Карелия и Финляндия обменялись опытом по развитию местного самоуправления

30 апреля 2009, 11:01
Карелия и Финляндия обменялись опытом по развитию местного самоуправления

В правительстве Карелии состоялась научно-практическая конференция "Местное самоуправление на современном этапе: опыт Российской Федерации и Финляндии", в которой приняли участие Глава Карелии Сергей Катанандов и губернатор Оулу Эйно Сиуруайнен.

Для нашей страны тема эта сегодня более, чем актуальная: в России завершается реформа местного самоуправления. Но, как выяснилось, у наших северных соседей сейчас идут похожие процессы. В Суоми также думают над тем, как сделать власть на местах эффективнее, а оказываемые на муниципальном уровне услуги - качественнее и доступнее для населения.

В своем докладе Сергей Катанандов остановился на нескольких аспектах развития института местного самоуправления. Это разграничение полномочий между республиканскими органами исполнительной власти и муниципалитетами, контроль за качеством исполнения этих полномочий, перевод государственных услуг в электронную форму, создание сети многофункциональных центров для оказания услуг и более активное включение органов местного самоуправления в работу по профилактике преступлений коррупционной направленности.

Как отметил Глава Карелии, получая паспорт, водительские права, различные справки, регистрируя имущество, оформляя документы на социальные выплаты граждане ежедневно соприкасаются с целым комплексом государственных услуг. Людям, по большому счету, неважно, кто оказывает эти услуги: федеральные структуры, республиканские или муниципальные власти, они хотят, чтобы это было сделано качественно и быстро. Сегодня для этого правительство Карелии разрабатывает административные регламенты. Если раньше оказание любой услуги регулировалось десятками законов и правил, то теперь все необходимые действия чиновников прописаны в одном документе. Кроме того, в административном регламенте содержится перечень справок, которые обязан предоставить гражданин для решения той или иной своей проблемы. Сегодня в Карелии создано 77 таких регламентов, и работа эта будет продолжаться.

Сергей Катанандов подчеркнул, что одним из самых важных направлений является информирование населения об изменениях и возможностях, которые предоставляются в рамках реформы. Для этого в Карелии создан единый интернет-портал государственных и муниципальных услуг. К сожалению, заметил губернатор, республика пока еще отстает от некоторых других регионов в организации работы чиновников по принципу «одного окна». Суть его, как известно, в том, чтобы гражданин не ходил по разным инстанциям, не готовил несколько пакетов одинаковых документов, а смог сразу получить нужную ему услугу, обратившись в соответствующее ведомство или учреждение. Помочь в этом призвано создание многофункциональных центров, в первую очередь на муниципальном уровне. В некоторых районах идея, которую, кстати, поддержало министерство экономики России, уже начала воплощаться в жизнь, среди них - Кондопожский, Сортавальский, Сегежский, Питкярантский, Петрозаводск.

Не меньшее внимание в Карелии уделяется вовлечению местных властей в борьбу с коррупцией. Сергей Катанандов напомнил, что республика стала одним из первых регионов, где была разработана собственная нормативно-правовая база для противодействия коррупции. Подготовлен ряд соответствующих соглашений с муниципалитетами.

В 2008 году завершился переходный период реформы местного самоуправления. Сделано многое, но остался и ряд проблем. Это несовершенство нормативно-правовой базы, недостаточная обеспеченность муниципальных бюджетов собственными доходами, слабо развитое межмуниципальное сотрудничество и не всегда отвечающий современным требованиям уровень квалификации местных чиновников. Международная конференция, по мнению Сергея Катанандова, это хорошая возможность подвести итоги и обобщить имеющийся опыт.

Участие финской стороны для республики особенно полезно: Карелия и Финляндия схожи по структуре населения, его распределении по территории и так далее. Поэтому, уверен губернатор Оулу Эйно Сиуруайнен, опыт Суоми вполне можно применить здесь, и наоборот. Официально административно-территориальное деление в Финляндии представлено 5 губерниями. Однако есть и другие образования - региональные союзы, коммуны объединяются в них по собственной инициативе, чтобы сообща решать те или иные проблемы. Всего в Суоми 11 таких региональных союзов.

