Posted 30 сентября 2013,, 10:04

Published 30 сентября 2013,, 10:04

Modified 12 ноября 2022,, 09:09

Updated 12 ноября 2022,, 09:09

Заклинило?

30 сентября 2013, 10:04
Заклинило?

Главной темой для обсуждения на сессии горсовета Костомукши, которая прошла в минувший четверг, как и ожидалось, стал вопрос об арендной плате за земли промышленного назначения.

Так и быть, обсудим

После этого заседания стало совершенно очевидно, что задача части депутатского корпуса – под прикрытием заботы о наполняемости бюджета - поставить на колени градообразующее предприятие Костомукши. Пусть даже ценой благополучия тысяч костомукшан и с большими рисками для Карелии в целом.

Вопрос в предварительной повестке дня не значился. Накануне комиссия по бюджету не рекомендовала его к обсуждению на сессии. Однако депутат Бендикова с решением комиссии не согласилась и попыталась убедить депутатов в необходимости обсуждения вопроса на сессии. По ее мнению, максимальная ставка аренды в 30 процентов губительна для многих уже существующих промышленных предприятий города, поскольку резко повышает себестоимость их продукции и услуг. Рассчитывать же на инвестиции и возникновение новых производств не приходится вовсе: кто придет создавать новые предприятия и новые рабочие места, будучи заранее обреченным?

При этом Бендикова, предлагая обсудить вариант с платежом в два процента вместо 30, заранее оговаривалась, что не будет сильно настаивать на минимальной ставке. Ей было важно, чтобы депутаты в процессе обсуждения пришли к разумному решению. Да, два процента – маловато, но 30 – это уже даже не просто перебор.

Депутат Максим Самохвалов был ожидаемо против включения вопроса в повестку дня. Его аргументы сводились к тому, что никаких письменных обращений от предпринимателей не поступало, ставка в 30 процентов не так уж и высока, если посмотреть абсолютные цифры, и вообще обсуждать тут больше нечего.

Тем не менее, вопрос в повестку включили. Восемь – «за», шесть – «против».

Так при чем здесь комбинат?

Во время обсуждения вопроса естественным образом всплыла, как и предполагалось, основная подоплека конфликта. Распространится ли ставка в 30 процентов на земли, занимаемые «Карельским окатышем»? Анна Бендикова убеждена, что в данном случае ГОК защищен от подобных решений местных властей 137-м федеральным законом, и речь в данном случае идет не о ГОКе, а об остальных промышленных производствах города. Депутат Анатолий Михайлов призвал коллег признаться самим себе, что как бы ни шло обсуждение, речь все равно идет о комбинате. И если вдруг выйдет так, что по каким-то причинам 137-й закон на ГОК не распространяется, миллиардные платежи за аренду создадут «Карельскому окатышу» множество проблем. Максим Самохвалов заявил на это, что ему дела нет до комбината, речь здесь вовсе не о нем.

В этом месте Максим Иванович как минимум слукавил. Не далее как на прошлой неделе в республиканских СМИ появились сообщения о том, что костомукшским депутатам удалось вернуть в бюджет Карелии 3,5 миллиарда рублей. Речь, как вы понимаете, идет как раз о ГОКе и как раз об арендных платежах. В том же материале приводится и комментарий Максима Самохвалова: «Мы бились фактически не только за деньги для Костомукши, но и за деньги для всей республики. Понятно, что часть этих денег у нас возьмут обратными трансфертами в бюджет Карелии, но мы совершенно не против».

Не против, судя по всему, и власти республики. Жирную форель проще достать сачком из садка, нежели стаптывать ноги вдоль берега реки и стирать руки спиннингом, пытаясь выловить ее естественным способом. Такой вывод можно было сделать из выступления на сессии замминистра финансов Александра Грищенкова, который вроде бы и не собирался ничего навязывать депутатам, но, тем не менее, сообщил, что республиканский закон от 10 июня был принят именно для того, чтобы существенно повысить доходы муниципалитетов от аренды земель. Впрочем, Александр Владимирович не стал скрывать, что уже сейчас видно, насколько закон этот несовершенен и, скорее всего, будет корректироваться.

На вопрос, известно ли ему, какие ставки арендной платы приняты для промышленных производств в других районах – Кондопоге и Сегеже, к примеру – Александр Грищенков ничего ответить не смог.

Официальная позиция

К слову, после появления упомянутых выше победных реляций об успехе костомукшских депутатов и комментариев Максима Самохвалова, обет молчания прервала пресс-служба «Карельского окатыша». Приводим выдержку из официального пресс-релиза:

«Любые дополнительные обременения затратной части бюджета предприятия могут привести к утрате комбинатом конкурентоспособности и к реальному сокращению производства до уровня внутренней потребности «Северстали» в металлургическом сырье. Это означает, что объемы производства могут быть сокращены практически в два раза. При этом произойдет значительное сокращение рабочих мест, а также инвестиций, направляемых на развитие предприятия».

В переводе с официального на более простой это может означать лишь одно: при существенном повышении себестоимости продукции «Карельского окатыша» отвалятся как минимум внешние потребители, останется лишь Череповецкий комбинат, «внутренний потребитель» костомукшских окатышей. Это 4,5-5 миллионов тонн окатышей в год против нынешних десяти миллионов. «Северстали» не будет смысла вкладываться в развитие производства в Костомукше. Снижение объемов в два раза приведет к массовым сокращениям на комбинате, город потеряет значительную часть налога на доходы физических лиц. И, что самое интересное, при таком развитии событий ГОК просто не сможет платить по грабительским счетам за аренду земли, и радужные мечты о всеобщем благоденствии за счет последнего крупного предприятия Карелии развеются, как дым.

Все это – вовсе не детские страшилки под одеялом, особенно если посмотреть последние ценовые прогнозы на рынке металлургического сырья. Аналитики уверены, что цена тонны окатышей вскоре упадет до 80 долларов за тонну. И тогда считайте сами: при объеме в 10 миллионов тонн доход составит 800 миллионов долларов, из которых 108 миллионов, то есть около 13 процентов придется заплатить только лишь за аренду земли. А при сокращении производства в два раза арендные платежи сожрут уже четверть всех доходов.

Не надо далеко ходить, достаточно вспомнить судьбу Надвоицкого алюминиевого завода. Именно высокая себестоимость и неконкурентоспособность привели к сворачиванию на нем производства. При этом РУСАЛ не стал закрывать подобные предприятия в тех регионах, где себестоимость удается удерживать на приемлемом уровне.

Одним концом по барину…

Понятно, что на сессии предложение о ставке в два процента не прошло. Депутаты решили вернуться к вопросу на следующих заседаниях. Можно не сомневаться, что все вновь завертится вокруг того, подпадает «Карельский окатыш» под ставки, утвержденные местными властями, или нет. Если не попадает – депутаты утвердят разумные платежи. Если же это не удастся доказать, пойдут до конца и сделают все возможное, чтобы оставить максимум в 30 процентов.

А я вот вспоминаю, как любил в детстве разбирать и собирать обратно советские механические будильники. При обратной сборке одной из самых больших проблем было вставить на место тугую металлическую пружину. Если ее перетянуть – пружина заклинит напрочь. А если немного не дотянуть и сделать одно неловкое движение, конец ее мог вылететь из крепления, пружина начинала стремительно раскручиваться и очень больно била по руке, а то и по лицу. Однажды вообще чуть без глаза не остался.

"