Зимний праздничный период у вепсов и карелов назывался - «сюндума» Приходился он на период с Рождества Христова до Крещения. Большое внимание уделялось «магии первого дня » Нового года и Рождества. Все события, которые происходили в этот день, автоматически переносили на весь год. Существовали даже определённые запреты. В эти дни нельзя было давать что-либо из дома – это предвещало убытки для семьи. Также существовала примета: если в дом первым войдёт пожилой мужчина, да ещё с бородой, то это сулило достаток семье. А от визита женщины не ждали ничего хорошего, только несчастья. Странная дискриминация в отношении женщин…
Хозяева делали все зависящее от них, чтобы избежать прихода нежелательного первого посетителя: гнали его метлой, ругали, закрывали двери на засов, а женщины в первый день Рождества и на Новый год старались остаться дома. К счастью, об этой примете стали забывать. Большее значение имела вода. Она считалась символом изобилия молочных продуктов. Поэтому хозяйки в эти праздничные дни старались первыми запастись колодезной водой. Девушки ходили в святочную ночь к колодцу и по отражению в его воде гадали о будущем. Приносили оттуда воду в ковше и плескали ею на девятый венец дома: если попадешь на него - выйдешь замуж…
В праздники столы должны были ломиться от еды, чтобы предстоящий год был сытным. Обязательным блюдом были очень вкусные жареные – «пряженые» пироги. До сих пор в Карелии в деревнях хозяйки пекут эти пирожки. Начиняли их толокном, или сахарным песком. Молодёжь их использовала для гаданий. Некоторые пироги начинялись солью. Это обещало в предстоящем году для молодёжи вступление в брак. Овсяные блины были тоже предметом гадания. Сквозь первый блин девушки смотрели на улицу, стараясь разглядеть жениха. И даже хлеб обладал в новогодние дни магической силой. Первый откушенный кусочек хлеба за праздничным столом девушки клали под подушку и потом разгадывали сны. Одним из главных блюд на праздничном столе была ячневая каша. В полночь её жертвовали Морозу. В некоторых вепсских деревнях хозяйки выходили на крыльцо с горшком каши разбрасывали её по сторонам и при этом приговаривали: - « Ешь кашу, Мороз! Не морозь наших хлебов».
До революции Рождество имело большее значение, чем Новый год, благодаря церковной атрибутике: праздничной литургии, колокольному звону, хождению христославов. Всё это делало праздник особенно торжественным. Рождество у местных жителей тоже был семейным праздником, как и у многих народов Европы. После рождественской службы избы крестьян посещали группы христославов. Они пели духовные песни и прославляли рождение Христа. За это получали от щедрых хозяев вознаграждение в виде съестного или денег. В особую группу христославов входили мальчики. У северных вепсов было запрещено принимать участие в христославлении девочек. Это было связано с магией первого дня.
В некоторых деревнях был распространён более древний обычай, чем христославление – колядование. Содержание колядок разнообразно, но объединяло их одно: щедрым хозяевам желали получить богатый урожай, обильный приплод у скота, быть здоровыми и счастливыми, благодарили за щедрые подарки и угощение; скупых порицали и желали им неурожая, накликали засуху и всякие несчастья.
Самым интересным моментом в святочных обрядах было ряженье. В этом обряде принимали участие взрослые, молодежь и дети. В карельских и вепсских деревнях было распространено ряженье в животных и птиц. Рядились в медведя, журавля, лошадь; реже - в курицу, барана, быка. Иногда в покойников, в различные социально-бытовые и этнические фигуры - в попа, цыгана, солдата, лесоруба, нищего. Были распространены и элементы трансвестизма - переодевания мужчин в женскую одежду и женщин - в мужскую. Основным при ряженье было закрыть, спрятать свое лицо, его покрывали редкотканой материей или чернили сажей. Для маскарада использовали вывернутые наизнанку шубы, льняное полотно, надевали старинные рубахи с вышивками и т.п. Придя на молодежную беседу или в крестьянский дом, ряженые иногда устраивали целые драматизированные представления на темы: "хождение вожака с медведем", "лошадь и всадники", "свадьба", "покойницкие игры" и т.д. Самое главное было не быть узнанным. Поэтому весь ритуал проходил молча.
Ряженые только весело и лихо плясали под гармонь или балалайку. В период святок, и особенно в канун Нового года и Крещения, было принято гадать. Наиболее популярными среди вепсских девушек, иногда с участием парней, были различные виды "слушаний". Слушали там, где обитала нечистая сила: на перекрестке дорог, у изгороди, у риги, часовни, проруби, нежилого дома…. Святочный период заканчивался в Крещение купанием в проруби. Полагалось купаться всем ряженым, чтобы «очиститься »от греха гаданий. С Крещения начиналось массовое проведение свадеб, оно продолжалось до масленицы.