Posted 11 ноября 2009, 11:30
Published 11 ноября 2009, 11:30
Modified 12 ноября 2022, 10:01
Updated 12 ноября 2022, 10:01
Законодательное собрание Карелии одобрило во втором чтении законопроект о создании в республике Общественной палаты. Работа над ним идет почти год и лишний раз доказывает: гражданское общество в Карелии – не формальность и не пустой звук, а реальная сила, сформировавшийся жизнеспособный институт.
Дело, конечно, далеко не только в появлении Общественной палаты как таковой – сегодня они есть во многих российских регионах. Но в Карелии с ее созданием осознанно не торопились, справедливо рассудив, что просто ради «галочки» это никому не нужно. В обсуждение законопроекта включились десятки общественных организаций, сотни граждан, причем, в том числе, и весьма критически настроенные по отношению к власти. Проект был направлен во все районы республики, где прошли «круглые столы».
Дискуссии были бурными; в созданную по инициативе Главы Карелии Сергея Катанандова рабочую группу, куда вошли 30 представителей общественных организаций и общественных деятелей, поступило множество поправок, предложений и замечаний. Но в одном все участники обсуждения были едины – Общественная палата нужна.
Согласно законопроекту, в состав Общественной палаты войдет 21 человек Треть из них определяет Глава Карелии, треть – республиканский парламент. 7 представителей общественных объединений, некоммерческих организаций и инициативных групп граждан включаются путем голосования членами палаты. Таким образом, соблюден строго пропорциональный принцип формирования: от исполнительной, законодательной власти и общества. Это, кстати, выгодно отличает карельскую Общественную палату от созданных в некоторых других регионах, где все представители утверждаются органами власти.
Сформированная по выбранному в Карелии принципу Общественная палата сможет эффективно выполнять те задачи, ради которых создана: отстаивать права и законные интересы граждан, продвигать гражданские инициативы, контролировать деятельность республиканской и местной власти. Тем более, что работа эта для общественных лидеров не в новинку: еще в прошлом году по данным сразу нескольких независимых исследования Карелия была признана одним из наиболее либеральных и демократичных регионов России.
Так, Институт современного развития, проводивший в 2008 году полевые исследования в стране на тему «Российское местное самоуправление: нынешнее состояние и пути развития», выделил Карелию наряду с Санкт-Петербургом и Ярославской областью как самый либеральный регион страны.
Как отметили эксперты, именно в этих трех регионах наиболее отчетливо проявляется ориентация на ценности демократии, свободы, рыночной экономики и самоорганизации граждан. Здесь также отмечается достаточно высокий уровень свободомыслия граждан.
Эти результаты подтверждает и анализ, проведенный в прошлом году Общественной палатой России. По его данным, Карелия входит в число регионов, где перспективы развития гражданского общества оцениваются как благоприятные. Эксперты основываются на таких критериях, как вовлеченность жителей в благотворительную деятельность, активность некоммерческих организаций, выдвижение гражданских инициатив, информированность людей о них.
По этим показателям российские регионы разделены на четыре группы: 50 субъектов Федерации входят в группу, где уровень общественной активности низкий или ниже среднего, 3 региона (в том числе Москва и Санкт-Петербург) в группу с высоким уровнем общественной активности. Еще 15 регионах эксперты отмечают общественную активность на уровне выше среднего, и в это число входит Карелия.
Оценка высокая, но она важна не только сама по себе. Исследователи напрямую связывают уровень общественной активности с качеством жизни в регионах. И это не произвольные выводы или мнение отдельных ученых-социологов, а результаты, основанные на признанных международных методиках. Например, ООН использует такой показатель, как индекс развития человеческого потенциала – его значение тем выше, чем сильнее и крепче гражданское общество. Развитие человеческого потенциала же, в свою очередь, включает в себя качество образования, здравоохранения, доходы граждан – словом, все то, что мы привыкли объединять в понятие «уровень жизни».
Словом, очевидно: гражданское общество – это действительно зеркало, отражающее самые разнообразные процессы в экономике, культуре, социальной сфере. И в зеркало это необходимо смотреть как можно чаще: возможно, тогда мы лучше будем осознавать как собственные проблемы, так и то, чем вполне можем гордиться.
