Posted 25 февраля 2013, 06:00

Published 25 февраля 2013, 06:00

Modified 12 ноября 2022, 09:16

Updated 12 ноября 2022, 09:16

Власть уходит из глубинки?

25 февраля 2013, 06:00
Власть уходит из глубинки?
Сюжет
Статьи

На заседании 21 февраля Законодательное Собрание фактически запустило процесс перекройки административно-территориального деления Карелии, приняв в первом чтении законопроект об объединении Сумопсадского и Нюхчинского поселений Беломорского района. Впервые с момента вступления в силу 131-го федерального закона пересматривается сложившаяся в республике структура местного самоуправления.

Инициаторами объединения двух сельских поселений выступили власти Беломорского района и самих поселений. У них свои резоны. Управляемость районных территорий – с учетом скудных бюджетов и состояния дорог и мостов между населенными пунктами – стремится к нулю. Власти надеются хоть немного сэкономить бюджетные средства за счет соединения дублирующих управленческих функций в поселениях. Кроме того считается, что практически все вопросы повседневной жизни отдаленные сельские поселения уже и сегодня решают совместно, поэтому от объединения как минимум ничего не потеряют.

Однако местная инициатива вызвала активную дискуссию региональных политиков. Сущность той дискуссии лежит… как бы это сказать… не на поверхности. Казалось бы, ну хотят люди объединить свои органы власти, им так удобнее – и слава Богу. Кому какое дело. Эта позиция, в принципе, понятна. Теоретически идеальное местное самоуправление – эта та власть, которую жители территории могут сами конфигурировать исходя из своих интересов и потребностей. Эту позицию, в частности, озвучил заместитель Главы республики Александр Чаженгин:

– Эта инициатива не навязана «сверху», а идет из района, от самих поселений. Было бы странно ее не услышать...

Действительно, перед внесением законодательной инициативы в парламент в районе вроде бы были проделаны все необходимые публичные процедуры. Объединение поселений было обсуждено с участием жителей на специально проведенных общественных слушаниях. Народ высказался за. Но многие усомнились в том, что представительство «народа» на этих слушаниях было достаточным, а голосование об объединении – достаточно осознанным.

– Слишком легко мы принимаем такое важное решение – взять и объединить поселения, – считает депутат Законодательного Собрания Карелии Светлана Логинова. – Да, провели общественные слушания. Но если на этих слушаниях присутствовали девять человек, то могут ли они представлять целое поселение? Это называется «мнение народа»? У меня нет уверенности в том, что все население Сумпосада и Нюхчи действительно понимает, что поддерживает. А большинство жителей, наверное, даже и не знает о предстоящем объединении или не отдает себе отчета в последствиях. К сожалению, возможные последствия мы наблюдали на многочисленных примерах. Сначала из поселения уезжает администрация. Потом закрывается медпункт, аптека. Потом в упадок приходит клуб. Потом закрывают школу… Начинают разбегаться кто куда жители. И все – поселения нет! Есть очередное дачное местечко, куда люди приезжают на лето...

Против «легкости» принятие решения высказался также депутат ЗС РК Александр Меркушев:

– В нашей истории подобные объединения случались часто, и всегда с негативным результатом. Все помнят кампанию по слиянию «неперспективных» деревень с «перспективными». Фактически это означало ликвидацию огромного количества населенных пунктов. Я не совсем понимаю, какие есть основания считать, что сейчас все будет иначе. Потеря статусных функций для поселения ведет к дальнейшим потерям, к постепенному вымиранию…

Перефразируя известное изречение, можно сказать, что благими законами вымощена дорога в ад. В первую очередь, это может быть отнесено к самому 131-му федеральному закону, определившему систему местного самоуправления в России. Цель была вполне благая: максимально приблизить структуры самоуправляемой власти к человеку. Чтобы самая близкая человеку власть находилась, так сказать, в шаговой доступности. Чтобы человек мог решить в администрации поселения свои проблемы. И чтобы население могло коллективно принимать какие-то решения по обустройству своей жизни.

Однако в жизни, в подавляющем большинстве случаев, это привело к образованию огромного числа совершенно беспомощных органов местной власти с нищими бюджетами, в рамках которых невозможно реализовать даже те немногочисленные полномочия, которые им были переданы. Решение всех социально-экономических вопросов в населенных пунктах все равно легло на районный и региональный уровни власти. Закономерно наметилась тенденция к прекращению бессмысленного существования «лишних» ячеек управленческой структуры.

Аналогичные процессы объединения поселений уже наметились в ряде других районов Карелии. В некоторых случаях (например, при административном объединении Мегреги и Куйтежы в Олонецком районе) это сопровождается достаточно острыми конфликтами. Жители отдаленных населенным пунктов совсем не всегда радуются утрате «шаговой доступности» власти.

Ведь что на практике означает «доступность» Сумпосада для жителей Нюхчи? Это как минимум шесть часов дороги (которую, вообще-то, дорогой даже в реалиях России назвать трудно) с развалившимися, непроезжими мостами. Проще и быстрее из Петрозаводска в Санкт-Петербург доехать. При этом «перспективность» обоих населенных пунктов, мягко говоря, не бесспорна. Хотя бы уже потому, что в последние годы смертность здесь почти в два раза превышает рождаемость…