Posted 24 августа 2010, 13:28
Published 24 августа 2010, 13:28
Modified 12 ноября 2022, 09:38
Updated 12 ноября 2022, 09:38
Вчера стало известно, что Национальный театр Карелии возглавил "новый старый" директор и художественный руководитель Арвид Зеланд. Его возвращение можно считать знаковым. Арвид Зеланд очень успешно руководил театром с 1997 по 2004 годы, в том числе в непростые для коллектива времена. С ним труппа пополнилась молодежью (был открыт специальный актерский курс), обновила репертуар, получила новое отремонтированное здание.
В принципе, этого достаточно для того, чтобы понять мотивы учредителя, министерства культуры Карелии, вновь пригласившего Арвида Зеланда на должность руководителя. Несмотря на то, что в Минкульте пока никак не комментируют это назначение, логично предположить, что там надеются: во главе с Зеландом коллектив театра, который в последнее время с завидной регулярностью оказывался в эпицентре скандалов, вернется в нормальное творческое русло.
Предыдущий директор Сергей Пронин руководил театром в течение 6 лет. Насколько успешно с творческой точки зрения – судить зрителям, речь в данной статье не об этом. Все это время театр получал финансирование из республиканского бюджета. Так, в 2009 году ему было выделено более 22 млн. рублей, тогда как сам коллектив заработал только чуть больше 3 млн. рублей.
Здесь можно сразу предвидеть возражения: мол, настоящее искусство не может быть в наше время прибыльным, театры везде поддерживаются за счет государства… С этим никто не спорит. Но возникает вопрос, как и на что руководство коллектива тратит государственные деньги. В распоряжении "Карелинформа" оказался любопытный документ, который в какой-то мере проливает на это свет. Так, средняя зарплата в театре по штатному расписанию составляет 11 тыс.150 рублей. Это, отметим, значительно ниже средней зарплаты по республике в целом. Однако на такую скромную сумму, как выяснилось, живут не все члены творческого коллектива. Для этого достаточно заглянуть в строку, где указаны суммы гонораров некоторым из них: 36 тыс. 540 рублей, 42 тыс. 325 рублей, 42 тыс. 630 рублей… В итоге за полгода художнику-постановщику и супруге бывшего директора Ирине Прониной было выплачено более 130 тыс. рублей вознаграждения, режиссеру-постановщику Андрею Дежонову – более 153 тысяч рублей. Заметим, что это именно гонорары – то есть то, что было выплачено помимо зарплаты.
Разумеется, все бы ничего: вполне вероятно, что таланты вышеупомянутых членов творческого коллектива вполне заслуживают такой оценки в денежном эквиваленте. Но, во-первых, надо думать, что и труд остальных членов труппы, и в первую очередь актеров, заслуживает не меньшего. Во-вторых, руководство коллектива находило возможным выплачивать такие гонорары в то время, как театр за полгода накопил долгов в размере 650 тыс. рублей.
В общем, такое своеобразное понимание расходования бюджетных средств не могло не вызвать вопросов со стороны Минкульта. Вкупе с другими, вполне справедливыми претензиями, например, заполняемостью зала, которая на многих спектаклях составляла около 50%, а то и меньше, это стало причиной, по которой учредителю ничего не оставалось, как расторгнуть контракт с предыдущим директором. Словом, чистая экономика и никакой политики, как бы на этом не настаивал Сергей Пронин, который на одной из своих предыдущих пресс-конференций обвинил министерство в том, что оно сводит счёты с "неугодными" и губит национальную культуру. Думается, что приглашение в качестве руководителя одного из самых ярких деятелей национальной культуры само по себе опровергает эти утверждения. Вот только, похоже, новому руководителю придется проявить себя еще и в роли "антикризисного менеджера", чтобы упорядочить расходование бюджетных средств и погасить накопленные театром долги.