Комментарий эксперта
Людмила Прохорова, кандидат политических наук, эксперт Центра публичной политики, гражданского образования и прав человека:
- Оценки российских экспертов я считаю вполне заслуженными. Наш регион действительно является одним из лидеров по степени открытости власти и активности гражданского общества, и тому есть объяснения.
Карелия рядом с Санкт-Петербургом, где традиционно высок уровень гражданской активности, граничит с Финляндией - одной из стран Евросоюза. У наших северных соседей богатый опыт демократических традиций, диалог власти и общества там идет постоянно, а участие общественности в делах власти давно стало фактором успешного государственного управления.
Года два назад мне довелось беседовать с депутатом парламента Финляндии. Я поинтересовалась у него, насколько активно народные избранники в Суоми взаимодействуют в своей законотворческой деятельности с общественными организациями. «Взаимодействуем постоянно, как же иначе? – ответил он. – В Финляндии человек, не участвующий в работе, как минимум, 2-3 общественных организаций, просто не может быть избран в органы представительной власти, ему никто не доверит отстаивать интересы людей».
В Карелии власть переняла это европейское «правило хорошего тона» - находиться в постоянном контакте с общественностью. И произошло это не вчера: напомню, что в Конституции Республики Карелия, принятой в 1993 году, есть статья, гарантирующая общественным организациям право законодательной инициативы. Разве это не отражает позицию власти, нацеленную на поддержку гражданского общества? Человеческий фактор, гражданская активность людей, поддержка общественных инициатив властью обозначены как один из приоритетов в Концепции социально-экономического развития республики до 2012 года. Причем важно, что это не декларации, а реальная политика: при органах исполнительной власти успешно действуют общественные советы, создается Общественная палата.
Все больше заинтересованности в сотрудничестве с НКО и развитии демократических институтов проявляют органы местного самоуправления. В этом году в рамках реализации проекта «Межрегиональная сеть электоральной поддержки» Центра развития демократии «Геликс» мне довелось побывать во многих районах Карелии: Калевальском, Кемском, Олонецком, Лахденпохском, Сегежском, Сортавальском… В преддверии муниципальных выборов мы проводили там круглые столы, семинары и консультации по вопросам взаимодействия местной власти, граждан и общественных организаций в ходе подготовки и проведения выборов. Активность глав, сотрудников районных администраций и представителей общественности в этих мероприятиях свидетельствует о том, что и в районах есть необходимость в таких площадках по обмену мнениями между властью и обществом, есть понимание, насколько важен диалог.
Словом, на развитии гражданского общества, с одной стороны, благоприятно сказываются объективные факторы, в том числе геополитический, но с другой – без желания самих граждан, их поддержки действий власти добиться продвижения на пути развития демократии было бы невозможно. Теперь же у нашей республики есть чему в этом плане поучиться.
Например, в ПетрГУ успешно работает Центр бюджетного мониторинга, на его счету уже 7 крупнейших конференций с участием российских и международных экспертов, и одна из тем, которая регулярно поднимается на этих обсуждениях, касается развития гражданского общества и демократических институтов в бюджетном процессе.
Еще пример: представители карельских НКО были в числе региональных экспертов, приглашенных на проводившиеся два года назад в России круглые столы по обсуждению предложений гражданского общества в повестку дня саммита стран «Большой восьмерки». То есть наш опыт построения гражданского общества интересен даже на самом высоком международном уровне. Конечно, и для нас участие в подобных встречах имеет огромную ценность: многие инициативы, которые рождаются в таких дискуссиях, мы продвигаем у нас в Карелии.
Примеров гражданской активности и гражданских инициатив в республике можно привести очень много. Карелия одна из первых серьезно занялась гендерной проблематикой, у нас уже много лет действует Центр гендерных исследований. Очень активно развиваются гражданские инициативы в сфере здоровья, развития антинаркотической политики, поддержки электоральных процессов и так далее. Особенно отрадно, что в последнее время к этой работе более активно подключается научное сообщество. В общем, возвращаясь к оценкам российских экспертов, повторю – лидирующее положение в рейтингах мы занимаем по праву, вполне заслуженно. Это не просто цифры в отчетах и докладах, это сама жизнь.