Posted 7 апреля 2009, 07:29
Published 7 апреля 2009, 07:29
Modified 12 ноября 2022, 09:44
Updated 12 ноября 2022, 09:44
Милиционер, бизнесмен, политик – осужденный. Таков путь многих «героев нашего времени». Василий Попов прошел его от начала до конца.
2 апреля судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Карелии оставила без изменения приговор председателю Петросовета Василию Попову. Верховный суд, рассмотрев кассационную жалобу осужденного и кассационное представление прокуратуры Петрозаводска, не нашел оснований для отмены или изменения приговора.
Приговором Петрозаводского городского суда от 9 февраля Попов был признан виновным в вымогательстве у депутата Законодательного Собрания РК Андрея Мазуровского 100 тысяч долларов. Попов получил 7 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 4 года, со штрафом в размере 400 тысяч рублей.
Независимо от того, будет Попов обжаловать решение Верховного суда или нет, оно уже вступило в законную силу. А стало быть, господин Попов не имеет права иметь общественный политический статус. На ближайшей сессии Петросовета он будет вынужден сложить с себя полномочия депутата и председателя городского совета – соответствующее представление, по словам помощника прокурора Петрозаводска Елены Егоровой, уже внесен в Петросовет.
Наверное, на сессии мы еще раз услышим от Попова, что он не виноват и его подставили или что-нибудь в том же духе, малоубедительно-оправдательное. Но это будет в любом случае плохой миной при плохой игре.
А затем Попов на долгие 4 года уйдет с политической сцены. Кто-то считает, что недалеко – за кулисы, чтобы оттуда дергать за ниточки послушный Петросовет. Другие говорят, что на его политической карьере поставлен крест, и ему уже не вернуться на прежний уровень. Тем более что Кремль ясно дал понять регионам: людей с уголовным прошлым во власти быть не должно.
В связи с предстоящим забвением предлагаем вспомнить вехи «бесславной» политической карьеры бывшего милиционера-бизнесмена-политика.
Нездоровый интерес
Когда-то Попов служил в милиции, в ОБХСС. Но вынужден был уволиться из органов после одной некрасивой истории. Находясь, что называется, «при исполнении», лейтенант Попов стал проявлять настойчивый интерес к ресторану «Онего», что находится на Ключевой. Вел разговоры о приватизации. Работники ресторана вынуждены были обратиться к начальству настойчивого опера, которое, проверив жалобу, посоветовало Попову уволится «по собственному желанию». Причем, с существенной оговоркой: «без права повторного принятия на работу в милицию».
Кстати, бывший ресторан «Онего» стал затем головным офисом предприятия «Ленторг», которое когда-то возглавлял Попов.
Став бизнесменом, Попов быстро понял, что без участия в политическом движении о росте и расширении бизнеса можно забыть. Он запустил газету «Губерния», которая с тех пор и поныне является главным рупором его идей и лозунгов. Тогда же Попов выбрал себе имидж яростного оппозиционера и борца с действующей властью, так как прекрасно понимал, что обвинять и критиковать гораздо легче, чем управлять и созидать.
Кстати, в оппозицию он ушел не сразу. Сначала поддерживал С. Катанандова на первых губернаторских выборах, но очевидных дивидендов этот союз ему не принес, и тогда бизнесмен резко сменил тактику. Хвалебные статьи в «Губернии» в адрес республиканской власти сменились на резкую критику. С того дня в любых ошибках и просчетах Попова, коммерческих и политических, была виновата республиканская власть.
Первый блин комом, остальные – той же квинтэссенции
В 1996 году Попов стал депутатом Петросовета, а спустя два года – мэром Олонецкого района. Это было серьезной пробой способностей Попова, как руководителя. Не справился, пришлось даже уйти с поста раньше срока, но вышел сухим из воды, обвинив республиканские власти в своих ошибках. Зато олончане помнят, как получали зарплату продуктами из «Ленторга».
Но вояж в Олонец прошел не совсем безуспешно. В это время на государственном Олонецком молокозаводе сменился арендатор, его генеральным директором еще совсем недавно числился Попов, а его семья сегодня рекламирует молочную продукцию предприятия.
Самым успешным политическим проектом Попова, безусловно, стал Демин, который в 1998 году неожиданно для всех выиграл выборы на пост мэра Петрозаводска.
Чем закончилось его правление, мы все помним. Демин сел на скамью подсудимых за сомнительную сделку с автобусами «Мерседес», которые оказались металлоломом.
Зато за годы, пока Демин был у власти, «Ленторг» прочно обосновался в Петрозаводске. Открывались новые точки общепита в удобных для ведения бизнеса местах, магазины. Ширилось и политическое влияние Попова, который провел в Петросовет большую группу «своих» депутатов, именуемых «Блоком Галины Васильевой».
Однако после 2001 года карьера Попова, как политика, стала трещать по швам. Скорее всего, это произошло от его неумения выстраивать нормальные рабочие отношения с близкими ему людьми, которые как раз определяли степень его политических успехов. Развалился «Блок Галины Васильевой» - депутатам надоело быть послушными марионетками.
Затем осудили Демина. В 2002 году Попов попробовал свои силы на выборах губернатора Карелии, но проиграл выборы с треском – возможно, избиратели не могли забыть ему Демина и правление в Олонце. Фактически Попов оказался выброшенным на обочину большой политики. Но он успел вскочить на подножку уходящего поезда, выиграв выборы в Законодательное собрание в Пудожском районе. Правда, там не обошлось без подкупа избирателей, как установил потом суд, а газета «Губерния», прикрываясь своим днем рождения, целый месяц поила пудожан бесплатным чаем и другими горячительными напитками.
Но цель оправдывает средства, не так ли?
