Карельская столица в этом году пролетела мимо региональной программы поддержки местных инициатив. Мэрия Петрозаводска с ее огромным штатом чиновников не смогла справиться с задачей, которую успешно решают даже совсем небольшие поселения в республике. А именно, вовремя разобраться с подготовкой документации и организовать честный и открытый отбор проектов. И что в этом случае сделала Галина Ширшина? Догадайтесь с трех раз….
- Это очередная оплеуха жителям? Или мне? – в очередной раз принялась жаловаться мэр газете «Коммерсант».
Но по порядку. Напомним, что региональная программа поддержки местных инициатив стартовала в прошлом году. Изначально в ней участвовали только городские и сельские поселения. Принцип был предложен такой: поселения могут адресно реализовать проекты, которые сами жители считают самыми важными и актуальными. Это может быть строительство спортивных и детских площадок, благоустройство, ремонт социальных или коммунальных объектов. За выдвижение того или иного проекта на конкурс жители голосуют на общем собрании. Основную часть средств для проектов-победителей выделяет республиканская казна, но необходимо и софинансирование со стороны местных бюджетов. А также вклад населения: это могут быть пожертвования отдельных граждан, спонсорская помощь бизнеса и т.д
В прошлом году такой конкурс состоялся впервые: заявки подали 36 поселений, из них 19 муниципальных образований выиграли гранты. И вполне успешно реализовали проекты, на которые ранее у местных администраций собственных сил и средств не хватало. Вот только, чтобы не перечислять весь список, несколько примеров: в трех поселках на севере Карелии – Идель, Лососий Порог и Кочкома — улучшили систему водоснабжения, обустроив колодцы. В селе Крошнозеро открыли спортивно-досуговый комплекс на открытом воздухе, в селе Кончезеро — обустроенный стадион. В Суоярви провели ремонт культурно-досугового центра. Спортивная площадка появилась в Медвежьегорске…
Когда в других поселениях увидели, что новая инициатива – не на бумаге, что она реально работает, количество желающих поучаствовать в программе резко выросло. И региональные власти увеличили финансирование из республиканского бюджета с 8 до 29 миллионов рублей. Вырос и размер гранта, который в этом году могли выиграть поселения на свои проекты, – с 500 до 800 тысяч рублей. Появилось еще одно новшество – в программе предусмотрели участие и двух городских округов, Петрозаводска и Костомукши.
Городские округа: новый опыт
Конечно, для крупного города участие в такой программе – дело более хлопотное, чем для маленького поселка, в котором жителям легче договориться друг с другом о том, что для них важнее: дорога, стадион или ДК (хотя, отметим, конкуренция проектов была и там). В большом же муниципальном образовании жители одного микрорайона хотят разбить у себя сквер, а жители другого заявляют: нам нужна детская площадка. Одно ТСЖ хочет заменить инженерные сети, другое – провести благоустройство на своей территории…
Словом, потребовалось вносить изменения в документацию о конкурсе, что, в общем-то, было сделано довольно оперативно. В декабре был утвержден республиканский бюджет, где было предусмотрено увеличение финансирования программы поддержки местных инициатив. А уже в начале февраля, как рассказали в Госкомитете по местному самоуправлению, городские округа были проинформированы об алгоритме участия в программе.
То есть времени для того, чтобы разобраться в требованиях конкурса и, если что-то непонятно или не устраивает, обратиться в Госкомитет, у городских чиновников вполне хватало. Но тут власти Костомукши и Петрозаводска пошли разными путями. В городе горняков от участия в программе решили воздержаться и подробнее проанализировать опыт прошлого и нынешнего года: какие заявки подавались, как проходило обсуждение и так далее. Петрозаводск же решил участвовать.
Вместо обсуждения - скандал
Что же, пожалуйста, вам и карты в руки. Прошел месяц с лишним, и 17 марта (до окончания срока подачи заявок оставалось чуть больше недели) в мэрии созвали собрание, на котором было предложено обсудить три проекта. Но обсуждение неожиданно вылилось в скандал.
