Борьба с коррупцией сегодня – тема едва ли не самая актуальная. Дня не проходит, чтобы в сводках новостей не появилась информация об очередном уголовном деле в том или ином регионе страны. Правда, системного эффекта от громких расследований пока что не заметно, и это признают как независимые эксперты, так и правоохранительные органы. Взятки продолжают давать и брать. Однако общественный резонанс в каждом конкретном случае налицо.
Карелия, разумеется, не исключение. Не далее, как в минувшую пятницу, министр внутренних дел по республике Михаил Закомалдин сообщил, что возбуждено два уголовных дела по статье 290 УК РФ в отношении бывшего министра здравоохранения и соцразвития республики Валерия Бойнича и его заместителя Ларисы Полировой.
По данным МВД, они подозреваются в получении взятки за лоббирование интересов одной из коммерческих фирм Санкт-Петербурга, которая занимается поставкой лекарственных препаратов в Республику Карелия. По версии следствия, размер взятки бывшему министру составил 56 тыс. руб., а его заместителю 44 тыс. руб.
Нельзя сказать, чтобы для журналистов это сообщение было особенно неожиданным. Сам Михаил Закомалдин на предыдущих пресс-конференциях намекал, что республика еще услышит о новых уголовных делах в отношении высокопоставленных чиновников. А слухи о том, что правоохранительные органы вслед за Министерством сельского хозяйства заинтересовались Минздравом, ходили уже не один месяц.
При этом стоит отметить, что возбужденное ранее «дело Минсельхоза» пока что не дошло до суда. Напомним, что вначале уголовное дело было возбуждено по факту ограничения Минсельхозом конкуренции при предоставлении участков для форелеводческих хозяйств, а затем в злоупотреблении должностными полномочиями обвинили бывшего руководителя министерства Ванду Патенко. Понятно, что в интересах следствия СМИ информируют не о всех подробностях, однако если судить по тому, что известно о сложившейся ситуации, в ней немало странного. Например, известно, что в последние годы форелеводство в республике развивается весьма интенсивно, Карелия производит до 75% всей российской форели, а количество хозяйств год от года растет. С обвинениями в ограничении конкуренции в отрасли это как-то не очень вяжется. К тому же вряд ли возможно отрицать, что нормативно-правовая база, регламентирующая полномочия в рыбоводческой отрасли, настолько запутанна, что трактовать ее можно двояко.
В общем, неудивительно, что расследование уголовного дела в отношении бывшего руководителя Минсельхоза длится достаточно долго, и чем в итоге завершится, пока неясно. Логичным будет предположить, что и расследование «дела Минздрава» тоже простым не будет: достаточно сказать, что с поличным при получении взяток никто из подозреваемых не задержан. Факты, как поясняют в МВД, были установлены в ходе следственных мероприятий. Опять же не будем подвергать сомнению компетентность стражей порядка, однако для каждого, кто хоть что-нибудь когда-либо слышал о коррупции в высших эшелонах власти, суммы, фигурирующие в данном уголовном деле, кажутся слишком уж несерьезными: несколько десятков тысяч рублей, в то время как речь идет о многомиллионных контрактах…
Остается ждать новых подробностей, если они будут. Пока же, как сообщил Михаил Закомалдин, правоохранительные органы не намерены ходатайствовать об отстранении Валерия Бойнича от занимаемой им должности вице-премьера карельского правительства, поскольку никаких препятствий расследованию он не оказывает. «Я считаю что, Валерий Дмитриевич, как бы то ни было, порядочный человек. Он ни на кого не выходил и никаким образом не воздействовал», - отметил министр внутренних дел. А также добавил: да, уголовные дела возбуждены, но «завтра они могут быть прекращены. Если они будут прекращены, я им (подозреваемым – ред.) принесу извинения публично, и тому, и другому. Это не обсуждается даже, понимаете. Но преступниками никто никого не называет, пока не будет решения суда».
Что ж, хочется верить, что в объективном расследовании будут заинтересованы все стороны, а объявленная федеральным центром и поддержанная регионами борьба с коррупцией не станет кампанией против отдельных должностных лиц.
Роман ПЕТРОВ