Posted 29 апреля 2013,, 08:30

Published 29 апреля 2013,, 08:30

Modified 12 ноября 2022,, 09:14

Updated 12 ноября 2022,, 09:14

Странный приговор

29 апреля 2013, 08:30
Странный приговор
Сюжет
Статьи

Экс-председатель Госкомитета по делам молодежи Максим Мазуровский получил 3 года условно.

В минувшую пятницу Петрозаводский городской суд вынес решение по громкому делу экс-председателя Госкомитета по делам молодежи Максима Мазуровского и предпринимательницы Елены Шаглиной. Их обвиняли сразу по нескольким статьям Уголовного Кодекса РФ, в том числе – хищении средств, выделенных на подготовку к молодежному форуму «Гиперборея», а также связанному с этим хищением злоупотреблением служебным положением и изготовлением подложных документов. Позже обвинение в хищении было снято. Получалось, что Мазуровский подделывал документы и злоупотреблял служебным положением без какого-либо внятного мотива. А поскольку подделка документов и злоупотребление также были под большим вопросом, то обвиняемые ожидали если и не полного оправдания (как известно, наши суды крайне редко выносят оправдательные приговоры), то хотя бы штрафа. Поэтому реальный приговор оказался неожиданно жестким - три года условно с запретом занимать госдолжности для самого Мазуровского и два года условно Елене Шаглиной.

Напомним, что суд и следствие по делу Максима Мазуровского продолжались несколько лет. В 2010-м году Мазуровский-младший возглавлял комитет по делам молодежи, а позже некоторое время поработал заместителем министра экономического развития Карелии. Но обыски и возбужденное против него в ноябре того же года уголовное дело поставили крест на карьерных надеждах молодого чиновника (или, как минимум, на несколько лет отодвинули их реализацию). В постановлении о возбуждении уголовного дела значилось, что при подготовке фестиваля «Гиперборея» «М.А. Мазуровским и Е.С. Шаглиной, действовавшим по предварительной договоренности между собой совместно и согласованно, путем использования должностных полномочий М.А. Мазуровским, вопреки интересам службы из корыстной и личной заинтересованности, из бюджета Республики Карелия денежные средства в сумме 1 509 000 рублей были необоснованно переведены на счета ООО «Шоу-реал» и индивидуального предпринимателя Е.С. Шаглиной». В дальнейшем эти деньги были израсходованы фигурантами уголовного дела по своему усмотрению. В результате незаконных действий были дискредитированы деловая репутация и авторитет комитета по делам молодежи, а также причинен имущественный ущерб государству в виде необоснованного перечисления бюджетных денежных средств. Мазуровскому было предъявлено обвинение по 5 статьям УК РФ, Шаглиной – по 3-м. Вины своей оба обвиняемых не признали. Обвинение в хищении средств позже было снято.

О причинах возбуждения этих уголовных дел было много версий – правоохранительные органы настаивали на том, что они выступали в защиту интересов государства. Сторона Мазуровского, напротив, утверждала, что это дело – часть информационной кампании, развернутой против тогдашнего главы Карелии Сергея Катанандова. Приезжие «силовики» делали карьеру, возбуждая громкие уголовные дела, и заодно помогали компрометировать губернатора. Катанандов, как известно, вскоре ушел в отставку (то есть цели гипотетических заказчиков были достигнуты), но запущенная государственная машина обвинения уже катилась по выбранной колее: следствие-обвинение-суд. Вот теперь дошла очередь и до приговора.

Сам Мазуровский комментирует вынесенное судебное решение крайне эмоционально:

- Зная о конъюнктуре нашей правоприменительной системы, а также об ангажированности судьи, можно было предполагать возможность обвинительного приговора. Кто-то продает свое тело за деньги, а кто-то совесть и душу за должности и зарплату. Однако такой фантазии в мотивации обвинения и, тем более, такого космического наказания не ожидал. Особенно если учесть, что почти сотня свидетелей и тысячи страниц дела полностью опровергли все выдумки обвинения. … Речь уже не о юридической оценке, а о полной беспринципности суда, развенчавшего и так еле теплившиеся надежды на решение по закону и совести.

И в самом деле, не претендуя на юридическую грамотность, трудно удержаться от некоторых вопросов по итогам рассмотрения дела. Если хищения, как такового не было, то зачем, спрашивается, Мазуровский подделывал документы? Исходя из общей зловредности характера? А «злоупотребление служебными положениями», которое осталось в деле, и которое свелось к обвинению в том, что сотрудники Госкомитета по делам молодежи предоставляли принтер для распечатки конкурсных заявок всем желающим, а позже помогали организовать «Гиперборею», связываясь с поставщиками услуг и помогая им решать текущие вопросы – установка палаток в лесу, подключение оборудования, помощь в покупки железнодорожных и авиабилетов?

Не очень понятна и ситуация с «подрывом авторитета органов власти». Безусловно, само по себе обвинение, выдвинутое в адрес Мазуровского о хищении бюджетных средств, авторитет власти существенно подорвало – жители Карелии в очередной раз убедились, что чиновники «воруют». Но дело в том, что оно-то как раз и не подтвердилось. Не воровали Мазуровский и Шаглина деньги из бюджета. А, значит, если кому и надо предъявлять претензии в нанесении ущерба авторитету власти, то, получается, как раз тем людям в погонах, которые это дело и возбудили.

Тем более, что на суде сразу 2 бывших губернатора – и Катанандов, и Нелидов – отказались признавать сам факт нанесения ущерба авторитету органов власти. И если первого из них еще можно заподозрить в том, что он обелял сына своего ближайшего соратника, и, тем самым, отчасти себя, то уж второму-то не было совершенно никакого резона заступаться за Мазуровского. Как, впрочем, и наговаривать на него.

Как бы то ни было, но приговор – вынесен. Разумеется, он будет обжалован. Мазуровский уже сообщил, что пойдет в Верховный суд Карелии, таким образом, к этому делу нам еще предстоит вернуться не раз.

"