Без всякой предвзятости: все три проекта показались весьма достойными и полезными для города. Благоустройство парковых зон с установкой тренажеров, скамеек, освещения, и так далее – чем плохо? Петрозаводску таких мест отдыха действительно не хватает. Но тут же обнаружились странности. Как выяснилось, эти три проекта изначально были не единственные. На собрание пришли представители нескольких городских ТСЖ, которые заявили, что они тоже направляли в горадминистрацию свои проекты. Собственными силами подготовили документы, потратили время, заручились согласием жильцов о софинансировании. Но с этими проектами в мэрии… Даже неизвестно, что сделали. То ли куда-то в стол задвинули, то ли потеряли, то ли еще что. По крайней мере, управделами мэрии Сергей Кулабухов ничего прояснить не смог и лишь пообещал разобраться.
Но когда уже было разбираться и с чем? После бурных споров представителей «не тех» ТСЖ слушать попросту не стали и утвердили вынесенные на обсуждение проекты. Но и на этом скандал не закончился. Буквально через три дня оказалось, что с одобренными проектами тоже все совсем не гладко. Так, в одном из случаев выяснилось, что заявка подавалась, опять же, от товарищества собственников жилья, но многие из этих собственников ничего об этом не знали. И людей, которые попали в ситуацию «без меня меня женили», это, конечно, тоже возмутило. Тут же выявилась и другая проблема: товарищество вообще не могло выступать заявителем, поскольку не имело права управления территорией, на которой предполагалось реализовать проект – то есть той самой парковой зоной…
Лучше ходить по судам?
Еще раз напомним – все эти подробности всплыли публично, когда до завершения подачи заявок оставалось несколько дней. Что мешало городским чиновникам элементарно сопровождать инициативы ТСЖ при подаче заявок? Прийти и объяснить, мол, есть хорошие городские проекты, но условия конкурса, на наш взгляд, нужно скорректировать, учитывая именно особенности крупного города. Более того, насколько известно, в Госкомитете рассчитывали на такое взаимодействие. Увы.
Напрашивается только два вывода: либо чиновники мэрии просто невнимательно или формально подошли к изучению конкурсной документации, либо… Выполняли установку мэра Галины Ширшиной, что ли? Такая мысль в голову неизбежно приходит после того, как градоначальница вынесла на публичное обозрение свой конфликт с республиканской властью. Помнится, даже во всеуслышание заявляла, что не будет ходить на совещания к первому замглавы республики Олегу Громову и подчиненным своим запретит.
Ну, ладно… Возможно, в мэрии искренне считают, что чем ходить в республиканское правительство, лучше ходить по судам. Вот и в данном случае затеяли тяжбу, хотя она Петрозаводску она все равно ничем бы не помогла. Потому что – и это главное – городская администрация не выполнила даже самое ОСНОВНОЕ условие конкурса. А именно – не заложила в местный бюджет средств на софинансирование проектов. Хотя была возможность это сделать, выйдя с изменениями в бюджет на сессии Петросовета.
Не справились или не захотели?
Собственно, это и стало главным основанием для отклонения заявки от карельской столицы, поскольку нарушало сам принцип программы поддержки местных инициатив. Потому что ее смысл – во взаимной ответственности. Да, республиканский бюджет может обеспечить львиную долю софинансирования проекта. Но не по принципу – вы нам дайте денег, а мы уж потом как-нибудь разберемся, чего и куда потратить. На таких принципах межбюджетные отношения в стране вообще уже давно не строятся. И мэру Галине Ширшиной, которая уже почти два года руководит городом, стоило бы это понять. Вместо того, чтобы жаловаться на «оплеухи».
Тем более, что от администраций других поселений, чьи проекты так же не были допущены к участию из-за несоответствия требованиям или просто не прошли по конкурсу, таких жалоб не услышишь. Может быть, потому, что, в отличие от петрозаводского мэра, там понимают, что вставать в позу вечного обиженного – совсем не лучший вариант. Ибо что делают с обиженными, хорошо разъясняет известная русская поговорка.
А может быть, мэру просто стыдно признаться, что ее занимающая огромное многоэтажное здание на берегу озера «команда» не справилась с тем, что сумели сделать 28 сельских и 13 городских поселений? Те, кто уже в этом году смог не только поучаствовать, но и победить в конкурсе? Или вся эта ситуация для мэра Петрозаводска просто удобна, потому что позволяет опять затянуть песню «нам не дают денег, и поэтому мы ничего не можем?» Почему-то Галина Ширшина упорно не хочет замечать, что это «исполнение на бис» петрозаводчанам не нужно. И что в ответ она… Ну, оплеуху, быть может, не получит. Но освистана будет – это точно.