Posted 26 ноября 2009, 13:51
Published 26 ноября 2009, 13:51
Modified 12 ноября 2022, 10:01
Updated 12 ноября 2022, 10:01
Недавно в Петрозаводске разгорелся скандал. Некоторые городские медицинские учреждения подали иск в Арбитражный суд на министерство здравоохранения и соцразвития Карелии. Повод – недовольство тарифами, по которым Фонд обязательного медицинского страхования оплачивает работу муниципальных больниц и поликлиник. Петрозаводские медики считают, что эти тарифы занижены, а, соответственно, от этого меньше и их зарплата – по сравнению с коллегами из республиканских клиник. Так ли это? Из-за чего, собственно, весь сыр-бор? С этими вопросами министру здравоохранения и соцразвития Карелии Эльмире Зильбер обратилась корреспондент "Курьера Карелии".
БСМП – в первой группе по тарифам
- Эльмира Курбанкадиевна, давайте начнем с предыстории вопроса. Кто формирует тарифы, ставшие камнем преткновения? Как их рассчитывают?
- Все исходит из полномочий, закрепленных за органами государственной власти и муниципалитетами. Все учреждения здравоохранения делятся на государственные и муниципальные. В соответствии с 131-м законом к функции муниципалитетов относится оказание первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи. Иными функциями муниципальные учреждения здравоохранения не наделены.
Поэтому при формировании тарифной политики министерство здравоохранения, фонд медицинского страхования – причем при участии представителей медиков из муниципалитетов – исходили из этого принципа. Была создана специальная комиссия. Тарифы рассчитывали исходя из объемов медицинской помощи, профиля этой помощи, типов учреждения и качества помощи. Мы сформировали шесть типов муниципальных учреждений. Для всех сначала применили единый базовый тариф, а потом – либо повышающие, либо понижающие коэффициенты.
Муниципальные учреждения Петрозаводска, такие как БСМП, Родильный дом им.К.А.Гуткина, безусловно, вошли в первую группу. В последующем эти тарифы только индексировались. Причем они индексировались, в основном, в связи с принятием решений о повышении зарплаты. Все это подтверждено документально. Нужно учесть, что тариф состоит только из пяти статей: зарплата с отчислениями во внебюджетные фонды, приобретение медикаментов, продуктов питания и мягкого инвентаря.
Первичная помощь отличается от специализированной
- А вообще, корректно ли сравнение работников муниципальных медучреждений с республиканскими? Насколько отличается работа в них?
- Сейчас руководители муниципальных учреждений сравнивают себя с государственными учреждениями. Однако, сравнивать их нельзя. Это все равно, как Республиканскую больницу сравнить с любым федеральной клиникой, которая оказывает высокотехнологичную помощь. Понятно, что плановая госпитализация в БСМП Петрозаводска проводиться практически не должна. Об этом говорит и ее название – скорой помощи. И определенная категория пациентов всегда будет проходить курс лечения только в государственных учреждениях. Поэтому сравнение здесь – некорректно. Нельзя говорить «свои-чужие», как это делается сегодня. Просто у каждого свои полномочия. Разный уровень оказания медицинской помощи.
Это не говорит о том, что в городской больнице лечат плохо. Там – повторюсь - оказывают первичную помощь. В республиканских же учреждениях здравоохранения с больным будут уже тщательно разбираться, проводить исследования, устранять причину заболевания. Что сейчас и происходит. Кстати, около 60 процентов пациентов республиканских учреждений – жители Петрозаводска. И это не удивительно – для них она доступнее.
С точки зрения оказания первичной помощи врачи городской БСМП более квалифицированны. Тут нет никакого сомнения. Об этом говорит даже такой факт: когда создавали сосудистый центр, туда перешли врачи из БСМП. Перешли потому, что этот вид медицины, как быстро помогать больным, скажем, при инсультах, они знали лучше. А специализированную плановую помощь, конечно, лучше окажут в республиканских учреждениях. Как говорится, что часто делаешь, то делаешь лучше.
Цифры говорят за себя
- Одна из основных претензий городских врачей – мы делаем одно и то же дело с коллегами республиканского подчинения, но зарплата у нас совершенно разная. Так ли это на самом деле?
- Хотя помощь, как мы уже убедились, врачи оказывают разную, оплата труда у них примерно равная. Давайте приведем даже конкретные цифры, чтобы не быть голословными. Вот, например, Родильный дом им.Гуткина – муниципальное учреждение и Республиканский перинатальный центр. Средняя зарплата на работающего в среднем 15600 рублей в роддоме, в центре – 15619. У врачей в роддоме 26 800 рубля, в центре - 26 361 рубль. Средний персонал: в роддоме - 15 300, в центре – 14 925, даже чуть поменьше. Младший медперсонал: 9 200 и 8200 соответственно.
