Posted 31 марта 2009, 08:26
Published 31 марта 2009, 08:26
Modified 12 ноября 2022, 09:44
Updated 12 ноября 2022, 09:44
Комментарий Председателя Законодательного Собрания Карелии Николая Левина
- Николай Иванович, несколько дней назад по многим информационным каналам прошла информация о том, что Республика Карелия отнесена к регионам-лидерам по формированию базовых условий в области борьбы с коррупцией. А ведь, помнится, когда начиналась разработка проекта республиканского закона «О противодействии коррупции», были и такие мнения, что, мол, надо бы подождать окончательного формирования федеральной законодательной базы в этой сфере…
- Действительно, сейчас наша республика занимает 5-9 место (5,5 баллов) в этом общероссийском рейтинге, уступая только Мурманской области, Республике Татарстан, Чувашской Республике (максимальное количество баллов – 7) и Ханты-Мансийскому автономному округу (6,5 баллов). Что касается своевременности разработки нашего карельского закона, то мы как субъект федерации воспользовались (и правильно сделали, как показывают результаты) своим правом опережающего правового регулирования в этой области.
Сейчас инициативы Президента России по борьбе с коррупцией обретают все более зримые формы – сначала это были указы, а на мартовском заседании Совета по борьбе с коррупцией речь шла уже о подготовке федерального закона. Закон этот напрямую касается нас, законодателей, поскольку предполагает обязательную антикоррупционную экспертизу всех законодательных инициатив.
Значимость этой меры трудно переоценить, поскольку всем нам известно, что зачастую проекты законов готовятся и принимаются под мощным воздействием лоббистов. Если называть вещи своими именами, то получается, что иногда тот или иной законодательный акт, по сути своей, служит не интересам всего народа, а интересам узких корпоративных групп, цель которых – обеспечить себе и своему бизнесу максимально комфортные условия существования.
Конечно, бороться с лоббизмом можно и нужно, однако сегодня только системная борьба может дать ощутимый результат. Поэтому я от души приветствую скорейшее принятие закона об антикоррупционной экспертизе, который создаст мощный заслон для нечистых на руку бизнесменов и потворствующих им чиновников по всей стране.
Вторая инициатива, с которой выступил Президент на заседании Совета, - об обязательном декларировании имущественного положения государственных служащих и членов их семей, - представляется мне не менее значимой. В ситуации полной прозрачности доходов чиновника любой сможет прямо задать ему вопрос: на какие средства ты построил дом, приобрел дорогой автомобиль? Причем параллельно будет разрабатываться механизм проверки полноты и достоверности подаваемых сведений.
И не только символичен, но и крайне важен тот факт, что глава государства начал этот процесс с себя прямо заявив: «Президент должен это делать, как и все остальные граждане».
Что касается правил трудоустройства государственных служащих после выхода в отставку, которое станет возможно только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликта интересов, то здесь двух мнений быть не может. Поскольку у нас перед глазами масса примеров, когда человек, «вылетевший» с ответственной должности по подозрению в откровенно коррупционной деятельности, немедленно пересаживается в не менее теплое и «хлебное» кресло. Ведь понятно же, что на новом месте он обязательно унаследует прежний стиль работы. А страдать от этого будут люди, ожидающие от чиновника справедливого, оперативного и, главное, честного решения вопросов.
Понятно, что в период кризиса все эти меры обретают особую значимость. Как совершенно справедливо заявил Дмитрий Медведев, те, кто пытается зарабатывать на экономических трудностях страны, должны быть немедленно изгнаны с государственной службы. И мне лично добавить к этому нечего.