В апреле среди старшеклассников г. Суоярви были проведены уроки-встречи по теме «Карелия – территория согласия». Уроки состоялись в рамках выездного заседания Коллегии Миннаца Карелии. В них приняли участие члены Коллегии, представители общественных объединений, а также сотрудники министерства. Подобные уроки-встречи проводятся в образовательных учреждениях республики достаточно регулярно. Их цель – укрепление позитивных межнациональных и межконфессиональных отношений, воспитание активной гражданской позиции у молодежи, уважительного отношения к представителям разных культур и религий.
В ходе уроков молодые люди знакомились с культурными традициями народов, деятельностью национальных общественных объединений и религиозных организаций. Состоялась неформальная беседа о том, как в условиях многонациональной республики сохранить мир и согласие, добрососедские и уважительные отношения между народами.
В конце урока учащихся попросили ответить на несколько вопросов анкеты. Получено 124 ответа.
Половина из ответивших на вопросы учащихся оценила отношения между людьми разных национальностей в г. Суоярви как «добрососедские и гармоничные». В то же время 9% назвали их «напряженными и конфликтными». Тем не менее, 70% учащихся демонстрируют высокий уровень толерантности, ответив, что «готовы иметь дело с представителями любых национальностей, несмотря на любые различия». Не готовы к этому – 1%.
Опрос показал, что установки на межэтническое сотрудничество являются одними из самых толерантных и наименее агрессивных. Высокая доля позитивных ответов учащихся г. Суоярви говорит об их готовности проявить лояльное отношение к этнокультурному многообразию, являющемуся неотъемлемой частью формирования межнационального согласия. Среди старшеклассников преобладает гражданское понимание сущности современных межнациональных отношений, важность наличия взаимоуважения людей разных культур как основы формирования и укрепления межнационального мира и согласия в обществе.
Формирование бережного и внимательного отношения к историческому прошлому не только всей страны, но и своей малой родины, языку, культуре и традициям своего народа – важная часть патриотического воспитания подрастающего поколения. Культура межнациональных отношений старшеклассников находится в стадии активного формирования. Эту работу следует продолжать и расширять, максимально используя как возможности каждой конкретной школы, так и всех институтов гражданского общества в целом.
Виктор Бирин