Posted 7 апреля 2015,, 08:02
Published 7 апреля 2015,, 08:02
Modified 12 ноября 2022,, 08:44
Updated 12 ноября 2022,, 08:44
Сегодня многим кажется, что «дикая» приватизация бывшей общенародной собственности закончилась в лихие 90-е годы прошлого века. Вообще-то, тогда все только началось. В ходе первого этапа приватизации в стране было отдано в частные руки, по разным оценкам, от 20 до 30 процентов госсобственности. Финансовые структуры и аффилированные чиновники тогда растащили только самые жирные куски – базовые отрасли экономики. Огромные массивы собственности остались в распоряжении регионов и муниципалитетов. И при виде того, как порой приватизируются эти куски, покраснел бы сам Чубайс.
Я хочу рассказать об истории приватизации одного очень известного петрозаводского предприятия – ОАО «Петрозаводский хлебокомбинат». Это будет нелегкое чтение, оно потребует ознакомления с многочисленными документами. И лениво прокрутить до последнего раздела «Выводы» тут не получится: вопросов будет значительно больше, чем выводов. Но не зря говорят, что верно сформулированный вопрос – это половина ответа…
***
ОАО «Петрозаводский хлебокомбинат» – крупнейшее в Петрозаводске и в Карелии хлебопекарное предприятие. Да не будет это сочтено за рекламу, но его хлебопекарная, кондитерская, кремовая продукция хорошо знакома всем в столице Карелии и за ее пределами. И даже сегодня, когда полки сетевых магазинов забиты привозным хлебом и кодитеркой, многие петрозаводчане отдают предпочтение «своим», «родным» маркам хлеба, батонов, тортов. Предприятие не сдает рыночные позиции и успешно переживает все кризисы.
В свое время, оказавшись в собственности города Петрозаводска, хлебокомбинат не избежал общей тенденции тех лет: предприятие было акционировано и частично приватизировано – были проданы 49 процентов его акций. Были ли серьезные экономически основания у городских властей продавать эффективное и успешное предприятие, нам сейчас судить трудно: экономический контекст того времени ушел в прошлое. Но факт - город все-таки тогда оставил за собой контрольный пакет акций предприятия, позволявший осуществлять полный контроль над его финансово-хозяйственной деятельностью.
Фактом является и то, что покупателя комбината такое положение дел не вполне устраивало, и со временем он добился решения о дальнейшей приватизации комбината, в результате чего Петрозаводск расстался с контрольным пакетом. В распоряжении города остался пакет акции ОАО «Петрозаводский хлебокомбинат» в размере 25 процентов плюс одна акция. Именно такая структура собственности и сохранялась до 2014 года. В соответствии с законодательством такая доля собственности все-таки оставляла Петрозаводску возможность контролировать экономическую политику предприятия, участвовать в принятии принципиальных решений.
Давайте посмотрим, каким предприятие завершило 2012 год. Хлебозавод – открытое акционерное общество и по закону обязано раскрывать свою отчетность. Она, таким образом, не является секретом, и при желании найти и почитать отчеты общества может каждый.
Для читателей, имеющих экономическое образование, архив с годовой отчетностью ОАО «Петрозаводский хлебокомбинат» – тут. Можете составить собственное мнение о положении дел на предприятии. Достоверность отчетности подтверждена аудиторским заключением здесь и здесь. Для тех же, кто не может разобраться в отчетах, поясним: в 2013 год Петрозаводский хлебокомбинат вступил, в общем, с весьма неплохими результатами.
Мы видим уверенно работающее производство. Основные средства предприятия имели на конец 2012 года балансовую стоимость более 51 миллиона рублей. Правда, показана существенная, почти 50-процентная амортизация, но без расшифровки по основным средствам. А средняя амортизация – это как средняя температура по больнице. Предприятие также имело товарно-материальные запасы на сумму более 22,5 миллиона рублей и дебиторскую задолженность (ему должны) более 48 миллионов. На счетах предприятия значилась сумма около 12 миллионов рублей. При этом кредиторская задолженность предприятия (его долги) существенно меньше дебиторской. Предприятие не было закредитовано, в то время висел лишь один краткосрочный кредит на сумму 4,5 млн рублей, что относительно немного. В целом общество не было излишне обременено обязательствами. Чистые активы предприятия, по отчету, составляли 100,3 млн рублей.
Выручка комбината за год составила 287,6 млн рублей, валовая (бухгалтерская) прибыль – более 61 млн рублей. Чистая прибыль за год составила 8,4 млн рублей.
По всем признакам в конце 2012 года это было вполне здоровое финансово предприятие, вовремя платившее налоги и приносившее прибыль.