Есть такая привычка – политик голый…
Пожалуй, лучше всего Попова-политика и человека характеризует запись телефонного разговора между ним и доверенным лицом от А. Мазуровского – собственно, она и стала главным аргументом обвинения в вымогательстве, за которое в конце-концов Попов был осужден.
История эта связана с предвыборной кампанией в карельский парламент в 2006 году. В распоряжении правоохранительных органов попала аудиозапись разговора Попова с доверенным лицом депутата ЗС РК и бизнесмена Андрея Мазуровского, где Попов предлагал за 300 тысяч «не рублей» не публиковать в СМИ позорящую Мазуровского информацию и даже обещал снять с округа Ирину Петеляеву – главного соперника владельца телеканала «Ника плюс».
Василий Попов: Мы снимаем этого человека с округа, который его заделает. Я не имею права не обеспечить победу этому человеку. Значит, я буду вкладываться до бесконечности туда, потому что мне легче в двух местах проиграть в других, чем в этом одном, потому что это Петеляева. И, конечно, там будет все на полную катушку. Я снимаю этого человека, потому что я, тем самым, компенсирую, в том числе, место этому человеку.
Я принимаю решение. Я не могу принять решение и его не исполнить, потому что потом никто со мной никогда.
И могу… если поговорить, как бы плохо ко мне Мазуровский не относился, можно посоветоваться там еще с какими-то людьми, они скажут: Попов – нехороший человек, но если он говорит определенным образом вот так, то так и будет, потому что в следующий раз будет капец.
Я когда-то был бизнесменом, и у меня все эти обязательства остались.
Д.Л.: А сейчас Вы – кто?
Василий Попов: А сейчас я политик голый… У меня нет ничего особенно личного в отношении Мазуровского, у меня есть доброжелатели, которые сделали этот заказ. Этот заказ не противоречит нашей стратегии… Поэтому моральных у меня ограничений по исполнению заказа не существует. Есть момент за чужие ресурсы, в том числе получить моральное вознаграждение… Я тогда ему сказал: 300 тысяч и мы такого Мазуровского не знаем вообще. Не рублей. Просто не знаем. Вот нет Мазуровского и нет, и в округе никого не выставляем (своего кандидата – Петеляеву).
Д.Л.: Так 300 тысяч что получаются за деньги в итоге? Я понять не могу, за 300 тысяч и что?
Василий Попов: Мы не знаем такого человека вообще, мы не выставляемся, мы снимаем этого человека с округа, который его заделает… А если 150 тысяч, то я снимаю человека с округа, но про него (Мазуровского) не забываю.
Д.Л.: То есть, грубо говоря, за 300 тысяч вы снимаете статьи везде и…
Попов: и человека…
Д.Л.: и человека. Если 150, то вы снимаете только человека? Статьи остаются.
Василий Попов: Я готов, но, будучи человеком компромиссным, я готов поменять условия на полтора раза. 200 и 100.
Д.Л. – Долларов США. Долларов или евро, что там?
Василий Попов: Ну, зачем евро!
Д.Л.: У. е.?
Василий Попов: Есть привычка такая…
Торги шли в лучших традициях отечественного бизнеса, где все покупается и продается. Напомним, что речь шла о сумме 300 тысяч долларов, за которые газета (а мы понимаем о какой газете идет речь) не будет публиковать компромат на Мазуровского, а Петеляева, которая любит называть себя независимым политиком, уйдет с округа, где будет избираться Мазуровский. Какие там интересы народа, страсть к правдивым разоблачениям, Бог с вами! Есть товар, и есть купец, а слово мораль здесь абсолютно неуместно.
Купи-продай
Именно запись данного разговора являлась самым сильным «звеном» обвинения. Согласно судебной экспертизе, в ходе этого разговора Попов 15 раз выдвигал свои требования и 7 раз высказывал угрозы. За что и получил по заслугам. Правда, условно.
Интересно, что Попов ни разу не опроверг свое участие в данном разговоре, хоть так и не признал свою вину в вымогательстве. Почему?
На мой субъективный взгляд он искренне считает, что не сделал ничего дурного. Попов относится к плеяде так называемых «новых русских», которые привыкли делать деньги даже из воздуха. И политика для них не является исключением. Это тот же прилавок с ценниками, только вместо товара – «то ли люди, то ли куклы», а конечной целью, что бы там не говорили об «интересах народа», является личное обогащение.
И подобных Попову в политике достаточное количество для того, чтобы рыночное «купи-продай» сделать краеугольным камнем в отношениях власть имущих. Сама по себе коррупция противозаконна, никто не спорит, но хуже то, что «дать» или «взять» почти поголовно считается нормальным явлением, расходной или доходной частью личного бюджета, причем не облагаемой налогом. А если остатки совести вдруг взбрыкнут, то оправдание, почти детское, тут как тут: все так делают, а я что, рыжий что ли?
Опасность закрепления подобного менталитета в сознании россиян прекрасно понимают в Кремле. Но смогут ли они что-то изменить?
По крайней мере, на это уйдет немало времени, а осудить должны не одну сотню чиновников, политиков. И не условно.
P.S. Как только стало известно решение Верховного суда (на заседание которого, кстати, Попов не явился), осужденный, говорят, организовал сходку своих соратников в кафе «Петрозаводск». Чтобы порешать, кого вместо себя на Петросовет оставить. Логично было бы предположить, что это будет Петеляева, но, по слухам, между лидерами оппозиции снуют черные кошки, дробящие единство на мелкие княжества. Поэтому, говорят, сошлись на далеко неоднозначной кандидатуре депутата О.Фокина.
В народе бытует мнение, что хрен редьки не слаще. У Фокина были проблемы с уголовным кодексом в прошлом, возможны они и в будущем. Но это уже совсем другая история.
Д. Маков