Posted 27 марта 2010, 08:28
Published 27 марта 2010, 08:28
Modified 12 ноября 2022, 10:01
Updated 12 ноября 2022, 10:01
Ученые изучили возможности интеграции Северо-Запада в единый макрорегион на примере Карелии.
Этому посвящена книга Марии Ноженко и Елены Белокуровой "Северо-Запад России: регион или регионы?", сообщает Сogita.ru. Она стала результатом многолетней эмпирической работы авторов в рамках различных проектов, связанных с Северо-Западными регионами России (в частности, с Республикой Карелия, Калининградской областью, Балтийским регионом). Сквозным интересом в рамках всех этих многообразных проектов являлся интерес к северо-западной идентичности.
Хронологически книга охватывает период до 2005 года. Проанализированный материал, по мнению авторов, позволяет определить предпосылки развития современной ситуации, сложившейся на Северо-Западе. В целом книга пытается ответить на вопрос: "происходит ли интеграция в границах Северо-Запада в единый макрорегион?"
На основе исследований авторы делают вывод, что СЗФО не воспринимается как единый макрорегион. Кооперация велась и ведется в основном с ближайшими соседями, и соощества в границах округа не возникает. Авторы книги пришли к выводу, что важной помехой на пути межрегиональной интеграции является тип политического сообщества, сложившийся в том или ином регионе. Они выдвигают концепцию "модульного сообщества", которое способно встраиваться в структуры более высокого порядка, способное к интеграции. Противопоставляется модульному типу сообщества сообщество регионоцентричное.
В качестве примера модульного сообщества авторы приводят Карелию: все НКО и общественные объединения активно участвуют во внешних связях без контроля со стороны региональных или федеральных властей. Политический режим в республике - соревновательный.
Напротив, к регионоцентричному типу отнесена Новгородская область. Здесь существует очень сильный региональный миф: Новгородская Вечевая республика. Этот миф активно пропагандировался в 1990-е годы и прочно закрепился в качестве составной части региональной идентичности. Политический режим в области - моноцентричный. Внешние связи региона были возможны в рассматриваемый период только под контролем губернатора.
Авторы намерены продолжить работу и изучить перемены, наступившие после 2004 года.