Почему мы так внимательно рассматриваем именно итоги 2012 года? Да потому, что в 2013 году Администрация Петрозаводского городского округа приняла решение продать свою долю в предприятии и начала готовить эту продажу.
Теперь начнем задавать вопросы.
***
Для начала поставим себя в положение собственника, владельца неких активов. Зачем разумный собственник избавляется от активов? И от каких активов избавляется в первую очередь? Какой разумный и ответственный собственник продает активы, приносящие прибыль? Любой бизнес стремится избавиться от «плохих», «токсичных» активов – то есть от собственности, приносящей убыток, связанной с рисками, но никак не режет курицу, несущую золотые яйца. Был ли Петрозаводский хлебокомбинат в 2013 году таким «плохим» активом? Нет, он был скорее «курицей», несущей пусть не золотые, но все же яйца.
Как собственник 25 процентов акций город Петрозаводск мог бы получать каждый год свою часть прибыли – два с лишним миллиона и более рублей. Не Бог весть что, но это все же доход городского бюджета, а не расход. На эти деньги можно было бы установить пару детских площадок или привести в порядок несколько дворовых территорий или парковых зон. Это – один из тех финансовых «ручейков», которые, в конечном счете, и наполняют городской бюджет. Разве прямой задачей городской власти не является сохранять и лелеять такие «ручейки», вместо того чтобы своими руками перекрывать их?
Может быть, мотивом решения о продаже доли стало опасение за будущее предприятия? Предвидение кризиса и сокращения производства? Но никакие объективные данные на это не указывали. Напротив, на протяжении трех предпродажных лет чистые активы предприятия и получаемая им чистая прибыль только прирастали (см. отчет) – следовательно, это было расширяющееся воспроизводство. А что касается кризисов, то история ясно учит: чем ниже благосостояние народа, тем больше хлеба он потребляет. Россияне перестанут есть рыбу, сыр, мясо и бананы. Но они ни при каких условиях не перестанут есть и покупать хлеб, сколько бы он ни стоил. В этом смысле хлебопекарное производство – одно из самых устойчивых в кризисные времена (не говоря уж о его социальной значимости).
Тем не менее, 18.12.2012 г. Петрозаводский городской совет принял решение № 27/16-228, которым утвердил Прогнозный план приватизации муниципального имущества в 2013 году. В Плане значился и пакет акций ОАО «Петрозаводский хлебокомбинат». Каковы были мотивы этого решения? Не скрывался ли за этим «коллективным» решением вполне частный интерес?..
***
Ну ладно, решили продавать – давайте продавать. Каждый продавец, естественно, заинтересован в том, чтобы продать подороже. В данном случае, напомним, речь идет об общей собственности всех петрозаводчан, и в наших общих интересах было получить от сделки как можно больше средств в бюджет.
Спросите себя: вот если бы вы взялись продавать предприятие, о показателях финансово-хозяйственной деятельности мы говорили? Вот чисто интуитивно, не являясь специалистом-оценщиком, во сколько бы вы его оценили?
Вот объявление об аукционе по продаже пакета акций ОАО «Петрозаводскй хлебокомбинат», опубликованное в газете «Городские страницы» 26 июля 2013 года.
Давайте вместе прочитаем перечень только недвижимого имущества выставленного на продажу предприятия.
- Пекарня-магазин общей площадью 436 кв. м
- Склад бестарного хранения муки, общая площадь 1309,7 кв. м
- Склад хранения муки, общая площадь 664,1 кв. м
- Пекарня-магазин, общая площадь 86,1 кв. м
- Котельная, общая площадь 370,1 кв. м
- Мазутохранилище, общая площадь 143,7 кв. м
- Склад-ангар, общая площадь 322,3 кв. м
- Склад, общая площадь 454,0 кв. м
- Столярная мастерская, общая площадь 176,1 кв. м
- Здание хлебокомбината, общая площадь 9021,2 кв. м
- Площадь земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество, 43901кв. М
Давайте добавим к этому все то, о чем мы говорили ранее – оборудование и технику, товарно-материальные запасы и финансовые ресурсы, прочие активы. Как вы думаете, сколько все это вместе стоит?
Сколько, по-вашему, стоит один только земельный участок под комбинатом – недалеко от центра города, в прибрежной зоне, со всей инфраструктурой, с подведенным природным газом? Какую разумную цену должен был назначить город за свои 25 процентов всего этого?..
Так вот, к предпродажной оценке предприятия была привлечена некая иногородняя оценочная компания. И эта честная компания оценила городскую долю в собственности предприятия в сумму (внимание!) шесть миллионов триста тысяч рублей. 6 300 000 рублей!
