Posted 28 октября 2013, 08:07
Published 28 октября 2013, 08:07
Modified 12 ноября 2022, 09:08
Updated 12 ноября 2022, 09:08
Организации, содержащие приюты для животных в Карелии и занимающиеся на практике спасением собак и кошек, выражают недоумение в связи с ажиотажем, поднятым вокруг вновь принятого карельским парламентом регионального закона «О некоторых мероприятиях по защите населения от болезней, общих для человека и животных». Этот закон – давно ожидаемый нами документ, позволяющий решать проблему бездомных животных гуманным и эффективным путем.
Зачем нужен этот закон?
До последнего времени «вопрос бездомных собак» в Карелии решался одним варварским способом – отстрелом на месте. Весной этого года активисты-зоозащитники сумели приостановить эту жестокую практику в столице республики. Обращение Петрозаводского городского общества защиты животных в городскую прокуратуру привело к судебному запрету убивать собак на месте отлова. Однако этот отдельный успех не гарантирует возобновления отстрела – как это было недавно в Кондопоге. Нужен запрет на уровне республики.
Для нормального, цивилизованного решения вопроса безнадзорных собак в Петрозаводске еще в 2008 году была принята целевая муниципальная Программа «Городские животные». Подобные же программы можно создавать и в районах республики. Программа предусматривает создание большого муниципального приюта, а также активную работу среди владельцев животных по профилактике бездомности собак. Это борьба с выбрасыванием ставших ненужными питомцев, работа против бесконтрольного разведения и другие меры. Однако Программа столкнулась с непреодолимой трудностью. Оказалось, что общероссийское, федеральное законодательство не предусматривает для местного самоуправления (властей городов и районов) возможности проводить и финансировать такие мероприятия. Такие полномочия есть только у властей субъекта федерации – Республики Карелия. Единственным выходом из создавшегося тупика было принятие специального республиканского закона, который бы «передал полномочия» от республики к городам и районам, дал бы им право заниматься устройством приютов и другими вопросами, связанными с животными (вместо отстрелов). Это была основная задача закона.
История закона
Так родилась идея будущего закона, которую стали поддерживать общественники и ряд депутатов Петросовета. Нельзя было терять время. К сожалению, первоначально правительство республики считало такой закон излишним. Однако мы нашли понимание у депутатов Законодательного Собрания Карелии. Была создана рабочая группа под руководством И.В. Петеляевой, которая и занялась разработкой законопроекта. Продвижение вперед было долгим и трудным – всё заняло полтора года! Ведь закон, прежде всего, проверялся юристами на соответствие нормам федерального законодательства - к сожалению, оно пока очень неполно и несовершенно в части обращения с животными. На разных этапах были отвергнуты три проекта закона, и, наконец, после принятия поправок от Правительства Карелии, родился тот проект, который был одобрен Законодательным Собранием 17 октября. Даже его «мудреное» название – отражение тщательной подгонки под единственный общероссийский закон, позволяющий республике вообще затрагивать эту тему – федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Наконец, все юридические ловушки позади, и закон вот-вот вступит в силу. Наконец, откроются пути финансирования новых приютов. Но откуда тогда ажиотаж?
«Недостатки» закона
В последние дни в средствах массовой информации с подачи представителей одной организации (кстати, не замеченной в последнее время в активной работе на территории нашей республики, и не имеющей своего приюта) был распространен призыв к Главе Республики «отменить закон», не подписывать его - якобы в связи с тем, что статьи закона, регулирующие усыпление животных, позволят убивать всех отловленных собак сразу под предлогом их «болезни» или «агрессии». Но так ли это?
Мы действительно считаем, что вновь принятый закон не является совершенным. Прежде всего, это связано с теми самыми ограничениями, которые накладывает на него несовершенство федерального законодательства. Так, например, в Карелии нельзя ввести обязательную государственную регистрацию животных. Не упомянуты некоторые действительно эффективные меры – например, обязательная стерилизация животных (не имеющих ветеринарных противопоказаний) перед передачей из приюта новым владельцам. Тем не менее, в законе (как и во многих иных законах) прямо или косвенно предусмотрено создание «подзаконных актов» - то есть распоряжений правительства, инструкций, регламентов, наконец, программ на уровне отдельных городов (таких, как петрозаводская Программа). К сожалению, закон не удалось сделать подробным – но этот недостаток можно исправить в процессе его исполнения.
