Posted 15 мая 2014,, 06:44

Published 15 мая 2014,, 06:44

Modified 12 ноября 2022,, 08:59

Updated 12 ноября 2022,, 08:59

За бесплатный сыр!

15 мая 2014, 06:44
За бесплатный сыр!

- Нужно слоган какой-нибудь убедительный придумать. Типа «Я дам вам…». Что он им может дать?

- Смотря чего у них нету.

- Ничего у них нету!

- Такой слоган: «Я дам вам всё!»

- Да бред…

- Бред…

Из к/ф «День выборов»

Наблюдая в последние месяцы за тем, как разворачивается история с банкротством МУП «Городской транспорт», я, кажется, понял, чего не хватает мэру Петрозаводска Галине Ширшиной и ее пиар-команде. Размаха им не достает. Масштабности мысли. Вот, скажем, снижение стоимости в троллейбусе до 10 рублей – что это за полумеры? На вопросы, как говорится, надо смотреть ширше.

Ведь и вправду, а почему 10 рублей? Почему, например, не восемь? Или не три? Да чего мелочиться – даром пусть ездят! Все, и ни один обиженный не уйдет! Можно пойти и еще дальше: доплачивать каждому пассажиру при выходе по 10 рублей. Мало? Тогда по 100 рублей. Представляете, как повысится тогда пассажиропоток? Мэрии придется заказывать новые троллейбусы. Резиновые. Может быть, тогда и «идеальный мэр» Галина Ширшина наконец-то хоть раз проедет в троллейбусе, а то она как-то признавалась СМИ, что пользовалась бы муниципальным транспортом, но… Он, дескать, ходит плохо, нерегулярно, и можно ненароком на какое-нибудь совещание опоздать. Так что Галина Ширшина терпит, страдает, но ездит. На служебной иномарке за бюджетный счет.

До вчерашнего митинга в Петрозаводске, затеянного «яблочной командой», мэр, правда не доехала. Перед собравшимися вообще не выступил никто из представителей городской администрации. Не появился на митинге и во всем поддерживающий мэра спикер Петросовета Олег Фокин. А жаль: мне бы лично хотелось услышать его объяснения, где городской бюджет будет брать деньги, чтобы оплачивать пиар-эксперименты Галины Ширшиной. Тут ведь ситуация какая: на дотацию МУП «Городской транспорт» в петрозаводской казне заложено около 112 миллионов рублей. Из них на компенсацию разницы между экономически обоснованным тарифом (это, напомним, 27 рублей – сумма, установленная по просьбе самого же руководства муниципального предприятия) и той цены за билет, которую платят пассажиры, 76 миллионов рублей. И ни копейкой больше. И вот эти субсидии мэрия требует немедленно отдать «Городскому транспорту».

Ну, в общем-то, чего же не отдать? Отдать можно. Только вот сумма дотаций рассчитывалась в конце прошлого года исходя из того, что пассажиры будут ездить по 17 рублей, и бюджет на каждый проданный билет будет добавлять «Гортрансу» еще 10 рублей. При снижении же цены проезда для горожан почти на 50%, соответственно, на компенсацию разницы казна должна выделять уже по 17 рублей на каждый билет. Учитывая, что в день перевозится в среднем 45 тысяч пассажиров, несложно подсчитать: предусмотренных в бюджете денег хватит месяца на три. А дальше?

А дальше, скорее всего, не будет уже ничего. Дополнительных средств в городской казне взять неоткуда: разве что Галина Ширшина и все ее многочисленные замы продадут свои служебные и личные авто и скинутся на помощь троллейбусам.

Кто оплачивает «банкет»?

Теоретически есть, конечно, и другие варианты. Например, Галина Ширшина наконец-то может заняться работой, для которой ее, собственно, и выбирали на пост мэра. И, скажем, начать разбираться с арендными ставками на муниципальное имущество. Потому что, право слово, ужасно надоело слышать нытье про «нищий городской бюджет» в то время, как мэрия продолжает делать подарки избранным бизнесменам, которые сначала получают в пользование городскую собственность за гроши, а потом пересдают ее в субаренду уже по совсем другим ценам. Эти средства вполне могли бы не утекать в карманы петрозаводских «бизнес-элит», а идти в муниципальную казну. На поддержку 10-рублевого проезда в троллейбусах точно бы хватило.

Но мы, сами понимаете, живем в городе, которым руководит «идеальный мэр», заботящийся о горожанах – некоторых, особо достойных. Остальным же предлагается… Правильно. Платить, платить и еще раз платить. Например, за «продленку» в школах для своих детей. Вы думаете, случайно мэрия сейчас завела эту тему? Ведь там, среди разных замов Ширшиной, тоже таки есть люди, владеющие основами арифметики. И они, безусловно, не могут не понимать того, о чем было сказано выше: что эксперимент с 10-рублевым проездом пробьет в бюджете основательную дыру. Значит, надо придумывать новые способы изымания денег из кошельков граждан. Первая попытка была в начале года, когда Галина Ширшина попробовала отобрать льготы по оплате детских садов для родителей детей-инвалидов и многодетных семей. Кстати, этот «эксперимент» горадминистрация затеяла одновременно с понижением цены на проезд в троллейбусах. Совпадение? Ну-ну.