Как такое могло случиться? Кто привел к нам эту оценочную компанию? Почему не была привлечена к оценке одна из петрозаводских оценочных компаний? Может, потому что работающие в Петрозаводске оценщики заботятся о своей деловой репутации? Может, им просто совесть не позволила бы оценить такую собственность в сумму, которая в том году составляла цену средней квартиры в новостройке на Варкауса или двух «хрущевок»?
Как, почему городская власть согласилась с такой оценкой? Что, бюджету совсем деньги не нужны? Каким экономическим кретинизмом можно объяснить продажу за 6 миллионов доли в предприятии, которая только чистой прибыли бюджету могла бы приносить по два с лишним миллиона в год?
Кто и как «договорился» с оценочной компанией? Кто заставил чиновников городской администрации смириться с этим? Кто заставил народных избранников – депутатов горсовета – закрыть глаза? У них там ничего не ёкнуло? Спали крепко, кушали с аппетитом?.. И насколько бескорыстно было такое «молчание ягнят»?..
***
Нет, абсурдность происходящего никому не бросилась в глаза. Дальше – больше. На 18 сентября 2013 года был назначен аукцион. Стартовая цена пакета акций – 6,3 млн рублей. Сумма задатка – 630 тысяч рублей. Шаг торгов – 315 тысяч рублей.
По идее, за такой кусок собственности, да по такой цене, на аукционе должна была развернуться целая битва. Многие бизнесмены, да и просто состоятельные граждане, наверное, поборолись бы на торгах, чтобы заполучить пакет акций. Торги, ажиотаж, стук молотка аукциониста, «кто больше?»…
…О том, насколько тихо и неинтересно все прошло свидетельствует итоговый Протокол аукциона.
Никакого ажиотажа, никакой борьбы. По существу, в ходе аукциона был сделан только один шаг в 315 тысяч рублей. И городской пакет акций хлебокомбината ушел покупателю практически по стартовой цене: цена продажи по итогам аукциона составила 6 615 000 рублей. Победителем аукциона, согласно Протоколу, было признано некое общество с ограниченной ответственность «Орзенский бор», которое на торгах по доверенности представлял гражданин Евгений Львович Кацнельсон.
Как говорил в «Собачьем сердце» Шариков, «Свезло так свезло!» Но на этом везенье покупателя не закончилось. Город Петрозаводск продолжил аттракцион невиданной щедрости. 8 октября Администрация Петрозаводского городского округа подписала Договор купли-продажи пакета акций с ООО «Орзенский бор». В этом договоре была не только зафиксирована полученная в ходе торгов цена сделки в 6 615 000 рублей, но еще и предоставлена покупателю рассрочка по оплате на 6 месяцев! И пользование деньгами бюджета в течение шести месяцев обошлось «Орзенскому бору» недорого – всего лишь по ставке рефинансирования, действовавшей на тот момент.
Вот вы могли в 2013 году взять в кредит 6 миллионов под 8,25 процента годовых? А город такой кредит давал… За счет бюджета.
Ну и финальный штрих. От имени Петрозаводского городского округа договор продажи доли в ОАО подписал заместитель Главы администрации Петрозаводского городского округа, председатель Комитета экономики и управления муниципальным имуществом Евгений Фрейдин. Он же одновременно фигурировал в списке аффилированных лиц ОАО «Петрозаводский хлебокомбинат» в качестве члена Совета директоров. То есть высокопоставленный городской чиновник совершает такую удивительную сделку с компанией, инсайдером которой он является? Не слишком ли – даже для Петрозаводска?..
***
Теперь давайте рассмотрим, кто же, собственно, является удачливым приобретателем активов Петрозаводского хлебокомбината. Для этого почитаем Список аффилированных лиц ОАО «Петрозаводский хлебокомбинат» на 31.12.2013 г. Здесь отражены крупные акционеры и прочие граждане, которые могут отказывать решающее влияние на деятельность предприятия.
На заметном месте – Владимир Феликсович Юрченко с 24,5 процента капитала. В списке он наделен следующими регалиями: «Лицо, осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа акционерного общества. Лицо принадлежит к той группе лиц, к которой принадлежит акционерное общество. Лицо является членом совета директоров акционерного общества. Лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, составляющие уставный капитал акционерного общества».
И опять пошли вопросы. А не тот ли это гражданин Юрченко, который в «лихие девяностые» был, так сказать, широко известен в узких кругах, в том числе был прекрасно знаком работникам правоохранительных структур тех времен? Не он ли в свое время был одним из подозреваемых в организации убийства тогдашнего директора Петрозаводской нефтебазы Аполлонова, но тогдашнее следствие не смогло (или не захотело) собрать достаточное количество улик?..
