Posted 24 июля 2009, 13:23
Published 24 июля 2009, 13:23
Modified 12 ноября 2022, 09:42
Updated 12 ноября 2022, 09:42
На очередном заседании Общественного совета при Главе РК по профилактике экстремистской деятельности, состоявшемся 22 июля, был одобрен проект "Основных направлений реализации на территории Карелия государственной миграционной политики в области социально - культурной адаптации мигрантов".
Проект представило Министерство республики по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями, а инициатива его разработки принадлежит Общественному совету. В нашем регионе уже многое сделано и делается для создания системы адаптации мигрантов в рамках региональной целевой программы "Карелия - территория согласия". Но, как отметил начальник отдел программ национального развития и взаимодействия с национальными общественными объединениями Виктор Красножон, сегодня вокруг темы адаптации мигрантов существует правовой вакуум. Как правило, федеральные начинания в этой сфере касаются лишь одной категории граждан: вынужденных переселенцев и беженцев. Однако для Карелии это не актуально. На настоящий момент в республике статус вынужденного переселенца имеют только 86 человек (37 семей). Основная же масса мигрантов пребывает в наш край добровольно, в том числе с частными целями и на работу.
Конечно, не все из них нуждаются в полном объеме услуг по социально-культурной адаптации, добавил Виктор Красножон. Тем более, что федеральный центр сокращает квоты для регионов на иностранную рабочую силу и поток трудовых мигрантов в Карелию с начала года обмелел почти вдвое. "Мы понимаем, что очереди в центры социально-культурной адаптации мигрантов не выстроятся, - сказал он. - Но государство должно быть готово оказать эту поддержку всем гражданам, которым она нужна".
А нужна поддержка, в первую очередь, тем мигрантам, которые планируют надолго остаться в Карелии и даже, возможно, получить российское гражданство. Речь, в частности, идет о тех, кому выданы вид на жительство и разрешения на временное проживание. Кроме того, нельзя забывать, что в регионе существует и внутренняя миграция. Эта проблема приобретает особую значимость в условиях экономического кризиса, ведь одна из мер поддержки занятости, предложенная республиканскими властями, заключается в том, чтобы потерявшие работу люди имели возможность переехать и трудоустроиться в другом районе, городе, поселке.
В этом контексте особенно важно обратить внимание на такое направление деятельности, как содействие трудоустройству. Разумеется, для тех, кто прибывает в Карелию из-за ее пределов это тоже очень важно, ведь возможность найти достойно оплачиваемую работу - основное условие адаптации для любого приезжего. Рука об руку с этой задачей идет решение проблемы защиты трудовых прав граждан и борьбы с нелегальной миграцией.
По словам руководителя УФМС Татьяны Жураховской, нелегальная миграция не оказывает сколько-нибудь существенного влияния на рынок труда и криминогенную обстановку в Карелии, тем не менее, миграционная служба и правоохранительные органы регулярно фиксируют случаи незаконного привлечения иностранной рабочей силы. Так, в апреле текущего года в результате проверки в Медвежьегорском районе был выявлен факт пребывания на территории республики четырнадцати граждан Узбекистана. Они не состояли на миграционном учете и незаконно осуществляли трудовую деятельность без разрешений на работу. По данному факту было возбуждено 28 дел об административных нарушениях. Материалы были направлены в Медвежьегорский городской суд, который определил для нелегальных гастарбайтеров меру наказания - штраф с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
К вопросам регулирования внутренней и внешней миграции необходимо активнее привлекать органы местного самоуправления, добавил Виктор Красножон. По его словам, руководители районов и поселений нередко узнают о том, что на их территории трудились нелегальные мигранты, только от правоохранительных органов и из средств массовой информации. Справедливости ради надо заметить, что и полномочий, позволяющих полно и комплексно осуществлять социально-культурную адаптацию мигрантов, у местных властей нет. Поэтому одним из направлений проекта является содействие муниципалитетам в решении проблем интеграции мигрантов.
Актуальность решения проблем социально-культурной адаптации мигрантов подтверждается социологическими исследованиями, проведенными Министерством по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями совместно с ПетрГУ. Как выяснилось в ходе опроса, позитивно к миграции относятся 44,1% респондентов, негативно 45,1%. Результаты исследования доказывают, что необходимо и дальше работать над формированием установок толерантного сознания, в том числе в молодежной среде, что также является одной из целей обсуждавшегося проекта.
Словом, к задачам по интеграции мигрантов в социум необходимо подходить системно, и важно, чтобы свой вклад вносили не только органы государственной власти, но и местное самоуправление, научные круги, общественные организации. Не лишним было бы дать слово и самим мигрантам. Председатель Общественного совета, вице-спикер Законодательного собрания РК Геннадий Нечаев предложил на следующем заседании выслушать представителей национально-культурных автономий и национальных общественных объединений: как они оценивают реализацию государственной миграционной политики в республике, с какими трудностями сталкиваются и какими предложениями могут поделиться.
Наталья Овсянникова
Для справки
По данным республиканского Управления Федеральной миграционной службы, к настоящему моменту на миграционный учет поставлено более 28 тысяч иностранных граждан, в том числе по месту пребывания- 27900, с частными целями - 22%, трудовой деятельности - 5% и в деловых целях -2%. Наибольшее число пребывает из Финляндии - 63%, Украины -9%, Узбекистана и Азербайджана около 3%. Иностранным гражданам на въезд в Российскую Федерацию оформлено более 2 840 приглашений, 122 визы, выдано 489 разрешений на временное проживание и 26 видов на жительство.
Работодателям оформлено более тридцати разрешений на привлечение и использование иностранных работников, 769 разрешений на работу иностранным гражданам, в том числе прибывшим в безвизовом порядке - 618.
Гражданство Российской Федерации приобрели более 560 человек, в том числе 494 человека - в упрощенном порядке, 73 - в соответствии с международными соглашениями. Отклонено 20 заявлений о приеме в гражданство РФ.