Posted 8 мая 2014, 11:54
Published 8 мая 2014, 11:54
Modified 12 ноября 2022, 08:59
Updated 12 ноября 2022, 08:59
Даже не знаю, как поточнее можно определить жанр мероприятия, состоявшегося вчера с участием мэра города. Сольное выступление Галины Ширшиной на подмостках Дворца творчества детей и юношества, видимо, было затеяно с целью ее общественной реабилитации после целой череды публичных скандалов.
Если вспомнить вот только так, навскидку: заместитель Секретаря Совета безопасности РФ Рашид Нургалиев во время своего визита в Петрозаводск в глаза мэру высказал все, что думает об ужасающем санитарном состоянии карельской столицы. Жители, отчаявшиеся заставить городских чиновников сделать хоть что-то для уборки заросшего грязью Петрозаводска, написали петицию региональным властям с просьбой вмешаться в ситуацию.
Ну, а апофеозом стал, конечно, скандал с срывом отчета перед депутатами Петросовета. Галина Ширшина, напомню, без всякого предупреждения просто не явилась на очередную сессию, где должна была сообщить депутатскому корпусу об итогах работы горадминистрации. По официальной версии, вышла на больничный. Однако депутаты открыто высказали предположение: Галина Ширшина просто испугалась выступать, поскольку ей стало известно, что протокольного доклада со всеобщим «одобрям-с» на сей раз не получится. Как уже сообщалось, в Петросовете фактически сформировалась жесткая оппозиция «режиму Ширшиной-Фокина», своего рода «третья сила», все активнее проявляющая себя в городских политических кругах. И представители этой оппозиции не скрывали, что намеревались на сессии как минимум задать мэру весьма острые и нелицеприятные вопросы о ее «работе» – те, которые ежедневно задают в СМИ, на интернет-форумах, соцсетях горожане. Но эта перспектива, похоже, ввергла стоящую за Ширшиной «яблочную команду» Василия Попова чуть ли не в панику и заставила, образно выражаясь, сбежать с поля боя.
И вот, спустя две недели, группа Попова все-таки решилась отреагировать. Для чего и был подготовлен вышеупомянутый выход в свет Галины Ширшиной. Но почему-то все было сделано с такими проколами и нестыковками, что белые нитки, которыми была шита организация этого якобы «общественного» мероприятия, полезли на всеобщее обозрение так настойчиво, что и не захочешь, а обратишь внимание. Взять хотя бы то, что мэрия Петрозаводска, опубликовав на своем официальном (!) сайте сообщение о грядущем «отчете» Ширшиной, предложила горожанам присылать свои вопросы заранее…Нет, не в пресс-службу. А на адрес принадлежащего Попову интернет-издания. Это своеобразное саморазоблачение благополучно провисело на сайте горадминистрации пару дней, пока там кто-то таки не спохватился: мол, что-то мы, похоже, подставились…
Нет, понятно, что людям, которые в курсе отношений мэра Ширшиной и бизнесмена Попова, и так было ясно, как и кем будет организовываться «встреча с горожанами», фильтроваться вопросы и составляться «домашние заготовки» ответов градоначальницы. Но любые высказывания на этот счет еще можно было бы попытаться представить как «злопыхательство» - если бы «яблочная команда» сама не предоставила этим якобы «злопыхателям» доказательство на блюдечке с голубой каемочкой.
Пишите письма
Понятно, что все остальное было ожидаемо: зал был переполнен лицами, хорошо знакомыми всем, кто хоть иногда следит за инициированными Поповым избирательными кампаниями, митингами и прочими «общественными слушаниями». Но «яблочная команда» явно очень опасалась, что в стройных рядах все-таки окажутся горожане, которые к армии Попова никакого отношения не имеют и захотят задать несогласованные вопросы, а то и, не дай Бог, выступить (и такие люди в зале, действительно, были). Потому Галину Ширшину было решено прочно застраховать от неожиданностей.
