Posted 21 августа 2009, 16:47
Published 21 августа 2009, 16:47
Modified 12 ноября 2022, 09:42
Updated 12 ноября 2022, 09:42
В Карелии началась ежегодная профилактическая операция «Трактор», которую проводит Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники совместно с ГИБДД УВД Петрозаводска, городскими и районными отделами внутренних дел республики.
Один из рейдов – на строящийся участок трассы «Кола» в районе поселка Шуя. Работы здесь ведет питерская фирма. Инспекторы осматривают первый бульдозер, проверяют документы и сразу фиксируют нарушение: в путевом листе отсутствует подпись механика, которая должна свидетельствовать, что машина исправна, и ее можно выпускать на линию. Водитель Роман пожимает плечами: «Разве я виноват? Мне такую путевку выдали. Если надо, приедет механик, осмотрит, поставит подпись». Подошедший прораб тоже удивляется: «Сколько уже времени и в Карелии, и по Северо-Западу работаем, в прошлом году тоже строили участок на этой трассе, и никогда претензий к путевым листам не было». Начальник инспекции Гостехнадзора Алексей Сальников терпеливо объясняет: значит, тогда документы были оформлены должным образом. А сейчас штраф придется все же заплатить, и именно Роману. Водитель не должен выезжать на работу, пока не удостоверится, что путевой лист оформлен так, как того требует закон. На Романа составляют административный протокол, а руководству компании-подрядчика будет выдано предписание об устранении нарушений.
Следующий бульдозерист попытался было уехать от греха подальше, но был остановлен. Впрочем, поводов для волнения у него не было: все документы оказались в порядке. Не возникло вопросов и к машинисту экскаватора нижегородской компании, которая поблизости занимается прокладкой трубопровода.
Инспекторы двигаются дальше, на еще одну площадку той же самой компании из Санкт-Петербурга. Здесь тоже кипит деятельность: один за другим подъезжают самосвалы с песком, который затем с помощью экскаватора перегружается в другие машины, повышенной проходимости. Визит инспекторов вынуждает машиниста Владимира прервать работу. Как выясняется, проверяющие заглянули сюда совсем не зря: выявили нарушение, и в отличие от первого случая, весьма серьезное. Удостоверение тракториста-машиниста, которое предъявляет Владимир, вообще не дает ему права работать на этом виде техники. «Как же так? Ведь я проходил обучение», - недоумевает он. «После этого, если вы действительно прошли обучение и сдали экзамен, должны были обратиться в Гостехнадзор и заменить удостоверение», - отвечает Алексей Сальников. А для журналистов поясняет: сейчас документы Владимира подтверждают только, что ему присвоена категория «Е», дающая право на управление гусеничными машинами с двигателем мощностью свыше 25,7кВт. Но в удостоверении должна быть еще и указана специальность – машинист экскаватора. Всего таких специальностей 60, а категорий 6, в отличие от привычных 5 категорий, на которые разделяются права, выдаваемые ГИБДД.
В принципе, об этом должны знать как сами машинисты, так и их начальство. Но, вполне вероятно, что Владимир действительно был уверен: сведений, указанных в его удостоверении, достаточно. Ведь, как рассказал начальник инспекции Гостехнадзора по Прионежскому району Михаил Попов, нередко бывает так: стоит проверяющим отъехать чуть подальше от площадки, как рабочие по мобильникам звонят на другие строительные участки и предупреждают о рейде. Но здесь инспекторов если и ждали, то явно не тревожились по поводу их визита. Как бы то ни было, закон есть закон: повторяется процедура оформления протокола. Отвечать за нарушение придется не только Владимиру, но и механику, который позволил ему управлять экскаватором без разрешения.
Среди других серьезных нарушений, которые регулярно фиксируют сотрудники Гостехнадзора, отсутствие талона о прохождении техосмотра и государственной регистрации машин. Алексей Сальников вспоминает, что в прошлом году во время рейда на карьер в Пряжинском районе инспекторы обнаружили несколько БелАЗов, ни один из которых не был зарегистрирован в установленном порядке. Это значит, что техника, к которой предъявляются особые требования безопасности, не только работала абсолютно бесконтрольно, но и государственная казна не досчиталась транспортного налога – а он, между прочим, составляет 12 тысяч ежегодно с каждого БелАЗа. «К сожалению, такие нарушения встречаются часто, - комментирует Алексей Сальников. – Технику, которая передвигается по дорогам общего пользования, владельцы все-таки предпочитают регистрировать, опасаясь санкций не только с нашей стороны, но и со стороны ГИБДД. Что же касается машин, работающих на закрытых стройплощадках, карьерах, лесных делянках, то об их регистрации и прохождении технического осмотра владельцы нередко «забывают». А потом еще и выражают недовольство инспекторам: мол, мешаете работать».
Масштабные плановые проверки, подобные проводимой осенью операции «Трактор» или зимней операции «Снегоход», действительно, необходимы, хотя сил и средств они требуют немало. В Гостехнадзоре не скрывают: нагрузка на инспекторов очень большая. В Карелии насчитывается около 12 тысяч единиц тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и другой профильной техники, а сотрудников инспекции всего десять человек. Поэтому нередко один инспектор курирует 2-3 района. Тем не менее, задачи свои ведомство выполняет, обеспечивая строгое соблюдение закона и безопасность движения, условий труда и окружающей среды.
Наталья Овсянникова