Майдан-технологии по-карельски

29 мая 2014, 17:25
Майдан-технологии по-карельски

Сейчас, когда смотришь и читаешь про то, что происходит на Украине, все чаще ловишь себя на мысли: а ведь никто уже и не вспоминает, с чего все началось. Даже у многочисленных профессиональных комментаторов и интерпретаторов событий – словно частичная амнезия, у всех скопом. «Тут помню, тут не помню». Что уж говорить о рядовых читателях-зрителях… У них картинка включается, как правило, с февральского кровопролития в Киеве, с летящих в «Беркут» коктейлей Молотова, горящих покрышек и зданий… Причем мне уже – трех месяцев еще не прошло с момента украинского переворота – довелось убедиться, что у некоторых граждан представления об этих вчерашних по историческим меркам событиях вообще вывернуты наизнанку: «Там сначала Януковича свергли, а потом начались беспорядки, и всё пошло вразнос».

Но меня это, кстати, не удивляет – все эти искажения «коллективного бессознательного», стершиеся из массовой памяти несколько месяцев, предшествовавшие точке бифуркации, после которой всё рухнуло в хаос. Потому что началось всё, по сути, с чистой воды фейка, фальшивки, пустышки-заманухи, роль которой сыграло то самое, уже и не вспоминаемое ныне, соглашение об ассоциации с ЕС. То, от подписания которого Янукович… Нет, не отказался. Всего лишь приостановил. Причем в жизни рядовых граждан Украины – галицийского крестьянина или донбасского шахтера - эта, по сути, филькина грамота не меняла абсолютно ничего. Она могла бы быть подписана через полгода. Через год-полтора новым, законно избранным президентом, например. И особо евролюбивая часть украинцев точно так же продолжала бы и дальше счастливо «евроинтегрироваться», наскребая гроши на шенгенские рабочие визы, чтобы побатрачить на евростройках и еврофермах.

Сценарий для «незалежной»

Но для Украины уже был написан совсем другой сценарий – кровавого блокбастера. И заокеанские продюсеры уже провели кастинг его будущих «звезд». Дело оставалось за массовкой. Вот тут и пошло в ход неподписанное соглашение с ЕС. Казалось бы, еще недавно киевская интеллигенция всерьез спорила об историческом выборе Украины, обсуждала, как выстраивать экономические отношения с Европой и Россией, разницу и общность культур… И вот уже – палатки, загаженный Майдан, удушающий дым покрышек. И в одночасье все непростые дискуссии, все тяжелейшие проблемы страны свелись к выдуманной, поддельной «реальности». К евробумажке, которую никто из этих людей не читал. Для которых ее предполагаемое содержание сводилось к одному: «Не хочешь в Европу, иди в…». Ну а далее - по нарастающей: «Правый сектор», «Кто не скачет, то москаль», отшатнувшийся в ужасе от этого беспредела и вернувшийся в Россию Крым, массовое убийство в Одессе, бои на Востоке, Донецк, Славянск, Краматорск, Луганск. Фактически развалившееся государство.

На Украине людям изначально очень ловко подсунули пустышку, подменив ею все реальные смыслы и аргументы. Но самое опасное в том, что такие «майданные технологии» манипуляции общественным сознанием - они ведь могут быть применены где угодно. На любом этаже здания сложнейшей конструкции под названием «государство». И этим разрушительным воздействиям надо уметь противостоять: жестко и решительно. Украина в этом смысле также дала нам урок: уступки Януковича оппозиции не привели ни к чему хорошему ни для него лично, ни для страны.

Повторюсь, из того, что творится на «незалежной», свои выводы делают не только правительства различных стран или спецслужбы, но и политтехнологи, политконсультанты всех мастей. В том числе работающие на оппозиционные силы. И в том числе, конечно, в России, причем на самых разных уровнях политической жизни, и региональной также. Тем более, что прямые выборы губернаторов, безусловно, становятся для местных политических и бизнес-элит… Либо угрозой для сохранения своей власти, если она у них имеется. Либо искушением «переформатировать» политическое пространство, чтобы упрочить свое пошатнувшееся влияние. Или вернуть его, если оно было потеряно.