- Мне бы хотелось, чтобы у нас сегодня состоялся действительно серьезный и очень содержательный разговор о нашем городе, - посулила в начале своего выступления мэр.
И при этом тут же строго предупредила: все вопросы – только в письменном виде. Таков, мол, «регламент нашего совещания». Как говорится, теперь понятно: то есть это изначально затевался не отчет, а «совещание». С единомышленниками. То-то на весь зал не было замечено ни одного микрофона: а то вдруг кто-то из присутствовавших захотел бы «посовещаться» с мэром без помощи эпистолярного жанра.
Два месяца на «раскачку»?
Но не пришлось: сначала монолог мэра, потом ответы на выбранные Галиной Ширшиной и ее помощниками записочки… Самое, пожалуй, сложное при описании сего действа – это дать представление читателям о его содержательной стороне. Потому что она оказалась более, чем скудна. Фактически все выступление Галины Ширшиной свелось к перечислению того, что у городской администрации под ее началом не получилось и не получается. И получится ли, Бог весть.
- Очень много проблем, очень много направлений деятельности администрации, - посетовала в самом начале своего выступления градоначальница.
Ну да, «как страшно жить». Но Галине Ширшиной, как известно, скромности не занимать, поэтому она, предваряя, так сказать, «отчет», поспешила вынести сама себе благосклонную оценку:
- Я считаю, что я достаточно энергично ознакомилась со всеми этими направлениями деятельности и вникла в суть всех наших с вами проблем.
Собственно, правильно: сама себя, как говорится, не похвалишь… Только вот восемь месяцев заниматься «ознакомлением» - не многовато ли? Ведь именно столько времени Галина Ширшина находится в кресле мэра. Почему приходится об этом напоминать? Да потому, что изначально было заявлено, что отчитываться градоначальница намерена… за полгода. Что, кстати, тоже удивило: еще два месяца-то куда подевались? Избранная в сентябре прошлого года Галина Ширшина, получается, «вникать в проблемы» начала не раньше ноября, а до того что, только «раскачивалась»?
Инвестиции «выпали». Вместе со многим другим
Но главное-то в другом, конечно. В том, что дальше «вникания» дело, видимо, не пошло. Какого-либо иного вывода из выступления Галины Ширшиной сделать просто невозможно. Судите сами. Мэр фактически призналась, что у нее так и не получилось создать дееспособную структуру городской администрации. Градоначальница доверительно сообщила, что из-за этого «очень переживает».
Дальнейшие слова мэра способны заставить переживать уже всех, кто живет и работает в Петрозаводске и связывает с ним свою судьбу. Потому как Галина Ширшина, сама, наверное, того не сознавая, нарисовала прямо-таки вопиющую картину безответственности и некомпетентности:
- Какие функции (из структуры городской администрации – ред.) выпали? Ну, конечно, это туризм, работа с инвесторами, малый и средней бизнес, работа с городской рекламой, - заявила Галина Ширшина.
Простите, что это значит: «ну, конечно»? Инвестиции, малый и средний бизнес, туризм – это, вообще-то, ключевые сферы городской экономики. Главные, приоритетные для любого мэра. Основа, без которой, в общем, можно забыть о дальнейшем развитии всех остальных отраслей, от ЖКХ до благоустройства. И как эти функции, которые, очевидно, при предыдущем мэре в структуре администрации были, могли «выпасть»? О них что, забыли? Какие тогда функции остались, например, у зама по экономике Евгении Сухоруковой, чем она вообще занимается?
Примеры таких перлов, которыми щедро было пересыпано выступление Галины Ширшиной, приводить можно долго. Причем сама мэр словно специально так формулировала свои высказывания, что оставалось только диву даваться. Вот, скажем, сообщила, что наконец-то, спустя восемь, повторимся, месяцев, она «склоняется к мысли, что ей надо взять на себя ответственность» за решение проблемы изношенных инженерных сетей в городе и поиска источников финансирования. Да еще и ободрила:
- Я намерена это сделать в ближайшие пару месяцев.