Интересная информация по БСМП. Во-первых, по руководителю они отказались давать информацию. Но мне точно известно, что зарплата у него выше, чем у министра и у мэра города. Я уже открыто говорила об этом. А дальше сравним с Республиканской больницей им.В.А.Баранова. В среднем на работающего зарплата здесь 16 220 рублей. В БСМП – 15 840. У врачей в Республиканской 27 060 рублей, в БСМП – 23 400. Тут нужно учесть, что так распоряжается работодатель, в данном случае – учреждение. Но зато, в БСМП заметно выше зарплата среднего медперсонала – 17 300 рублей против 15 900 в Республиканской больнице.
Таким образом, произошло определенное перераспределение фонда зарплаты. И это правильно. Ведь в БСМП на средний медперсонал приходится очень большой фронт работы. И сестер там значительно больше, чем врачей.
Теперь Детская республиканская больница и детская городская больница. В ДРБ – многопрофильном учреждении, работающем со всеми районами – средняя зарплата 13 564 рубля. В городской больнице – 15 869 рубля. А ведь это, по большому счету, полуамбулаторное учреждение. Врачи в ДРБ в среднем получают 21 тысячу рублей. В городской детской больнице средняя зарплата врачей точно такая же. А функции – просто несопоставимы. Средний персонал: в ДРБ – 13 476, у городской – 17 200 рубля. Еще одна интересная цифра в городской детской больнице: прочий персонал, зарплата 13 500. Кто такие прочий персонал? Это не дворники, а разные заместители, администрация, которую, скорее всего, легко можно сократить.
То есть, вы видите, что все разговоры о разнице в зарплатах возникли на пустом месте. Официальных цифр, подтверждающих это, просто не существует.
«Мы даже рады обращению в суд»
- Руководители петрозаводских учреждений здравоохранения также говорят, что Минздрав не полностью возмещает им заложенный тариф, а лишь на 73 процента. Что можно сказать по этому поводу?
- У этого вопроса длительная история. Все началось в 92-м году, когда в стране возникла система медицинского страхования. С точки зрения размера налоговых доходов Фонда медицинского страхования, с той поры ничего не изменилось. Первые тарифы были символическими, чтобы ввести новую систему финансирования, поощрять за результат, за пролеченного больного. Но к 2002-2003 году мы пришли к тому, что для того, чтобы заставить работать систему, нужно перевести всех на единый источник, передав ту часть, которая финансировалась из муниципального бюджета напрямую, в бюджет ФОМС.
Это решение путем передачи дотаций из бюджетов муниципальных образований в бюджет республики было принято по все районам, за исключением Петрозаводска и Костомукши. С 2004 года мы переписывались с руководителями и этих городов, чтобы перевести и их на эту единую одноканальную систему, найти способ передачи этих расходов без уменьшения доходов муниципального бюджета, заключив соглашение с Минздравом.
Однако, и Костомукша, и Петрозаводск отказывался, и мы понимали, почему. Дело в том, что практически ни одно учреждение, за исключением БСМП и Родильного дома, не справлялось с плановыми заданиями. Они понимали, что могут не заработать. А за этим идет вынужденное сокращение расходов. Ведь основное отличие той системы, которую мы предлагали и которая действует в других районах – оплата медицинской помощи по факту ее оказания, т.е. за пролеченного больного.
Мы провели переговоры с Минфином, который является главным органом, определяющим финансовую политику республики, и там предложили: если прямого пути воздействия нет, тогда необходимо сократить доходные источники, которые формируют бюджет города.
Надо понять, что речь идет о деньгах на содержание клиник. До сих пор около сорока процентов средств на эти цели муниципальные медучреждения получали из бюджета города вне зависимости от объема выполненной работы. Остальное финансировал Фонд медстрахования, исходя из объема выполненных услуг. Теперь городские медики предлагают полностью уравнять городской тариф с республиканским. Но в этом случае они потеряют право на гарантированное муниципальное финансирование.
Вообще надо сказать, что врачи, подписавшие обращение в суд, не совсем понимают ситуацию. Они думают, - если нам будут полностью возмещать тариф, у нас повысится зарплата. Да ничего подобного! На самом деле именно врачи в этом случае окажутся в условиях жесткого контроля и конкуренции. Сверху подаренных денег не будет. Каждый рубль придется именно зарабатывать. Большинство учреждений в Петрозаводске их заработает. Родильный дом им.Гуткина – нет вопросов, БСМП – аналогично, то же самое и по некоторым поликлиникам. Но, так или иначе, выявятся и те, кто работает хуже. А можно и штрафы получить. Есть отраслевой контроль качества. Тебе дали, скажем, 100 рублей за больного – а стандарт ты не исполнил, не соблюдал показания к госпитализации, сроки, - деньги за это высчитают. А с тех сорока процентов, которые им сейчас дает город, никто ничего высчитать не может.
В дальнейшем нужно пойти даже более жестким путем. Сделать медико-экономический стандарт с четкими расчетами на каждое заболевание. Тогда мы уйдем от этого заскорузлого слова «тариф». Это не тариф, это – оплата за услугу. Государство платит за ту услугу, которую медики оказывают гражданам. Это – следующий шаг. Так что медики Петрозаводска идут в правильном направлении, но – не по тому поводу. В определенном смысле мы даже рады, что они подали иск в суд. У нас, наконец, будет повод все решить по справедливости.