Posted 4 сентября 2009,, 02:51

Published 4 сентября 2009,, 02:51

Modified 12 ноября 2022,, 09:42

Updated 12 ноября 2022,, 09:42

Энергетика и малый бизнес

4 сентября 2009, 02:51
Энергетика и малый бизнес
Сюжет
Статьи

В начале 2009 в Карелии остро стояли вопросы взаимоотношений малого бизнеса и энергетических предприятий. Сейчас, когда полным ходом идет подготовка к следующему году, мы попросили первого заместители председателя Госкомитета РК по энергетике и регулированию тарифов Нину Васильеву рассказать о том, как нынче складываются отношения между энергетиками и предпринимателями.

- Нина Николаевна, начало прошлого года принесло неприятные сюрпризы предприятиям малого и среднего бизнеса. По итогам января многие предприятия получили счета за электроэнергию, суммы в которых значительно превышали прошлогодние. Давайте напомним, отчего это произошло.

- Это произошло оттого, что федеральное законодательство предусматривало более выгодные условия для тех предприятий и регионов, которые быстро развиваются, и наращивают объемы потребления электрической энергии. Снижение объемов потребления электрической энергии крупными градообразующими предприятиями приводило к увеличению тарифной нагрузки на предприятия малого бизнеса. В конце прошлого года и в январе 2009 в Карелии как раз и возникла такая ситуация.

По законодательству базой расчета доли свободной цены на электроэнергию являлся 2007г. А это был год бурного развития экономики республики. В это время успешно развивались, и наращивали объемы основного производства и потребления электрической энергии ОАО «Карельский окатыш», ОАО «Кондопога», ОАО « НАЗ-Суал» и ряд других успешных предприятий Карелии. Они закупали большие объемы электроэнергии, соответственно, база, от которой рассчитывалась их доля, была велика. Когда же крупные предприятия резко снизили объемы потребления электроэнергии, то возникла такая ситуация, что при высокой базе и низком фактическом потреблении электроэнергии, в январе они почти не платили за электроэнергию, приобретенную на свободном рынке. Но объемы мощности потребляемой электроэнергии были за Карелией закреплены. Их необходимо было оплачивать. Получилось, что эти объемы оплачивали работавшие в январе предприятия.

- Мы могли отказаться от этого?

- Нет. Федеральное законодательство предусматривало именно такой порядок расчета платежей за электрическую энергию, закупленную на свободном оптовом рынке. Карелия не могла нарушать законодательство. Кстати, должен заметить, что эта ситуация выявила низкую адаптированность нашей экономики, нашего карельского бизнеса к изменениям внешней экономической среды. Ведь в аналогичных условиях оказались предприятия и других российских регионов. Например, в Вологодской области испытывали те же трудности, что и у нас, поскольку также значительно снизилось потребление электроэнергии на ОАО «Северсталь». Однако таких бурных проявлений недовольства, как у нас, там не было. Хотя в ряде областей цена на электроэнергию на свободном рынке была выше в два раза, по сравнению с той ценой, по которой приобретала электроэнергию ОАО «Карельская энергосбытовая компания». В общем-то, трудности Карелия испытывала только в январе, когда сказалась неготовность предпринимателей к этим изменениям. Затем ситуацию удалось взять под контроль.

- Предприниматели жаловались на то, что их не проинформировали загодя.

- Нельзя говорить о том, что мы не информировали, не предупреждали предпринимателей о том, какая ситуация может сложиться. Были публикации. В ежемесячном разделе газеты «РЭК - реальные экономические консультации» не раз публиковались материалы по вопросам рыночных отношений в электроэнергетике. В тоже время считаю, что следить за изменением законодательства должен каждый деловой человек. Если ты работаешь в определенной сфере, потребляешь тот или иной ресурс, думаю, необходимо следить за нормативной базой, которая существует в области этого ресурса. Ведь все постановления правительства, все федеральные законы находятся в открытом доступе. Публикуются в газетах, их легко найти в Интернете. Многие предприниматели пользуются специальными программами, содержащими эти документы. То есть, было известно, как изменится доля свободного рынка электроэнергии, известен порядок ценообразования на свободном рынке, регламентированы взаимоотношения между энергоснабжающей организацией и потребителями. Но до тех пор, пока не произошла та ситуация, с которой мы столкнулись в январе, эти вопросы мало кого интересовали.

- Грозит ли в этом году предприятиям малого бизнеса то же самое? Какие меры были предприняты в Карелии и на российском уровне для того, чтобы не повторилась такая ситуация?

