управление заявленными ранее домами не дают). В Петрозаводске среди таких «управляшек» оказалась и УК «Стандарт».
Ждите новых двойных квитанций?
В общем, никаких конкурсов в мае мэрия так и не провела. Единственное, что было сделано: с 1 июня дома, которые управлялись «Стандартом», были переданы на аварийное и техническое обслуживание в МУП «ПетроГИЦ». Это чиновники были сделать обязаны: пока не проведены новые конкурсы и собрания, люди должны иметь возможность обратиться за помощью, если в доме случилась коммунальная авария.
Но при этом горадминистрация не поставила в известность жильцов о том, что они теперь обслуживаются в «ПетроГИЦе». И больше месяца люди продолжали звонить в «УК «Стандарт», просить, требовать… И, конечно, получали от ворот поворот.
После визита в Петрозаводск депутата Госдумы и разговора Александра Сидякина лично с мэром Ширшиной в домах все-таки появились объявления о «ПетроГИЦе». Но в них неожиданно нарисовался и все тот же непотопляемый «Стандарт».
- «ООО «Управляющая компания «Стандарт» вела деятельность по управлению вашим домом с начислением платы до 31.05.2015 г. и оставляет за собой право на взыскание задолженности, а так же исполнения своих обязательств».
То есть, если сейчас «Стандарт» опять начнет присылать двойные квитанции, чиновники мэрии советуют жильцам вновь платить? Отдавать деньги организации, которая, не исключено, станет фигурантом уголовных дел о мошенничестве?
В общем, очень интересно, к какому выводу в итоге придет прокуратура, поскольку депутат Сидякин в своем обращении, попросил, в том числе, провести и проверку деятельности горадминистрации. Будем ждать.