То есть ответственность за состояние важнейшего направления в ЖКХ мэр тоже еще не взяла. Эта функция, видимо, также куда-то «выпала».
«Мы мешать не будем, постоим в сторонке…»
Но сильнее всего поразил, конечно, пассаж про расселение аварийного жилья. Эту программу, как известно, мэрия просто сорвала. Градоначальница вначале вроде бы кивала на предшественников, но потом выяснилось, что у нынешней «команды» данная функция тоже как-то невзначай «выпала»: пока Галина Ширшина рассказывала федеральным телеканалам сказки про то, что в Петрозаводск вот-вот приедут финны и начнут возводить дома на радость измученным обитателям ветхих «деревяшек». Сказки так и остались сказками, и в итоге республиканскому правительству недавно пришлось взять задачу на себя, чтобы единый ответственный заказчик смог контролировать и принимать все работы. Галина Ширшина же со своей стороны пообещала… не мешать (!) региональному правительству.
- Ни одно действие ни одного сотрудника администрации Петрозаводска не будет блокировать этот вопрос, - заявила Галина Ширшина.
Да уж, премного благодарны, конечно. Как и за гениальное предложение написать Президенту России, чтобы он помог решить кадровую проблему в дошкольных учреждениях. Или за констатацию провала организации перевозок из Петрозаводска в Зимник: тут-то что, тоже надо к Путину обращаться, без его помощи никак? Словом, все остальное в выступлении Галины Ширшиной было в таком же духе: чего не коснись, тут – работа сорвана, там – завалена, здесь – еще не приступали.
Этот стон у них песней зовется
И, конечно, главный рефрен: нам должны дать денег. Должны все: республика, федеральный центр, спонсоры-инвесторы… Хотя нет, с инвесторами, как выше сказано, облом: ведь привлечение инвестиций оно того… Выпало, в общем. Вместе с малым и средним бизнесом с его потенциальной налогооблагаемой базой. Вместе с такой возможностью, как повышение доходов от аренды муниципального имущества: здесь вообще все сложно, потому что среди арендаторов есть, мягко говоря, люди непростые и в общем для нынешней мэрии не чужие. Повышать таким людям арендные ставки – это, можно сказать, на святое посягнуть. Это вам не безропотный Славянский институт выселить. Приватизация городского имущества? Ой, вот эту тему лучше вообще не поднимать (и она, разумеется, не была поднята). Ведь объяснить рядовым горожанам, почему лакомые куски собственности уплывают в частные руки за копейки, честно и откровенно нельзя. Ибо некоторые из этих рук принадлежат, так сказать, тоже не чужим людям: например, депутату ЗС РК Анастасии Кравчук, сидевшей в том же зале вместе со своим супругом Поповым.
Так что по итогам выступления Галины Ширшиной можно сделать по сути только один вывод: работать над повышением доходов в городской бюджет горадминистрация не начинала и, похоже, не будет. Контролировать то, насколько эффективно расходуются бюджетные деньги, не может. Осваивать федеральные средства мешают «объективные причины». Злые ГИБДД-шники и прокуроры сыплют штрафами. Подрядчики гадят, управляющие компании жадничают, и звезды постоянно не так складываются на петрозаводском небосклоне.
Словом, прокатить такой «отчет» о непроделанной работе, конечно, мог только в этом зале и в этой аудитории. Но беда для Галины Ширшиной в том, что эта факультативная встреча ни в коей мере не может заменить положенный по закону отчет перед депутатами Петросовета. Многие из которых, как уже сказано, настроены на жесткий и откровенный разговор, без всяких, таких удобных, записочек. А «яблочная команда» вряд ли рискнет второй раз ставить Галину Ширшину в положение школьницы, испугавшейся экзамена. Ведь, срывая официальные отчеты, недолго доиграться и до отставки. Так что отвечать за свою «работу» мэру все равно придется. Даже если этой работы реально и не было.