Кто поможет Есперу-Егорке?

6 июня 2014, 18:48
Кто поможет Есперу-Егорке?

Фильм про норвежского мальчика Еспера и его семью смотрят педагоги и родители во всех странах мира. И всегда не надо лишних разъяснений о том, что происходит с героями. Пьяная мама, пустой холодильник, вынужденная самостоятельность малолетних детей… Но все-таки есть особая аудитория – профессионалы, которые знают, как можно менять ход подобных историй, выстраивать путь из обреченности в мир ответственных и созидательных отношений.

В Петрозаводске на базе IT-парка ПетрГУ 3-4 июня состоялся международный обучающий семинар, основная задача которого - повышение квалификации специалистов в области работы с семьей и ребенком, предупреждение негативных последствий употребления ПАВ (психоактивных веществ) родителями. Эти задачи перекликаются с осуществлением своевременной социальной диагностики, последовательной дальнейшей поддержкой детей из семей риска.

Семинар проведен в рамках российско-норвежского сотрудничества при поддержке Министерства здравоохранения Норвегии. Организаторами выступили с карельской стороны – АНО «Содействие», кафедра социальной работы ПетрГУ, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Антинаркотическая комиссия при Администрации Главы Республики Карелия.

Педагоги, социальные специалисты, руководители дошкольных учреждений Карелии, Мурманска, Санкт-Петербурга и Ленинградской области получили возможность познакомиться с деятельностью норвежской организации «Взрослые для детей» и специальной программой «Кто поможет Есперу?», которую представили педагоги из Осло Гро Кристиансен и Йон Стенеби.

А как у них? Как у нас?

Зачастую россияне склонны считать, что в скандинавских странах проблема алкоголизации и наркомании в разы менее острая, чем в нашей стране. Можно согласиться, что статистики даст цифры, подтверждающие это мнение. Но по информации самих норвежцев, почти половина детей младших возрастов нуждается в поддержке и реабилитации, поскольку в силу разных причин семьи не справляются со своими обязанностями. Одна из главных бед – взрослые предпочитают алкоголь, наркотики, часты депрессии, в том числе, из-за экономических проблем.

Не стоит особо утешаться и цифрами российской статистики, согласно которой за последние годы уменьшилось число граждан, состоящих на учете в наркодиспансерах. Как сообщила заведующая отделом профилактики Карельского республиканского наркодиспансера Татьяна Ишанина, переход на синтезированные препараты, длительная скрытая фаза наркомании фиксируется специалистами уже несколько лет. Удлиняется отложенный срок обращения за квалифицированной помощью, и к тому же менее очевидны изменения личности для окружающих. Но в семье, в среде близких лиц наркоман проявляет себя откровеннее – пренебрегает интересами семьи, безучастен к детям, безволен и распущен.

Помолодел алкоголизм благодаря доступности пива, энергетиков, коктейлей с отравляющими ингредиентами. Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству попыток суицидов и совершенных суицидов подростками. Повзрослевшие дети не могут, не знают, не научены, как справляться с жизненными трудностями, что делать и как относиться к близким, которых хотелось уважать и любить …

Благодаря взрослым

Без оговорок можно сказать, что на 99 процентов проблемы детства вырастают из условий, которые создает мир взрослых. Норвежские коллеги акцентировали в своем проекте внимание именно на том, какие тактики можно применять, чтоб минимизировать психологический и эмоциональный стресс ребенка, какие находить слова и как выстраивать с такими детьми общение.

С другой стороны, не менее важно – уметь выстроить общение с родителями, которые чаще предпочтут скрыть проблему, «не выносить ссор из избы», не показать себя в плохом свете. Квалифицированный педагог проявит терпение, поскольку поспешность может привести к серьезной ошибке. Например, нужно уметь отличить фантазию ребенка от реальности. Подобные проблемы не знают национальных различий.

И еще одно обстоятельство. В Норвегии, в дошкольных учреждениях относятся к детям младшего возраста так, как и положено относиться к малышам. Публикации в российских СМИ о якобы жестком пресечении всяких телесных прикосновений к ребенку, весьма далеки от реальности. Педагог в детском саду при необходимости делает то же, что и российский – помогает справиться с одеванием-раздеванием, поддерживает на ступеньках, обнимает в случае огорчения или слез. Потребность в теплоте, «обнимашках» востребована всегда. Точно также, как российские дети, норвежские испытывают дефицит внимания занятых или отстранившихся в силу зависимостей родителей.