Не его ли сестра Наталья в свое время была замужем за другим очень авторитетным персонажем карельской истории Александром Ткаченко, которого убили в начале 2000-х? И не та ли самая Наталья Николаевна Румянцева числится в Списке аффилированных лиц ОАО «Петрозаводский хлебокомбинат» под номером 8 – с капиталом 31,2 процента акций?
И наконец, не Юрченко ли является фактическим собственником того самого ООО «Орзенский бор», которому в результате удачно проведенного аукциона достались 25,8 процента акций, ранее принадлежавшие городу? Не он ли является главным выгодополучателем от состоявшейся приватизационной сделки?
***
Давайте теперь еще раз положа руку на сердце спросим себя: могла ли состояться такая сделка без доброй сотни «друзей» и «помощников» в здании на Ленина, 2? Прямое или косвенное участие в этом приняли десятки чиновников и депутатов. Кто-то принимал активное участие в подготовке сделки, в работе по внесению предприятия в приватизационный план, по документальному оформлению, юридическому обоснованию. Кто-то организовывал и направлял беспроблемное прохождение вопроса в депутатской комиссии и «правильное» голосование на сессии горсовета. Кто-то договаривался с «правильной» компанией-оценщиком. Кто-то просто делал вид, что ничего особенного не происходит, закрыв глаза и уши. Кто-то, даже не пытаясь разобраться, поднял руку «за»…
Могло ли все это срастись вот так само собой, без единой направляющей воли, без мощного лоббиста, который смазал и подтолкнул механизм городской власти в нужную сторону?
Есть предположения, кто, вообще, при мэре Левине мог выступить таким лоббистом? Кто полностью контролировал администрацию, расставив своих людей на ключевые посты? Кто практически полностью контролировал и городской совет, имея «ручного» председателя и послушное большинство?
Не является ли петрозаводский «олигарх» Девлетхан Алиханов единственным, кому это было по силам? Не его ли это масштаб и почерк? Документальных подтверждений этому нет. Но что это была бы за лоббистская деятельность, когда она оставляла бы документальные подтверждения?..
Имел ли Алиханов какие-то подобные дела с Юрченко до или после этого? Для ответа на этот вопрос будет, наверное, интересно почитать вот этот документ.
Это коллективное обращение работников муниципального предприятия «Автоспецтранс» в следком и ФСБ. В нем раскрывается показательная картинка того, как Алиханов, действуя в интересах компаний, соучредителем которых (согласно Госреестру юридических лиц) являлся Юрченко, убивает муниципальное предприятие и перекраивает городской рынок услуг по вывозу мусора. Могло ли нечто подобное происходить и в случае с Петрозаводским хлебокомбинатом?..
Не является ли косвенным подтверждением этого и совершенно феноменальная «преемственность», проявленная высшими должностными лицами Петрозаводского городского округа в вопросе о продаже хлебокомбината? Да, господа! В момент подготовки приватизационной сделки, если помните, состоялись выборы мэра Петрозаводска. Сделка готовилась при мэре Левине. Потом, как нам рисовала пресса, ушла «плохая» и «коррумпированная» команда мэра Левина, а в результате выборов в мэрию пришла «честная» и «некоррумпированная» команда мэра Ширшиной. Но на ход сделки с хлебокомбинатом это почему-то никак не повлияло.
Могла ли мэр Ширшина воспрепятствовать сделке? Напомним хронологию. 9 сентября 2013 года Ширшина выиграла выборы. 11 сентября она официально вступила в должность мэра. А 18 сентября состоялся аукцион. Можно было отменить приказ предшественника о проведении торгов и аннулировать объявление в газете? Можно было собрать внеочередную сессию горсовета и внести изменения в приватизационный план? Можно было, наконец, поднять шум в прессе, мобилизовать общественность, обратиться в правоохранительные органы, чтобы предотвратить продажу?.. Наверное, это могло бы стать действительно добрым делом, которое мэр Ширшина сделала бы для всех петрозаводчан. Но не стало.
Почему? Пролоббированные Алихановым сделки и для Ширшиной – святое? Не проверяются, не ставятся под сомнение? А при необходимости – даже покрываются?
Вот ответ мэра Ширшиной на запрос одного из депутатов горсовета, усомнившегося в правомерности совершенной городом сделки.
Ответ в стиле «Все хорошо, прекрасная маркиза!» Похоже, нового мэра полностью устраивают полученные в наследство дела предшественника?
И вытекающий отсюда сакраментальный вопрос: чего, вообще, стоят все рассказываемые нам сказки о «смене власти» и «политической борьбе»? Меняется ширма, меняются марионетки – больше, похоже, не меняется ничего…
***
Надеюсь, что, может быть, интерес к этой сделке проявят и правоохранительные органы. Лучше, как говорится, поздно, чем никогда. Если нет – придется продолжить журналистское расследование.