16 декабря в Институте экономики Карельского научного центра РАН прошел «круглый стол» по теме «Механизмы поддержки и стимулирования развития импортозамещающих и несырьевых экспорториентированных производств в Республике Карелия». Его организатором выступила экспертная группа по мониторингу внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в республике. В мероприятии участвовали представители органов государственной власти и местного самоуправления республики, руководители и представители карельских предприятий, компаний и бизнес-ассоциаций, ученые и эксперты. Вел заседание директор Института экономики, руководитель экспертной группы Юрий Савельев.
Вопрос о создании механизмов стимулирования развития импортозамещающих и несырьевых производств, которые могут создать новый экспортный потенциал страны, поставлен высшим российским руководством как необходимое условие противодействия внешнеэкономическим санкциям, введенным в отношении России в 2014 году. Такие механизмы должны быть созданы в течение ближайших двух лет. Об этом говорится и в недавнем Послании Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации, а также в поручениях Президента России, подготовленных по материалам послания.
Карелия имеет значительный потенциал для создания и развития импортозамещающих и несырьевых экспорториентированных производств. Он представлен имеющимися производственными возможностями монопрофильных городов республики, возможностями глубокой деревопереработки, развития тяжелого и лесного машиностроения, судостроения, возможностями создания перерабатывающих производств и центров кластерного развития на базе горнопромышленного комплекса, а также широкими возможностями развития форелеводства, агропромышленного комплекса и пищевой промышленности, базирующейся на переработке местных органических ресурсов. Развитию несырьевых экспорториентированных производств способствует также приграничное положение республики и заинтересованность западных партнеров (прежде всего, Финляндии) сохранять и развивать экономические отношения с российскими регионами даже в условиях внешнеэкономических санкций.
- Создание и развитие импортозамещающих и несырьевых экспорториентированных производств во многом будет зависеть от того, насколько эффективные и действенные организационно-правовые и финансовые механизмы поддержки будут созданы, - отметил Юрий Савельев. - Поэтому основная цель сегодняшнего «круглого стола» - обозначить проблемы и выработать предложения и рекомендации по формированию такого организационного и финансового механизма поддержки, а также обсудить возможность реализации пилотного проекта, направленного на внедрение этого механизма.
При этом модератор «круглого стола» подчеркнул, что эта работа будет продолжена на последующих заседаниях, все предложения и рекомендации будут структурированы и переданы в Правительство Российской Федерации и Автономную некоммерческую организацию «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Агентство сейчас работает над формированием программы по импортозамещению и выясняет, какие меры должны быть приняты на федеральном и региональном уровнях по развитию этого направления.
- Карелия традиционно считается экспорториентированной, - отметил заместитель министра экономического развития республики Сергей Алимпиев. – Мы зависим от того, как эта сфера себя чувствует. Кроме того, нам нужны устойчиво работающие производства, которые незначительно зависят от импортных поставок.
В этой связи он также подтвердил необходимость создания механизмов поддержки и стимулирования таких производств.
Участники «круглого стола» в основном говорили о проблемах, с которыми сталкиваются предприятия, работающие на экспорт. Прежде всего, это связано с неимоверно большим объемом предоставления всевозможных сведений в контрольно-фискальные органы, таможенным администрированием. Выступающие сошлись во мнении, что даже предприятия, которые уже десятилетиями работают на экспорт, находятся под бюрократическим прессом и постоянно сталкиваются с несовершенством «правил игры». Причем, это касается как малых и средних предприятий, так и крупных. Что уж говорить о тех, кто только встает на этот тернистый путь?
Участники заседания пришли к мнению, что, проанализировав высказанные в ходе «круглого стола» проблемы и предложения, необходимо сформировать перечень рекомендаций по формированию организационного и финансового механизма поддержки и стимулирования развития импортозамещающих и несырьевых экспортоориентированных производств. Отмечалась необходимость решений как на федеральном (функционирование финансово кредитной системы, структурный анализ баланса импорта/экспорта и др.), так и на региональном (определение отраслей с наибольшим региональным мультипликатором, определение конкретных получателей поддержки и т.п.) уровнях. Кроме того, обращено внимание на недопустимость сворачивания уже проводимой работы. В частности, по поддержке малого и среднего предпринимательства, улучшению инвестиционного климата.
Как было сказано в начале заседания, обсуждение темы, рассмотренной на «круглом столе», будет продолжено, поскольку некоторые предложения и рекомендации требуют дальнейшей проработки.