Главный принцип: только персонально

Йон Стенеби в ходе мастер-классов постарался не отходить от принципа: любое действие, направленное на ребенка, общение, эмоциональный посыл имеют смысл и становятся значимы, если они адресованы персонально маленькому человеку. Или персонально родителю ребенка. В каждом случае своя история. Поэтому все советы и рекомендации должны корректироваться с учетом обстоятельств. У педагогов дошкольных учреждений есть некоторое преимущество.

-Уникальность ситуации в детском саду в том, что педагог может ежедневно два раза в день увидеть и при необходимости поговорить с родителем, - считает Йон. – В Норвегии мы учим быть внимательными к тому, насколько близок контакт у ребенка с отцом или матерью, в каком настроении ребенок приходит из дома и хочет ли он идти домой.

Очень часто проблемы семей связаны с экономическими трудностями. Отсюда – недостаточное питание детей, повышенная утомляемость, желание уединиться. Так ли это на самом деле? Как деликатно выяснить (не через ребенка!), не потерял ли кто-то из родителей работу? Не произошло ли сокращение фирмы? Дееспособность семьи и состояние детей связаны напрямую.

Реагировать вместе

Норвежцы любят поговорку: дерево сильно корнями, а семья - детьми. А если корни ослабевают, если дети начинают раздражать, кажутся чуть ли не лишними? Если утром ни мать, ни отец не спешат приветствовать их, накормить вкусным завтраком?

Какие подходы должен знать педагог, чтоб в общении с родителями не уйти в обвинения и обличения, но направить внимание, в первую очередь, на интересы ребенка?

В небольшом фильме, который был предложен для просмотра и анализа участникам семинара, рассказывалось именно о такой семье. Рабочие группы получили задание: разработать свои проекты взаимодействия с семьей и стратегию поддержки в интересах детей.

Профессионалы включились в творческую работу. Необходимо отметить, что педагоги оказались очень внимательными зрителями. Они отметили массу деталей, которые наверняка бы прошли незамеченными для других. Например, возрастные особенности поведения детей, что изображено на фотографиях в квартире, как обращается к матери младший мальчик Еспер (которому дали для русской аудитории имя Егорка), как ведет себя старшая девочка и так далее.

После безрадостного утра в собственной семье ребенок приходит в детский сад. Он не расположен общаться ни с кем, сосредоточен на своем плюшевом зайчике, не хочет идти к другим детям в группу. Подобные ситуации знакомы педагогам в детских садах всех стран. Как помочь ребенку и его семье? Какой подход выбрать? Сколько времени может реально потратить педагог, которого ждут другие дети?

Обсуждение ситуации выявило различные подходы и возможности. То, как профессионалы обсуждали варианты помощи, можно охарактеризовать мозговым штурмом с использованием собственного опыта. В ходе обсуждения прозвучали и сетования, что есть определенный разрыв, несогласованность в действиях образовательных учреждений, социальных служб, органов здравоохранения.

Справедливости ради стоит отметить, что в Петрозаводске есть признанный положительный опыт системной работы с семьями в трудной жизненной ситуации. Специалисты оперативно собирают необходимую информацию, вместе с семьей разрабатывается алгоритм необходимых действий, оформляют документацию и обращения в необходимые инстанции. Особое внимание уделяется семьям с несовершеннолетними детьми.

Как быстро принимаются решения социальными службами в Норвегии в случае установления серьезных проблем в семье? Как разъяснила Гро Кристиансен, до трех недель отводится на полное изучение и диагностику ситуации. Дальнейшие решения и действия зависят от сложности проблем и способности самой семьи к изменениям. Никаких изъятий детей из семей без вынесения решения судебных органов производиться не может.

Завершился семинар вручением сертификатов об успешном прохождении курсов повышения квалификации и благодарностью организаторам за высокий уровень его организации.

Автор материала: Людмила Мишина

#Общество #РАНХиГС #Новости #Денис Объедкин
Подпишитесь