От идеи лишить горожан этих льгот «команде Ширшиной» в итоге все же пришлось отказаться – слишком мощный скандал это вызвало. Учитывая череду других скандалов – срыв муниципальных контрактов на ремонт и содержание дорог, федеральных программ, попытки заступиться за фигурантов у головного дела о мошенничестве с городским имуществом и так далее – пиарщикам Галины Ширшиной и в самом деле срочно требуется придумать хоть что-то, что может подправить опустившийся ниже плинтуса имидж «идеального мэра».

Вот и родилась сага «Галина Ширшина за 10-рублевый проезд в троллейбусах». Правила такой популистской игры нехитрые: главное – ничего не объяснять людям, не вдаваться ни в какие подробности. У нас ведь до сих пор, когда речь заходит не о собственном кошельке, а о муниципальном бюджете, некоторые граждане верят, что он наполняется как-то сам собой. Поэтому принцип мэра-популиста - ни в коем случае не допустить, чтобы люди задумались: а кто в итоге будет оплачивать предложенный «банкет»? Бабушке, которая радуется, протягивая кондуктору 10-рублевую монетку, конечно, лучше не догадываться, что за ее «дешевый» проезд в итоге заплатят не мэр Ширшина, не местные «олигархи», а ее же дети и внуки.

В поиске врагов

Но, повторюсь, популистские придумки, образно выражаясь, долго не живут. В итоге наступает провал, и тогда популистам надо кого-то обвинить. Объяснить свой крах происками врагов. Перекинуть ответственность на кого угодно: губернатора, президента, спецслужбы, инопланетян. Направить на них «гнев народа». В случае с «Городским транспортом» явно прослеживаются попытки реализовать именно этот сценарий. Потому что, несмотря на все уверения мэрии о том, как хорошо ныне живется сотрясаемому экспериментами троллейбусному предприятию, в ряде СМИ, например, прошла информация, что мэрия решила отказаться от плана финансового оздоровления «Гортранса» и готовит его к новой стадии банкротства – внешнему управлению. А она, в том числе, предусматривает продажу имущества предприятия за долги.

Вот так. Естественно, на вчерашнем «яблочном митинге» об этом не было сказано ни слова. Там вообще все было в классических популистских зомбирующих традициях, которые так любит применять «команда Попова» во время разных избирательных кампаний. Например, собравшимся аж три раза (!) подряд прокрутили заранее записанное обращение: хорошо поставленный мужской голос подробно объяснял, зачем людей созвали не куда-нибудь, а к зданию республиканского правительства. «Источник проблем – не Галина Ширшина», - вторила через микрофон «яблочная активистка» Галина Карасова. Ну, чтобы не дай Бог, никто из желающих выступить ничего не напутал ненароком.

В общем, все было, как всегда, за исключением нескольких выбивавшихся из общей массы плакатов, например, призывавших главу Карелии Александра Худилайнена навести порядок в Петрозаводске. Державшие их молодые люди не скрывали: пришли на митинг под такими лозунгами, потому что считают - Галина Ширшина с управлением городом не справляется. Вот и просят главу Карелии вмешаться в ситуацию.

Любопытно, что и многие граждане, которым организаторы позволили выступить, тоже то и дело сбивались на непредусмотренные темы: отвратительное состояние дорог, из рук вон плохую работу городских коммунальных служб и прочее. Галина Карасова нервничала и шепотом консультировалась с супругой Попова, депутатом ЗС РК Анастасией Кравчук. Другой депутат парламента, «яблочница» Эмилия Слабунова, с материнской улыбкой беседовала с небольшой группой поддержки из числа молодежи, которая в нужных местах была призвана скандировать и улюлюкать, чтобы подбодрить (или заглушить, в зависимости от ситуации) ораторов.

Сам бизнесмен Попов скромно помелькал где-то за спинами митингующих, но перед телекамерами решил не показываться. Так сказать, лично проверил ход действа на соответствие сценарию, а какие уж оргвыводы сделал, это не очень-то и интересно. Ведь все тайные цели и смысли действий «яблочной команды» уже давно стали явными. Как явно и то, что коммерческо-политические игры, в которые стоящая за Галиной Ширшиной бизнес-группа втягивает город – это воронка безответственности и популизма. И в нее рискует ухнуть уже далеко не только троллейбусное предприятие, история банкротства которого на глазах превращается в историю политического и управленческого банкротства «идеального мэра».

"