- Уже с 1 мая 2009 года прежний принцип использования для базового расчета 2007 год не применяется. Теперь электроэнергия оплачивается по факту потребления. Все потребители электрической энергии находятся в равных условиях. Вместе с тем предпринимателям необходимо понимать, что важнейшую роль и сейчас, и в будущем будет играть снижение затрат, экономия электроэнергии. Эта тема в настоящее время широко рассматривается. Проблема эффективного рационального энергопотребления не карельская, а мировая. И если учатся экономить электроэнергию даже домашние хозяйки, то на предприятиях эта работа должна быть максимально интенсивной. Мы все должны понимать, что, например, отапливать помещение электричеством – это очень дорогое удовольствие. А у нас поставить обычные бытовые обогреватели в производственных помещениях считается, чуть ли не нормой. Это просто, это не требует поиска. Понятно, что так было раньше, поскольку электроэнергия в России, и в Карелии особенно, стоила дешево. Но теперь положение изменилось.

- Могли ли мы в Карелии повлиять на положение, ослабить это давление на малый бизнес?

- Нет, вся нормативная база принимается на федеральном уровне, методика расчета разрабатывается и утверждается федеральным правительством. Никаких специальных послаблений малому бизнесу в этой сфере не предусмотрено.

- Но ведь известно, что в определенной степени по более выгодным тарифам платят, скажем, сельскохозяйственные предприятия, бюджетные организации.

- От этого уже в 2010 необходимо будет отказаться. Вы знаете, что в Карелии долгое время существовало перекрестное субсидирование. То есть, потребляемую электроэнергию за тех же бюджетников оплачивали другие потребители. Но уже несколько лет мы в соответствии с требованиями федерального законодательства сокращаем перекрестное субсидирование. Нужно помнить, что в 2011 вся электроэнергия будет приобретаться на свободном рынке, как предполагает реформа энергетики. Соответственно, невозможно будет заставить кого-либо платить за другого. Если те же сельхозпредприятия столкнуться с этой проблемой только через год, они не будут подготовлены и могут оказаться в очень трудной ситуации. Трудно будет и нам, обычным гражданам - потребителям сельхозпродукции. Полагаю, разумно поставить их в равные условия со всеми уже в 2010г., пока часть электроэнергии еще приобретается на рынке регулируемом.

В настоящее время бюджетные потребители платят на 23% меньше, чем все потребители, относящиеся к одной с ними группе. Сельскохозяйственные предприятия – на 42% меньше. Правда, необходимо отметить, что доля потребления ими электроэнергии столь невелика, что заметного влияния на платежи других потребителей не оказывает.

- Каким образом эти предприятия могут готовиться к прекращению существовавшей практики?

- Так же, как и остальные. Стремиться снижать энергопотребление, экономить. Обязательно устанавливать приборы учета. Выбирать для себя более рациональный вид тарифа. Например, есть тариф дневной и ночной. Если есть возможность загрузить энергопотребляющее оборудование в большем объеме ночью, это и нужно делать. Применять энергосберегающие технологии и т.д.

- То есть, какие-либо специальные тарифы для малого бизнеса не возможны?

- Такая мысль была высказана некоторыми представителями малого бизнеса, но ее воплотить в жизнь не представляется возможным. Федеральные власти твердо определили курс на выравнивание условий для всех потребителей.

- Учитывалось ли при принятии этих мер мнение представителей малого бизнеса? Какие встречи проходили в республике, где бы обсуждались эти проблемы?

- Изменения федерального законодательства были приняты после многочисленных обращений из регионов. Напомню, что свои предложения вносил Глава Карелии Сергей Катанандов, обращения направлялись и нашим Госкомитетом по энергетике и регулированию тарифов. Считаю, что мы сделали для изменения ситуации, для помощи малому бизнесу все, что могли.

Мнение представителей малого бизнеса, конечно, учитывалось. Прошел целый ряд встреч, где мы нашли общий язык, и совместно вырабатывали подходы к проблеме. Надо сказать, что сейчас предприниматели гораздо серьезнее относятся к вопросам, которые курирует наш Госкомитет. Постоянно проходят встречи, так, недавно, мы рассказывали о том, что ждет предпринимателей, работающих в сфере сельского хозяйства. Если у каких-либо групп предпринимателей есть вопросы к нам, специалисты Госкомитета готовы встречаться и давать необходимые консультации. Кроме того, представитель Госкомитета работает в составе постоянной рабочей группы, занимающейся вопросами малого бизнеса, которую возглавляет министр экономического развития республики.

Вениамин Слепков,

Пресс-служба Госкомитета по энергетике и регулированию тарифов