Posted 16 мая 2014,, 06:07

Published 16 мая 2014,, 06:07

Modified 12 ноября 2022,, 08:59

Updated 12 ноября 2022,, 08:59

А кто обещал, что будет просто?

16 мая 2014, 06:07
А кто обещал, что будет просто?
Сюжет
Статьи

Ещё немного и в Карелии начнётся кризис перепроизводства. Но не промышленных товаров повышенного спроса, а таких специфических «продуктов» как «чрезмерные требования» и «категоричные обвинения». Если дело пойдёт так и дальше, то скоро такого рода добро придётся складировать в закромах СМИ родины Вяйнемяйнена. В консервированном виде. Впрок. На случай неурожая критических настроений.

Вот очередной пример подобных кризисных тенденций. На одном из карельских информационных ресурсов замдиректора Института экономики Карельского научного центра РАН Евгений Жирнель посетовал, что Институтом экономики «в 2013 году было подготовлено и направлено в Правительство Республики Карелия несколько десятков аналитических записок по наиболее актуальным темам. Среди них: повышение эффективности ОАО «Корпорация развития Республики Карелия», создание индустриальных парков, модернизация моногородов и др. Правительству были предложены вполне конкретные инструменты вывода экономики республики из кризиса. На семинары приглашались специалисты из других регионов. Что в ответ? Н-и-ч-е-г-о».

Удивительное признание! «Товарищи учёные, доценты с кандидатами», но ведь из этих слов следует, что вы просто абсолютные неудачники. Потому что не смогли основному потребителю вашей продукции (которым как ни крути, является Правительство Карелии) «продать» ни одной из нескольких «десятков аналитических записок по наиболее актуальным темам».

Если я не ошибаюсь, то слова господина Жирнеля следовало бы понимать как свидетельство неспособности и нежелания Правительства Карелии использовать в своей работе по подъёму карельской экономики ценные научные наработки Института экономики. В силу правительственного безразличия и чуть ли не злого умысла против карельской экономики. Но ведь этого не может быть в действительности. Не являясь, в общем-то, фанатом карельского правительства, смею всё-таки предположить, что и умных людей в нём достаточно, и прикладные выводы экономической науки в правительстве вполне могут оценить, и успех карельской экономики им, разумеется, небезразличен. И, что немаловажно, мнение научной (и не только научной) карельской общественности Правительство Карелии наверняка не станет игнорировать.

И если при таких обстоятельствах на десятки аналитических записок Института экономики КНЦ РАН не последовало абсолютно никакой реакции правительства, то проблему всё-таки следует искать в работе самого института. А ведь Институт экономики – это не кружок самодеятельного творчества. У него есть штат специалистов, соответствующее финансирование и материальная база. Значит должен быть и результат. Ссылки на то, что в правительстве чего-то не понимают, или чего-то не хотят, не могут быть признаны удовлетворительными.

В конце концов, правительство – это только часть действительности, в которой помимо правительства, есть серьёзные экономические интересы, финансовые средства, потребности людей в товарах и услугах. А значит, в этой действительности есть место научным знаниям и экспертным оценкам, позволяющим, одним заработать, другим улучшить условия своей жизни, а третьим (Правительству Карелии) добиться положительных результатов в управлении регионом. Но, надо полагать, карельский бизнес, так же, как и правительство, оказался глух к результатам изысканий Института экономики. В ином случае почему бы не поведать читателям о бизнес-проектах реализованных на основании научных разработок института? Видимо таковых нет.

Не получив должной оценки от правительства и бизнеса остаётся только напрямую обратиться к общественному мнению за оценкой и признанием. И что же предъявляется обществу в доказательство эффективной работы Института экономики? Несколько десятков аналитических записок оставшихся без оценки, проведение неких семинаров и создание интернет-портала? Может быть это даже достижения. Может быть, это даже достижения для целого Института экономики КНЦ РАН. Но в любом случае – это не очевидно. Эти достижения не впечатляют, они не убедительны. И уже в силу этого не дают права на возложение ответственности за скромные результаты собственной работы на кого бы то ни было.

Ну, допустим, все вокруг виноваты. Дальше-то, что делать? Каковы планы Института экономики? Неизвестно. Можно предположить, что будет написано ещё несколько десятков безответных аналитических записок. Но стоит ли этим увлекаться? Может быть, следует написать только одну аналитическую записку. Но посвятить её анализу причин, помешавших предыдущим аналитическим запискам вызвать хоть какой-то отклик у представителей республиканского руководства. Что-то подсказывает, что если эта работа будет выполнена на должном экспертном уровне, то проблемы невостребованности экспертных оценок Института экономики КНЦ РАН Правительством Карелии «растают как снег перед блеском творца».

Ну и напоследок о «карельских калитках, осетинских пирогах и Макдональдсе», ставших обязательными блюдами общественной дискуссии на фоне напряжённой международной обстановки последних месяцев и визита президента Путина в Карелию. О первых двух сказать нечего, да они не для того и существуют чтобы о них говорить. Поэтому лучше напомнить одно известное высказывание о Макдональдсе. Его полезно помнить каждому трудящемуся над аналитической запиской, организацией семинара или составлением обвинительного заключения: «Макдональдс – это не общепит, Макдональдс – это шоу!»

"