«Красная тряпка» для «бизнес-элит»

Что-то подобное, похоже, можно наблюдать и в Карелии. Недавно несколько сотен человек были выведены на митинг возле здания регионального правительства. Кто их вывел – из этого не делается никакой тайны -«яблочная группа» бизнесмена Василия Попова. А вот с вопросом «зачем» - надо бы разобраться поподробнее.

О том, что послужило формальным поводом, мы все знаем: «сохранение проезда в троллейбусах за 10 рублей». Безобидно так звучит. Социально. Но тут всё, как с «майданной» историей: откуда растут ноги у этой якобы «чисто социальной» инициативы, предпочитают не вспоминать. Ведь дело-то тоже «давнее»… Что ж, значит есть смысл напомнить: фактически сразу после прихода на пост мэра Галины Ширшиной в городе начался явный передел рынка пассажирских перевозок – одной из немногих по-настоящему прибыльных сфер бизнеса в карельской столице. Но как выдавить транспортные компании, незадолго до этого выигравшие муниципальный конкурс? Тогда и была затеяна вся эта история с инициированием банкротства МУП «Городской транспорт» (без ведома мэрии тогдашнее руководство муниципального предприятия, конечно, не могло принять такое решение), затем – ценовым демпингом (вместо внятного плана финансового оздоровления), жесточайшим конфликтом с частными перевозчиками и попыткой мэрии отозвать у них контракты и заключить без всякого конкурса договоры со «своими» фирмами. Нехитрая, в общем-то, комбинация, правда, сорвалась. Перевозчики выиграли суды и остались работать. Передел лакомого бизнес-сегмента не состоялся.

И это, конечно, стало раздражающим сигналом для Василия Попова – о том, что безграничного влияния над городом ему добиться не удалось. Своего рода разочарованием и «красной тряпкой». К этому добавились тревожные для бизнесмена тенденции в городском совете, большинство которого, и это опять же не далеко не секрет, до недавнего времени контролировались дружественным Попову предпринимателем и политиком Девлетханом Алихановым. Но сейчас влияние Алиханова в горсовете явно пошатнулось, и это, разумеется, стало тревожить и его политического партнера Попова.

Вдаваться в подробности их деловых взаимоотношений сейчас вряд ли есть смысл, хотя они и небезынтересные. Достаточно отметить, что Попов и Алиханов далеко не впервые действуют в тесной связке. В том числе – в противостоянии региональному правительству. В том числе – в медиа-пространстве. Сейчас основной информационный удар, конечно, направлен против нынешнего главы республики Александра Худилайнена. Думается, поначалу, когда он сменил на этом посту не выдержавшего натиска оппонентов Андрея Нелидова, у Алиханова с Поповым еще были определенные надежды: возможно, новый губернатор окажется слабой фигурой. Первые же месяцы показали, что расчет на это не оправдался. И тогда был дан старт очередной мощной информационной кампании против команды Худилайнена. Надо полагать, всем, кто следит за публикациями в соответствующих изданиях, это очевидно, методы используются давно опробованные. Цель – тоже ясна: ослабить губернатора, чтобы он либо согласился «договариваться», либо… Его уберет федеральный центр.

