Приехавшая из-за границы «яблочный» депутат Заксобрания Карелии Анастасия Кравчук, обвиняемая в мошенничестве с муниципальным имуществом, рассказала, зачем вернулась в Россию.
По телефону с Кравчук после того, как она пересекла границу, пообщался корреспондент, сообщает ГТРК «Карелия». В разговоре фигурантка уголовного дела заявила, что «настроена пережить этот опыт». Как следует из дальнейших объяснений Кравчук, она, очевидно, имела в виду свои ожидания, что ее поместят под стражу или домашний арест.
— Помимо всего прочего, если на меня, зампредседателя Законодательного собрания и члена федерального бюро оппозиционной партии, наложат какие-либо ограничения, это поможет поднять скандал на новый уровень. Что тоже полезно, — сказала Кравчук.
Для кого «полезно», депутат не уточнила, но догадаться можно. Напомним, что завтра «яблочники» намерены провести в Петрозаводске митинг «против политических репрессий». Первоначально предполагался еще и новый пикет за изменение меры пресечения для депутата Петросовета Ольги Залецкой и директора «Ленторга» Александры Корниловой. Они также вместе с Кравчук являются обвиняемыми по делу о мошенничестве с продажей здания и земли МУП «Петропит».
Как считает следствие, мошенническая схема, где «яблочный» депутат Залецкая выступала продавцом, Корнилова – арендатором здания, а Кравчук – покупателем, позволила супруге Попова приобрести внушительный объект городской собственности по сильно заниженной цене. Она была оценена менее чем в 18 миллионов рублей именно из-за заключенного незадолго до этого договора многолетней аренды. По этой же причине на торги заявился только один участник, то есть Кравчук, которая на тот момент формально числилась подчиненной Корниловой в «Ленторге».
Создателем и фактическим владельцем этой торговой сети являлся Попов, который, как отмечалось ранее, в последнее время интересовался строительным бизнесом. Одним из его приобретений стал участок, где был расположен городской кинотеатр «Сампо». Здание, как известно, было разрушено вопреки общественным протестам. На его месте планировалось построить жилую многоэтажку. Вероятнее всего, с этими же целями супруга Попова купила и имущество МУП «Петропит»: помимо здания комбината школьного питания, это большой участок земли почти в центре города со всеми коммуникациями.
Но правоохранительные органы сочли сделку мошеннической и возбудили уголовное дело. Самому Попову в его рамках никакого обвинения не предъявлено. Тем не менее он остается за границей, куда уехал в середине марта вместе с Кравчук. Две другие участницы сделки, Залецкая и Корнилова, были сначала по решению суда помещены под стражу, но затем отпущены под домашний арест.
«Мы еще будем обсуждать, что считать репрессиями»
Таким образом, «яблочная» группа Попова лишилась повода для проведения нового пикета, который, как и предыдущий, официально был объявлен в поддержку арестованных женщин (на деле же на состоявшуюся ранее акцию часть пикетчиков принесла плакаты, направленные против главы Карелии и силовиков). Кроме того, у «яблочников», как отмечалось, возникли трудности с мотивировкой митинга «против политических репрессий». Как заявил в комментарии организатор акции, член партии «Яблоко» Дмитрий Рыбаков:
— Мы также еще будем обсуждать, что считать репрессиями. Если кто-то выдвинет свой пример, мы не будем возражать.
Это заявление он сделал еще до того, как в Петрозаводск приехала Кравчук. В СМИ уже предположили, что именно Попов, находящийся в Финляндии, мог счесть возвращение жены в Карелию «полезным» (если употребить слово, использованное самой Кравчук). Когда было объявлено о возвращении супруги Попова, две другие фигурантки уголовного дела еще находились под арестом. И, очевидно, можно было предположить, что и в отношении Кравчук, которая является главным выгодоприобретателем в сделке с «Петропитом», будет избрана аналогичная мера пресечения. Для «яблочников» это стало бы очередным поводом подогреть интерес к своим акциям.
Но, как уже сказано выше, Верховный суд Карелии проявил снисхождение к Залецкой и Корниловой, поместив их под домашний арест. Кравчук также благополучно пересекла границу России и своим ходом явилась в Петрозаводске к следователю на беседу. Избрание для нее меры пресечения должно состояться сегодня.
Однако, как явствует из телефонного комментария Кравчук, каким бы ни было решение суда – даже если это будет просто подписка о невыезде – «яблочники» все равно намерены использовать его, чтобы «поднять скандал». Очевидно, другого выхода у них просто не остается. Разве что привести в качестве примеров «политических репрессий» арестованных по другим громким коррупционным делам: олигарха Девлетхана Алиханова, экс-спикера Петросовета Олега Фокина или замминистра труда Гивия Карапетова. В отличие от Залецкой, Корниловой и Кравчук, все они сейчас находятся в СИЗО.
Так что можно было бы ожидать, что на митинге появятся и плакаты вроде «Свободу Алиханову». Что было бы логично: ранее и Алиханов, и Фокин тоже объявляли себя «жертвами политических преследований». Горячую солидарность с ними на своих пресс-конференциях проявлял и сам Попов, выступая в их защиту до своего отъезда за границу.
Дефицит «жертв»
Теперь, правда, находящийся за рубежом «яблочник» о своем партнере Алиханове, а также о Фокине предпочитает не вспоминать. Возможно, потому что в «политические репрессии» против «яблочников» уголовные дела в отношении членов партии власти (Алиханов в «ЕР», Фокин был недавно исключен) не вписываются. Так что с реальными примерами «жертв репрессий» возникает проблема.
Любопытно при этом, что в издании, подконтрольном Попову, депутат Кравчук заявляет: нет сомнений, что правоохранители готовят арест ее мужа. Если Попов и его группа так в это верят, то они легко могли бы разрешить трудность, обретя наконец-то «жертву политических репрессий». Для этого спонсору «яблочников» достаточно было бы вернуться в Карелию вместе с Кравчук. Но Попов делать этого не спешит. По версии Кравчук, потому что он «лидер и мозг большой команды», поэтому должен оставаться «на свободе».
Но, скорее всего, дело совсем в другом. Как уже не раз отмечалось, Попов в течение лет пятнадцати регулярно и очень громко заявлял о своем скором и неизбежном аресте и о том, что является главной целью правоохранительных органов. Но долгожданный арест все не случался, а заявления Попова стали уже темой для анекдотов. На сей раз, как уже говорилось, Попову также не предъявлено никаких уголовных обвинений в отличие от его жены, Залецкой и Корниловой. Мало того, еще недавно «яблочник» заявлял, что отстранился от любого формального участия и руководства в своих бизнес-структурах, ничего не подписывает и «не совершает поступков».
Исходя из этих заявлений, вернуться в Россию ему ничего не мешает. Но тогда окончательно рушится «яблочный» план про «политические репрессии». Так что сейчас Попову, очевидно, выгоднее оставаться за рубежом, убеждая окружение в необходимости своей «эмиграции». И оттуда руководить организацией «яблочных» акций, наблюдая, как развернется ситуация вокруг вернувшейся в Карелию жены. Пока, вероятно, все идет не так, как предполагалось. Поэтому становится даже интересно: что еще придумает «лидер и мозг» карельских «яблочников»?
Источник материала: «Республика»
Автор статьи: Серафима Язова