Что касается статьи, связанной с усыплением – то упомянутые там поводы для применения усыпления ничем в принципе не отличаются от таких же требований любого другого регионального закона в России или развитых стран. Если точнее, эта статья карельского закона практически дословно соответствует статье аналогичного закона Ленинградской области. В такой формулировке она была предложена в Законодательное Собрание от имени Главы Республики. Кстати, закон Ленинградской области был также разработан с участием зоозащиников, и никакого нездорового ажиотажа не вызвал. Там закон действует уже несколько месяцев, однако никаких «массовых убийств» в приютах соседнего региона не наблюдается. Снова придется повторить, что разгадка проста – статьи закона не применяются напрямую, тем более в нарушение других требований самого этого закона. А он четко запрещает «отлов животных с целью уничтожения». Нельзя применять их и в нарушение норм других законов (например, Гражданского кодекса России). Поэтому, безусловно, будет разработан особый порядок исполнения требований закона, детализирующий все мероприятия, проводимые с животными. Общественность должна проконтролировать этот процесс.
Конечно, мы не против и дальнейшей доработки закона и внесения изменений – но не хотим, чтобы это не помешало скорейшему внедрению его основных положений в жизнь.
Новый карельский закон не упоминает среди мер по регулированию численности животных возврат стерилизованных собак обратно на улицы. Однако в этом он всего лишь своевременно учитывает уже достаточно богатый негативный опыт применения этого метода в других регионах и городах (напомним, что подобная программа провалилась в Москве и была заменена на приютскую систему – ту самую, которая предложена в карельском законе). Кстати, в законе Ленинградской области возврат собак на улицы вообще прямо запрещен (в карельском такого пункта нет).
Что же в итоге?
Все попытки еще более затянуть внедрение закона в жизнь – означают еще неопределенно долгую затяжку решения всё более обостряющейся ситуации. В новый год опять можно войти без всяких надежд на включение власти в нормальное решение проблемы – зато с новыми случаями отстрелов или потрав.
Мы, организации, содержащие приюты для животных в Карелии, занимающиеся ежедневной практической зоозащитой, сами способны говорить от своего имени о настоящих и мнимых недостатках закона и перспективах его применения - и никому не передоверяли это право. Наши приюты никогда не были «бойнями и живодернями» и становится ими не собираются, кто бы что ни утверждал. Новый закон позволит создавать новые приюты, в том числе и общественные, и мы гото8вы принимать активное участие в этом процессе. Мы просим Главу Республики Карелия Александра Петровича Худилайнена подписать вновь принятый закон. Время не ждет.
Подписались:
1. Владимир Рыбалко, председатель Местной общественной организации «Петрозаводское городское общество защиты животных» («Первый петрозаводский общественный приют»), г. Петрозаводск.
2. Маргарита Терехова, руководитель подразделения благотворительного фонда защиты животных «Большие сердца» по г. Суоярви («Приют для животных в Суоярви»), директор благотворительного фонда «Ради жизни», г. Суоярви.
3. Анна Актанко, президент Карельской Региональной общественной организации помощи бездомным животным «Шан» («Единая группа помощи животным»), г. Петрозаводск
4. Ольга Канатьева, президент Благотворительного фонда помощи бездомным животным «Ковчег» (приют «Ковчег»), г. Петрозаводск.
5. Николай Шишкин, руководитель Кинологической местной общественной организации «Клуб беспородных собак «Джулия», г.Петрозаводск.
6. Светлана Караченцова, заместитель председателя сегежской городской общественной организации защиты животных «Лада», г. Сегежа.
7. Наталья Никитина, руководитель подразделения благотворительного фонда защиты животных «Большие сердца» по г. Питкяранта (приют «Большие сердца», г. Питкяранта).