Момент истины

Моментом истины стал визит в Петрозаводск Президента России. Слепой бы заметил, что оппонентами губернатора предпринимались воистину титанические усилия, чтобы если не сорвать этот визит, то, по крайней мере, добиться, чтобы у главы государства от столицы Карелии осталось максимум негативных впечатлений (помнится, как улыбалась Галина Ширшина, когда незадолго до приезда Владимира Путина заместитель секретаря Совета безопасности РФ Рашид Нургалиев возмущался на совещании в мэрии санитарным состоянием города). Опять же, не получилось. К визиту подготовились. Оба важнейших по масштабам всей страны мероприятия с участием Президента прошли на должном уровне. В ходе личной встречи с Худилайненом глава государства одобрил шаги, которые предпринимаются региональным правительством, и поддержал идею создания для Карелии федеральной целевой программы. Даже проблема с Надвоицким алюминиевым заводом, на которой так охотно «топтались» всё это время оппозиционные медиа, злорадствуя, что мол, «у губернатора ничего не получится» (прямо удивительно было – ну ладно, Худилайнен, но неужели вам жителей посёлка-то не жаль), и та нашла решение.

В общем, провал для оппонентов вышел полный. Помимо всего прочего, параллельно у «команды Попова» возникли свои серьезные проблемы: в рамках уголовного дела о громком мошенничестве с муниципальным имуществом прошли обыски у самого бизнесмена и его ближайшего окружения. Непростая ситуация и у Алиханова. На пороге судебного разбирательства - другое уголовное дело, также по мошеннической сделке с муниципальным имуществом, в котором фигурируют бизнесмены, скажем так, более, чем хорошо ему знакомые.

Десятирублевый фейк

В итоге последовал новый виток боевых действий – митинг. 10-рублевый проезд для его организаторов стал, конечно, чисто формальным поводом. Ведь если бы речь шла действительно о цене билета и сохранении троллейбусного предприятия, то людей надо было созывать к мэрии Петрозаводска. И требовать объяснений от Галины Ширшиной – почему руководство МУП «Городской транспорт» и чиновники на последней сессии Петросовета не представили ничего? Ни отчета о финансовой деятельности предприятия за первый квартал, ни какого-либо экономического обоснования, откуда горадминистрация возьмет деньги, когда «Гортранс» к осени проест все заложенные в городской казне субсидии…

Но, повторюсь, организаторы митинга поднимать все эти темы, понятно, ни в коем случае не собирались. Потому что тогда стала бы очевидна вся бессмысленность десятирублевых лозунгов. Над предприятием нависла реальная угроза внешнего управления и распродажи имущества. Электротранспорт катится к следующей стадии банкротства, а нас пытаются уверить, что сейчас самое важное: это сколько платить, 10 или 17 рублей…

Словом, все те же «майданные технологии» с вбросом пустышек, чтобы разжечь негодование и возмущение людей. И умело направить его в то русло, которое нужно организаторам – против губернатора. При этом в горадминистрации, согласовывая данную акцию, во-первых, прекрасно знали, что «Гортранс» уже принял решение о сохранении 10-рубевого проезда. Во-вторых, в мэрии не могли не понимать, что именно они разрешают: в заявке организаторы указали, что предполагаемое число участников митинга составит… 3 тысячи человек! Как уже писали СМИ, если бы это количество людей действительно собралось на небольшом пятачке возле здания правительства, последствия могли бы быть весьма серьезные: людей бы выдавило на проезжую часть, под колеса автомобилей и тех же троллейбусов. Обернуться это могло бы чем угодно, от транспортного коллапса до несчастных случаев. И – да-да – массовых беспорядков.

То есть мэрия Петрозаводска сознательно пошла на нарушение федерального закона, который четко регламентирует правила безопасности при проведении подобных мероприятий (существует так называемая норма заполняемости – 1 кв.м на человека). И сделала это только с одной целью -для того, чтобы «группа Попова» показала свое «влияние», умение манипулировать общественным сознанием. Это, по сути, ни что иное, как явно высказанная угроза: стоящие за горадминистрацией бизнес-элиты пойдут на всё, чтобы заполучить контроль над городом и над республикой.

