Posted 26 мая 2009, 08:14
Published 26 мая 2009, 08:14
Modified 12 ноября 2022, 10:02
Updated 12 ноября 2022, 10:02
В декабре прошлого года под председательством главы республики Сергея Катанандова была создана комиссия по обеспечению устойчивого развития экономики в кризисных условиях. В ее рамках действует рабочая группа, возглавляемая вице-премьером правительства, министром финансов Александром Колесовым. Она подготовила список предприятий, имеющих стратегическое и градообразующее значение. Об особенностях процедуры отбора и реальных шансах предприятий получить государственную поддержку, в том числе в форме гарантий на предоставление кредитов в банке, мы беседуем с начальником управления доходов и государственного долга министерства финансов Еленой Беляевой.
- По мере развития и проявления кризисных явлений в экономике Карелии, как и в целом по России, Правительством республики были выработаны меры по поддержке наиболее значимых предприятий. В список вошли более 200 производств. С учетом полномочий, которые есть у республики и возможностей бюджета наиболее реальной формой поддержки является представление государственной гарантии республики.
Это важно и с той позиции, что в оборот вовлекаются банковские ресурсы. В конечном счете, выигрывает экономика республики.
- Насколько реально получить государственную гарантию?
- Любое предприятие, попавшее в этот список, должно, прежде всего, понимать, что gравительство оценило его важность как субъекта экономической деятельности.
Однако, когда мы говорим о предоставлении государственной гарантии, мы должны учитывать два основных момента. Во-первых, любая гарантия - это оформленный в соответствии с законодательством государственный долг республики, поэтому к предоставлению этой формы господдержки установлены жесткие требования Бюджетного кодекса. Во-вторых, предприятие, претендующее на госгарантию, должно доказать этой рабочей группе эффективность мер, которые оно разработало по выходу из кризиса или по дальнейшему развитию.
Поэтому каждое предприятие, которое попало в список, будет индивидуально рассматриваться на заседании рабочей группы по мере подготовки документов, в том числе бизнес-планов, инвестиционных проектов.
- Кто входит в рабочую группу?
- Это не только представители исполнительной власти, но и банковского сообщества, а также правоохранительных органов, депутаты Законодательного собрания Карелии.
- Какова процедура рассмотрения документов?
- Документы потенциального получателя госгарантии( перечень документов утвержден Постановлением правительства республики) рассматриваются Минэкономразвития и отраслевыми министерствами на предмет эффективности бизнес-планов и антикризисных мероприятий. Минфин в обязательном порядке проводит анализ финансового состояния заемщика. Эти заключения выносятся на рассмотрение рабочей группы. После обсуждения путем тайного голосования определяются проекты, которым будет предоставлена государственная гарантия.
- Каковы основные требования Бюджетного кодекса к заемщикам?
- Они должны иметь удовлетворительное финансовое состояние, то есть мы не должны сомневаться в их платежеспособности по тем обязательствам, которые они возьмут перед банком. Претендент на предоставление государственной гарантии не должен иметь задолженности по платежам в бюджетную систему, как по налогам, так и по ранее предоставленным на возвратной основе средствам, а также неурегулированных обязательств по гарантиям. Еще одно важное требование, которое является защитой интересов бюджета, это то, что потенциальный заемщик должен предоставить способы обеспечения своих обязательств. Упрощенно говоря, это залог. Причем, он должен быть высоко- ликвидным, поскольку в случае возникновения гарантийного случая, мы должны оперативно реализовать предмет залога и восстановить средства бюджета, которые будут уплачены банку гарантом, то есть республикой.
- Процесс, как говорится, пошел, уже рассмотрено первое предприятие. Что можно сказать, по итогам рассмотрения его на заседании рабочей группы?
- Как я уже отмечала, все гарантии - это государственный долг. В силу того, что правительство вынуждено проводить секвестирование бюджета, больших возможностей по увеличению объемов предоставляемых гарантий у бюджета нет. Но, несмотря на то, что происходит сокращение отдельных бюджетных показателей, правительство все же изыскало возможность и предложило Законодательному собранию увеличить объемы предоставляемых гарантий на 700 миллионов рублей, то есть в 3,5 раза.
Мы рассматриваем это как одно из важнейших антикризисных мероприятий правительства, как маховик, который позволит оживить экономику. Более того, этими поправками предусмотрено и расширение направлений гарантирования. Мы должны определить приоритеты, предусматривающие государственную поддержку. На предоставление государственных гарантий по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов, предусмотрено 600 миллионов рублей. На осуществление основной производственной деятельности - 300 миллионов. До этого на это направление гарантии не распространялись.
- Понятно, что даже с учетом поправок денег на всех не хватит. Какой примерно объем средств требуется?
- При проведении мониторинга выяснилось, что только для порядка 50 предприятий, наиболее реальных претендентов на получение государственной гарантии, необходимо более 7 миллиардов рублей. Очевидно, что таких средств нет. Поэтому организациям, которые действительно в этом заинтересованы, необходимо ускорить подготовку документов.
Повторю, особое внимание должно быть уделено формированию залогового обеспечения. Без выполнения этого условия даже, несмотря на интересные инвестиционные проекты, гарантии не могут быть предоставлены.
- Существует ли какая-то предельная сумма предоставления кредитов под государственные гарантии?
- Пока нет, но с учетом ограниченности бюджета рабочая группа будет рассматривать вопрос об установлении предельного лимита по предоставляемым гарантиям. Это позволит большему числу предприятий воспользоваться государственной поддержкой.
Беседу вел Наиль Шабиев