Posted 26 февраля 2015, 09:59
Published 26 февраля 2015, 09:59
Modified 12 ноября 2022, 08:46
Updated 12 ноября 2022, 08:46
В Карелии реализуется проект «Край родной – родное слово», который направлен на привлечение общественного внимания к красоте родного слова, к истории и традициям народов, проживающих на территории Карелии. В рамках проекта молодёжь Карелии сможет посетить мастер-классы по лингвокраеведению и культуре речи, проводимые преподавателями кафедры русского языка ПетрГУ, посмотреть выступления школьников на Литературной гостиной на базе Средней школы № 42 Петрозаводска, сшить Одеяло Дружбы, принять участие в Дискуссионном клубе и молодёжных встречах.
«В Карелии большое место отводится осмыслению роли и места языка в нашей жизни, вытекающих из него принципов языковой политики и направленность языкового обучения. Находясь в определенном языковом доме, человек «дышит воздухом родной речи, которая вместе с культурным подтекстом формирует его интеллектуально духовный генотип. Живя в естественном исторически сложившемся равновесии, народы Республики Карелия используют русский язык как литературный, как живую ненормированную речь. Живая ненормированная речь составляет золотой запас культурного языка русской нации, способствует «взаимообучению» народов и освоению чужого духовного опыта», - пишет в своей книге «Русское слово: конец XX- го века» (СПб, 2000) доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РК и РФ Л.В.Савельева.
Об одном из таких примеров «взаимообучения» народов 24 февраля 2015 г. рассказала на встрече с учащимися Республиканской школы искусств профессор кафедры русского языка ПетрГУ, заведующей лабораторией лингвокраеведения и языковой экологии Л.П.Михайлова.
«Мы редко задумываемся, что таят в себе те или названия, почему те или иные слова являются однокоренными. А между тем, знание об истории топонимов помогает лучше и полнее понять саму историю края», - говорит профессор.
«Для себя я узнала много нового после такого мастер-класса. Стало интересно, что ещё у Карелии есть удивительного. Когда нас спросили: «почему Соломенное называется Соломенным?», все ответили: «Потому что там всё связано с соломой: может быть, там было производство соломы, или коней там держали, и поэтому нужно было много корма и соломы. Может быть и потому, что там крыши у домов были соломенными…». Мы все были в недоумении и искали ответ на поставленный вопрос. Всё оказалось гораздо проще с одной стороны, и сложнее – с другой. Соломенное означает «селение на проливе» и произошло от финского слова salmi. Давным-давно более 1000 лет назад восточные славяне переделали на свой лад это слово. Так получилось слово «соломя», из которого позднее и произошло название «Соломенное» - делится своими впечатлениями участница мастер-класса, ученица Республиканской школы искусств.
На подобных мастер-классах Любовь Петровна рассказывает о том, почему Деревянное и Суоярви – это однокоренные слова, откуда произошло название населённого пункта Вяртсиля, что общего между деревней Чёлмужи и посёлком Соломенное в Петрозаводске.
На мастер-классе «На поле брани» кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ПетрГУ Е.А.Мухина рассказывает о функциях нецензурной лексики и последствиях употребления бранных слов. Отметим, что сквернословие не является исконно русской традицией и на Руси до середины 19 века являлось уголовно наказуемым. Сквернословящего человека подвергали публичной порке. В Советском Союзе за нецензурную брань в общественном месте полагалось 15 суток ареста.
«Очень часто говорят, что современная молодёжь просто разговаривает на матерном языке. Это связано с тем, что никто не разъясняет, почему лучше отказаться от использования бранных слов. Любое слово воздействует на наш организм и на наше окружение. И это воздействие было подтверждено экспериментально: учёные проводили опыты с самым распространённым веществом - водой. Та вода, над которой произносили добрые слова, влияет благотворно на окружающую среду, например, повышается всхожесть семян при поливе такой водой. И наоборот. Другим важным моментом в употреблении слов является влияние на мутацию организма на уровне хромосом. Если сам человек и его окружение часто используют бранные слова, то это ведёт к быстрому старению и развитию хронических заболеваний», - комментирует Елена Александровна.
«Мне очень понравилась такая форма работы, в доступной и понятной форме нам рассказали о функциях бранных слов, о том, что происходит с человеком после постоянного употребления нецензурной лексики. Больше всего мне запомнилась красивая снежника – молекула воды, потому что красиво – всегда лучше! А ещё я задумалась над тем, что у человека всегда есть выбор: как поступать, как разговаривать, как мыслить, как жить!» - ученица 8 класса Школы искусств.
В рамках проекта «Край родной – родное слово!» состоится Литературная гостиная, посвящённая творчеству А.С.Пушкина. Она пройдёт в пятницу 27-го февраля в 15 00 в Средней школе № 42 (г.Петрозаводск, ул.Берёзовая аллея, 23). Участие в ней бесплатное. Необходима предварительная регистрация по эл почте mskmo@mail.ru.