Политический капитал для «карельской Тимошенко»

Что ж, если группа Попова и дальше будет провоцировать эскалацию конфликта, то вариантов развития событий немного. Либо оппонентам губернатора удастся с помощью организованных по майданному трафарету акций дестабилизировать ситуацию в Петрозаводске и добиться отставки Александра Худилайнена. Тогда… Для Попова и Алиханова, конечно, все будет «в шоколаде»: за период ожидания следующего губернатора, так сказать, руководящего «безвременья», они восстановят свои пошатнувшиеся позиции. Кроме того, вполне возможно, будет нейтрализована и нависшая над окружением бизнесменов опасность реальных уголовных сроков. Но самое главное – этот период группа Попова сможет использовать, так сказать, для политической капитализации Ширшиной. Попытаться превратить ее в этакую карельскую Юлию Тимошенко, чтобы она рассматривалась как серьезный игрок на будущих губернаторских выборах. И не беда, что по сравнению с украинской «газовой принцессой» у петрозаводского мэра, мягко говоря, не тот политический уровень, так даже проще. Тем более, что технологии уже сейчас группой Попова нарабатываются активно: в федеральные СМИ вбрасывается реклама петрозаводской градоначальницы, Ширшину трепетно оберегают от любых «неудобных» для нее ситуаций, что-либо публично говорит она только перед подготовленной аудиторией и в видеоотчетах… Такой виртуальный «идеальный мэр»… Который станет «идеальным губернатором» - идеальным для Попова с Алихановым, конечно.

А вот для жителей республики такой расклад ничего хорошего, конечно не принесет. И дело даже не только в том, до какого состояния за восемь месяцев при Ширшиной дошел Петрозаводск. Но и в том, что Карелии тогда придется забыть и о федеральной целевой программе, и о тех инвесторах, которые сейчас заключают соглашения о сотрудничестве. Потому что ни для кого не секрет, что заключаются-то эти соглашения и договоренности под гарантии первого лица региона – Александра Худилайнена. Если его не будет на посту, то под благовидным предлогом – у страны экономические трудности, Крыму вот требуется поддержка – все начинания в Карелии будут свернуты. К благотворительности российский бизнес не склонен, планы свои в регионах предпочитает выстраивать под конкретных менеджеров в лице губернаторов. А Галине Ширшиной, даже проявись у нее вдруг до сих пор не вскрывшиеся способности, стать таким самостоятельным менеджером те, кто приведет ее к руководящее кресло, понятно, не дадут.

На кону – будущее республики

Думается, что этот вышеописанный сценарий группа Попова будет стараться реализовать во что бы то ни стало. Ведь второй вариант какой? Александр Худилайнен при поддержке граждан, дистанцируясь от местных «олигархов», остается на своем посту. Еще раз доказывая, в том числе и федеральному центру, что он – сильный управленец. В этом случае, естественно, будет дан «зеленый свет» и ФЦП, и другим крупным проектам, при мощной поддержке Президента РФ и федерального бюджета. Потому что даже в свете меняющейся международной обстановки наш приграничный регион приобретает все большее влияние – как ближайший сосед Финляндии, всегда, в том числе, во времена непростых отношений со многими европейскими государствами, остававшейся надежным экономическим партнером нашей страны. Но, повторюсь, внимание к республике, как уже сказано выше, тесно увязано с личностью губернатора, степенью доверия к нему и убежденности, что у руля стоит именно тот человек, который обеспечит выполнение всех этих серьезных задач. Самостоятельный руководитель, при котором невозможен диктат местных «олигархов».

Им же, этим «олигархам» тогда останется… в лучшем случае эмиграция. Потому что, в общем, те же уже возбужденные уголовные дела… Ну, они как минимум заставляют задуматься, каким образом некоторая часть петрозаводских бизнес-элит наживала свои состояния. Так что для них активные попытки добиться отставки нынешнего главы Карелии – это уже даже не вопрос исключительно власти, а вопрос самосохранения. Майдан-технологии в этом случае – крайнее средство, рискованное и опасное. Похоже, ставка сделана: «пан или пропал».

P.S. на сегодняшней пресс-конференции Василий Попов признался, что считает возвращение Крыма в Россию необоснованным.

#Политика #Петрозаводск
Подпишитесь