Киоски и павильоны до прихода на рынок сетей супермаркетов были формами торговли «шаговой доступности» и обеспечивали население товарами первой необходимости. Как сейчас обстоит дело с нестационарной торговлей в Карелии и Петрозаводске?
На этот вопрос дала комментарий Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия Елена Гнётова:
- Считаю, что формат малой торговли резко сократился. Это результат несовершенства федерального законодательства, и злоупотреблений местных властей.
- У вас, как у Уполномоченного, есть подобные обращения предпринимателей?
- Да, есть. Предприниматели жалуются на то, что по разным причинам лишаются торговых мест. Причём, закрытие того или иного нестационарного торгового объекта (НТО) связано не с изменением ситуации на рынке, а с излишним регулированием со стороны местных органов власти. Это может быть произвольный пересмотр органами местного самоуправления схем размещения НТО, произвольное невключение в схему или исключение из схемы действующих объектов, расторжение договоров на земельные участки и, как следствие, демонтаж, так называемых, «самовольно установленных нестационарных объектов».
- Какие примеры можно привести?
- Один из примеров - нарушение прав предпринимателей при демонтаже павильона в городе Петрозаводске. Ко мне обратился индивидуальный предприниматель с жалобой на то, что нормативно-правовой акт органа местного самоуправления «Порядок демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Петрозаводского городского округа» нарушает его права, допуская изъятие у собственника как торгового объекта, так и товара.
- Как Уполномоченный повлиял на эту ситуацию?
- Изучив обстоятельства дела, проведя правовую экспертизу, мы пришли к выводу, что данный нормативно-правовой акт наделяет Администрацию правами, которые выходят за пределы компетенции органа местного самоуправления. Комиссия, которую Администрация создавала в рамках муниципального земельного контроля, передавала права уполномоченной организации на принудительный демонтаж, перемещение и хранение не только нестационарных объектов, но и находящегося в нём имущества. А в определённых случаях предусматривалась возможность утилизации как нестационарных торговых объектов, так и имущества. По моему мнению, этот нормативно-правовой акт не соответствовал нормам федерального законодательства и нарушал права предпринимателей.
Позицию Уполномоченного и индивидуального предпринимателя поддержал Верховный суд Республики Карелия.
Судебная коллегия, которая состоялась в марте этого года, удовлетворила заявление индивидуального предпринимателя и признала документ недействующим, так как он основан на положениях, противоречащих закону.
В итоге права предпринимателя были восстановлены. В настоящее время он продолжает торговую деятельность.
- Что на ваш взгляд необходимо предпринять для поддержки нестационарной торговли?
- Малая торговля является важнейшей инфраструктурой. Без развитых малых торговых форматов не может развиваться малое и среднее производство продуктов питания, сельхозпродукции, изделий легкой промышленности. Институтом Уполномоченных по защите прав предпринимателей, после анализа массовых обращений предпринимателей, были инициированы предложения по совершенствованию законодательства о малоформатной торговле.
На основании предложений экспертов был подготовлен законопроект, который вносит единообразие в регулирование такого сегмента, как нестационарная или мелкорозничная торговля.
Устанавливаются прозрачные правила и требования к формированию и изменению схем размещения нестационарных торговых объектов. Предусматриваются гарантии для предпринимателей, ограничиваются возможности злоупотреблений со стороны органов власти.
- Какие конкретно гарантии может получить предприниматель?
- Законопроектом предусмотрен принцип «меняется место – сохраняется бизнес». Если земельный участок под нестационарным торговым объектом требуется для государственных или муниципальных нужд, то предпринимателю гарантируется предоставление компенсационных мест.
Для субъектов производственного бизнеса, для индивидуальных предпринимателей и членов крестьянских фермерских хозяйств предполагается льготное предоставление мест размещения нестационарных торговых объектов.
- Где можно ознакомиться с этим законопроектом?
- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной торговли)» в настоящее время проходит оценку регулирующего воздействия (ОРВ). Приглашаю всех заинтересованных предпринимателей ознакомиться с этим законопроектом и принять участие в процедуре ОРВ: http://regulation.gov.ru/get.php?view_id=3&doc_id=77334.