Posted 10 августа 2009, 10:17

Published 10 августа 2009, 10:17

Modified 12 ноября 2022, 09:42

Updated 12 ноября 2022, 09:42

Особенности национальной политики

10 августа 2009, 10:17
Особенности национальной политики

В середине августа Карелия будет принимать Конгресс Молодежной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН). При этом не исключено, что штаб-квартира этой международной организации на ближайшие несколько лет обоснуется в Петрозаводске. Недавно в карельской прессе появилось интервью А. Цыкарева – молодого общественного деятеля из столицы республики, который является одним из кандидатов на пост руководителя Ассоциации. В этом материале А. Цыкарев описывает те выгоды, которые может получить Карелия от сотрудничества с МАФУН. Это и повышение привлекательности региона для туристов, и сохранение карельской государственности на основе местных этнокультурных ценностей. Одним словом, его выступление практически дословно повторяет программные документы республиканского министерства по вопросам национальной политики. Однако реакция местной общественности на этот материал оказалась неожиданно острой. Когда мы обратились за подробностями о Конгрессе МАФУН к местным общественникам, они высказали неожиданно много довольно резких суждений. Правда, из соображений национально-культурной солидарности, просили не называть их имен.

Без языка и регистрации

Насколько нам удалось понять, вопрос о МАФУН далеко не так однозначен, как может показаться на первый взгляд. Пока нельзя с уверенностью сказать, чьи интересы будет представлять эта организация. Во многом, это будет зависеть от ее руководства, которое будет избрано в Петрозаводске.

В частности, А. Цыкарев представляет местную организацию под названием «Молодая Карелия». Эта организация провозглашает своей целью сохранение карельского языка с помощью объединения молодежных творческих инициатив в области литературы, музыки и театра. При этом А. Цыкарев, как ни странно, не владеет карельским языком, что вызывает протест у многих национально-культурных общественных деятелей. Как рассказал нам один из них, доходит до «нелепых случаев», когда А. Цыкарев выступал в эфире телепрограммы национального вещания, и в результате эта передача шла почти исключительно на русском языке.

Более того, МАФУН до сих пор не зарегистрирован и не имеет собственного счета. На практике это означает, что организация лишена возможности получать гранты и участвовать в конкурсах на поддержку своих проектов из бюджета. Можно ли в таких условиях ожидать реальных результатов работы? Не случится ли так, что вместо реальных дел останутся одни декларации благих намерений?

В Петрозаводск через Хельсинки

Специалисты указали нам и на еще один тревожный факт. На последнем Съезде финно-угорских народов А. Цыкарев голосовал за то, чтобы штаб-квартира международного финно-угорского движения осталась в Хельсинки. Между тем, российская делегация, конечно, стремилась перенести штаб-квартиру на отечественную территорию. Мотив очевиден: это повысило бы престиж России на международной арене и значение финно-угорской культуры внутри страны. Но А. Цыкарев и его единомышленники рассудили иначе.

В этой связи у многих возникает вопрос о мотивах, которые движут этими молодыми людьми и их старшими товарищами. Особенно настораживает заявление А. Цыкарева о намерении баллотироваться на выборах в органы местного самоуправления осенью этого года. У некоторых из его коллег это вызывает подозрения, не используется ли национальная культура в качестве трамплина для политической карьеры. Это тем более тревожно, что попытки разыграть национальную карту на выборах всегда таят в себе угрозу роста националистических и сепаратистских настроений. Достаточно вспомнить о существовании в соседней Финляндии организаций, которые до сих пор добиваются возвращения территорий, отошедших к России после Второй мировой войны.

Мертвые души

Одним словом, у части национальной общественности есть серьезные опасения, что за деятельностью А. Цыкарева может скрываться банальный политический карьеризм. Насколько известно, на предстоящем Конгрессе будет применяться очень странная система голосования. Все организации, входящие в Ассоциацию, формально имеют равные права, но на практике поделены на «активные» и все остальные. «Активные» имеют по три голоса, а «все остальные» – по одному. В результате, «активисты» обладают возможностью провести практически любое решение. При этом нет никаких четких критериев оценки «активности» членов Ассоциации. Все решают старшие товарищи: те самые люди, которые на последнем Съезде финно-угорских народов голосовали за штаб-квартиру в Хельсинки.

Доходит даже до появления «мертвых душ». Например, руководство Союза финнов-ингерманландцев Карелии отказалось от выдвижения своих делегатов на съезд МАФУН в пользу А. Цыкарева. Между тем, союз уже год не имеет регистрации и не торопится ее продлевать. Фактически, сейчас такой организации официально не существует, а большинство ее рядовых членов даже не догадываются, что от их имени теперь выступает некий «Фонд поддержки финского населения Карелии».

Таким образом, многие участники национально-культурного движения испытывают серьезные сомнения: Чьи интересы намерен представлять А. Цыкарев на посту руководителя МАФУН? Кто поддерживает его и стоит за его выдвижением?

А. Васин

Подпишитесь