Разумеется, для планирования и анализа муниципальной политики в Финляндии широко используют информационные технологии. Там разработана система электронного мониторинга ситуации в каждой коммуне в режиме реального времени. Она позволяет, в частности, спрогнозировать, какие услуги потребуются жителям той или иной территории с учетом миграционных процессов, старения населения, количеством рабочей силы и прочее. Скажем, если в отдаленной и малонаселенной коммуне за год рождается всего несколько детей, вряд ли есть смысл в течение ближайших лет содержать здесь школу.

Сегодня, по словам Эйно Сиуруайнена, государство дает коммунам четкий сигнал на укрупнение. Например, услуги по первичному здравоохранению предоставляются только тем территориям, где проживает не менее 20 тысяч человек, услуги по профессиональному образованию - тем, население которых составляет не меньше 50 тысяч человек. Таким образом, хотя коммуны самостоятельно решают, объединяться ли им с соседями, иного выхода у них фактически не остается. При этом коммунам, принявшим решение объединиться, государство выделяет солидную финансовую помощь на создание новой системы управления.

Эйно Сиуруайнен пояснил, что в развитии местного самоуправления финские власти ориентируются на три главных критерия: прозрачность, эффективность и экономность. Хотя у экономии тоже есть пределы: например, есть территории, где оказания тех же медицинских услуг жители могут ждать по три-четыре недели. Тогда, рассказал Эйно Сиуруайнен, приходится на месте, в самой коммуне, выяснять, в чем причина. Задача губернатора - следить, чтобы жители финской глубинки в чем не были ущемлены по сравнению с жителями крупных городов. В этом помогают дистанционные технологии, используемые в сфере здравоохранения, образования и так далее. Впрочем, для Карелии это уже не новость: подобные технологии применяются и у нас, хотя, возможно, не так широко.

Административная реформа в Финляндии началась еще в 1995 году. Ее главная тенденция - повышение эффективности местных властей и сокращение аппарата чиновников на государственном уровне. Два года назад в Суоми провели анализ того, какие функции органов государственной власти можно передать на муниципальный уровень. Выяснилось, что без малого 19 госучреждений имели на местах свои территориальные структуры, многие полномочия, по сути, дублировались. Был сделан вывод: функции 6 ведомств вполне можно сократить до двух, и эта реструктуризация принесла ощутимую экономию сил и средств.

Словом, соседняя страна достаточно успешно справляется с развитием местного самоуправления в современных условиях. На конференции своим опытом также поделились гости из Ленинградской и Вологодской областей. По итогам обсуждения была принята резолюция и обозначены меры, которые необходимо предпринять, чтобы двигаться дальше. В частности, среди задач федеральных органов власти - совершенствование законодательства в сфере разграничения полномочий и создание условий, чтобы муниципальные образования смогли сформировать у себя благоприятный инвестиционный климат. Одна из важнейших задач региональных властей - ввести в практику оценку эффективности работы городских и сельских поселений (как это, в частности, делается на уровне карельского правительства и федерального центра), оказать помощь муниципалитетам в разработке планов развития и организации управления финансами, особенно в условиях экономического кризиса, регулярно анализировать состояние экономики и социальной сферы на местах.

Органам местного самоуправления, со своей стороны, предлагается подготовить перечень муниципальных услуг и определить, можно ли передать какие-либо функции «частникам» - индивидуальным предпринимателям, коммерческим фирмам. Этот популярный ныне механизм даже получил специальное название - аутсорсинг. Кроме того, в резолюции конференции отмечено, что необходимо интенсивнее развивать межмуниципальное сотрудничество, разработать критерии оплаты труда чиновников, основанные на результатах их работы, повысить качество финансового менеджмента и так далее. Без выполнения этих задач формирование эффективной системы местного самоуправления невозможно.

Наталья Овсянникова

#Общество #Новости
Подпишитесь