В Карельской филармонии появился второй дирижёр. Само по себе событие обычное и даже рядовое. Любой оркестр нуждается во втором дирижёре. Но наш маэстро – выходец из Гвинеи-Бисау, родившийся в Москве, выросший в Санкт-Петербурге, а в 35 лет решивший расстаться со всеми прелестями Северной столицы и приехать в Петрозаводск. Он дирижировал спектакли в Михайловском театре, преподавал в семинарии и снимался в кино. Что же так привлекло петербургского дирижёра в наших краях? Почему Алексей Ньяга решил в корне поменять свою устоявшуюся, комфортную жизнь?
Алексей, вы теперь редко видитесь с любимой женой и двумя маленькими детьми, оставили интересную работу в Санкт-Петербурге ради небольшого города, Симфонического оркестра Карельской филармонии и оркестра Музыкального театра…
Почему?
- Я сам себе до конца не могу ответить на этот вопрос. Меня до сих пор удивляет, с какой лёгкостью мне удалось распрощаться со многими вещами, связывавшими меня с Петербургом. С одной стороны у меня всё было, я занимался тем, что мне нравилось. У меня были студенты в хоровом училище, замечательные студентки в семинарии, Михайловский Театр, храм, в котором я пел – в общем, всё сложилось.
Почему же тогда решили всё поменять?
- Я захотел настоящей практики. Почувствовал, что моё нежелание впускать в жизнь что-то новое начинает мне мешать, я в каком-то смысле «застрял». К тому же Анатолий Иванович Рыбалко (главный дирижёр Симфонического оркестра Карельской филармонии – прим. автора) давно меня подталкивал к переменам в творческой жизни.
А как на это решение отреагировала ваша семья? Это ваше первое длительное расставание?
- Буквально за две недели до приезда сюда, я полтора месяца был ассистентом в постановке оперы «Чародейка» Чайковского в Вене. Это было первое серьёзное испытание для семьи, ведь сынишке тогда было меньше двух месяцев. И когда я приехал и сообщил супруге, что еду работать в Петрозаводск, она совершенно неожиданно с лёгкостью сказала: «Да, тебе нужно попробовать».
Чего ожидаете от приезда сюда?
Самое главное ожидание – обрести баланс. Сейчас переживаю, потому что не могу быть с семьёй, расстраиваюсь, что не вижу, как растёт сын, пропускаю трогательные моменты, когда ребёночек переворачивается, начинает ползать. Скучаю по трёхлетней дочурке и супруге. Но я понимаю, что это переживание ни в коем случае не должно отражаться на работе.
Вы уже несколько недель в Петрозаводске и успели вкусить новой жизни. Насколько это отличается от того, чем вы занимались раньше?
- В Петербурге я привык готовиться к каждой из программ очень долго, концертов было не так много, и времени хватало. Здесь же всё в стрессовом режиме. Но человек адаптируется ко всему. Если бы раньше мне сказали, что за неделю нужно выучить спектакль, я бы уверял, что это невозможно, а теперь я не пугаюсь. Вот седьмого числа в театре нужно дирижировать «Золушку», я пока этого балета не знаю, но понимаю, что у меня нет выбора, я выучу и сделаю это хорошо. Европейские дирижёры только в таком режиме и работают. И это всё опять же благодаря Анатолию Ивановичу, он сам когда-то ступил на этот путь и понял, что именно такой режим делает музыканта профессионалом.
Анатолий Иванович Рыбалко ваш друг и наставник? Вы давно знакомы?
О, мы знаем друг друга уже лет двадцать. Сначала нас связывали только футбольные матчи: он играл за училище Римского-Корсакова, я - за хоровое. Затем я каким-то чудом я попал в консерваторию на курс к Елизавете Петровне Кудрявцевой. Конечно, сначала я был уверен, это благодаря моим талантам, но потом оказалось, что посодействовал Анатолий Иванович. Когда любимого педагога не стало, у студентов образовался вакуум, мы как будто осиротели. Мне, признаюсь, было тяжело. Я не говорю, что её место занял Анатолий Иванович, но он в том же ключе продолжил наставлять своими мудрыми советами. До сих пор он играет в моей жизни удивительную роль не просто старшего друга, а именно учителя, который всегда интересуется моими репетициями, творческими планами.
Помните ли свой первый концерт?
Я очень хорошо помню своё первое выступление – в детском саду. Причем, как я понимаю сейчас, это было очень смешно. В нашей группе была девочка, наполовину конголеска, а ее мама, как и моя, была русская, и носила она простую русскую фамилию Иванова. Я тогда тоже был под маминой фамилией – Антонов. И вот объявляют: Марина Иванова и Лёша Антонов споют «Ах вы, сени, мои сени», и выходят два тёмных ребёнка… Я тогда не мог понять, почему объявление нашего номера и наш выход вызвали такой гомерический хохот – мы же серьезно готовились!(Смеется).
Алексей, у вас наверняка много интересных моментов, связанных с вашей экзотической для севера внешностью?
- Ко мне часто обращаются режиссёры, предлагают сыграть в кино. В детстве я играл маленького Пушкина. Несколько лет назад снимался в сериале «Гончие», в «Синдбаде» играл капитана сомалийских пиратов. Я там хожу в камуфлированном военном костюме, в красном берете, с пистолетом за пазухой и управляю огромными страшными пиратами, каждый из них вдвое выше и крупнее меня… Но почему-то они беспрекословно меня слушались! (Смеется). Также скоро должен выйти короткометражный детский фильм по повести Крапивина «Я иду встречать брата», его снимала выпускница Института кино и телевидения.
Не вредят ли такие образы профессии дирижёра?
Это же только образ. Я сам не такой, не хожу с ножом и пистолетом. Я так всем и объясняю, что это не я.
Вообще сниматься в кино очень увлекательно, киношники – интересные люди… Ведь как дирижёр я стою всегда спиной к публике. А вот ощущение, когда разворачиваешься к публике лицом (в данном случае посредством камеры) – совершенно другое, во многом надо себя преодолеть. Поэтому мне интересно попробовать, потренировать ощущения: смогу ли я сыграть так или по-другому.
Алексей, теперь Петрозаводск станет для вас почти родным… Нравится ли вам этот город?
Петрозаводск мне понравился ещё два года назад, когда я играл здесь свой первый концерт. Сейчас я пока не нашёл времени, чтобы прогуляться по городу, но обязательно это сделаю. Город хоть и небольшой, но мне здесь комфортно, по-домашнему, нет ощущения, что нахожусь далеко от Петербурга.
Есть ли места в нашем краю, где хотелось бы побывать?
С 16 лет я пою в петербургских храмах, и в незнакомом городе всегда интересно посмотреть церкви. Конечно, хотел бы попасть на остров Кижи. Наверное, нужно будет взять в охапку Анатолия Ивановича и съездить куда-нибудь на природу, просто прогуляться по лесу подальше от трасс и проспектов.