Posted 11 февраля 2009, 10:42
Published 11 февраля 2009, 10:42
Modified 12 ноября 2022, 09:44
Updated 12 ноября 2022, 09:44
Василий Попов получил 7 лет лишения свободы условно за вымогательство 100 тысяч долларов у предпринимателя Андрея Мазуровского. По обвинению в клевете Попов был оправдан, поскольку следствию так и не удалось доказать, что именно он составлял и распространял пресловутое обращение депутатов Петросовета к Президенту.
Решение суда еще не вступило в законную силу, и осужденный уже заявил о намерении обжаловать приговор. Впрочем, по всей видимости, даже он не особенно рассчитывает на успех, раз уже сейчас начинает поговаривать о возможных перспективах своего дела в Европейском суде по правам человека.
Суд посмеялся последним
Но это, в любом случае, дело будущего, а в настоящем позиции Попова – хуже некуда. Получив судимость по обвинению в клевете, он предстал бы жертвой гонений на инакомыслие, но приговор по «рэкетирской» уголовной статье плохо вяжется с образом принципиального защитника обиженных и пламенного борца с коррупцией.
По версии обвинения, во время выборов в карельский парламент Попов потребовал с предпринимателя Мазуровского весьма крупную сумму в обмен на обещание не публиковать в газете «Карельская губерния» компромат на бизнесмена, а в качестве бонуса осужденный предложил снять с округа, где баллотировался Мазуровский, своего кандидата Ирину Петеляеву.
Что характерно, в суде Попов признал и сам факт этих переговоров, и подлинность аудиозаписи, на которой они были зафиксированы. Оправдываясь, подсудимый сперва сказал, что неудачно пошутил, а потом заявил, что стал жертвой провокации. Всякому взрослому человеку ясно, что оба этих аргумента годятся разве что для детского сада и при этом не отменяют факт преступного деяния. Трудно поверить, что Попов и впрямь считает себя столь высокооплачиваемым юмористом.
Одним словом, приговор суда начисто удалил из дела Попова последние остатки политики, оставив одну беспримесную уголовщину в духе ранних девяностых годов, когда осужденный и начинал свою предпринимательскую карьеру.
Обвал на бирже голосов
Происшедшее вполне логично, поскольку в политике Василий Попов мало что сделал, несмотря на обилие и пафос своих публичных выступлений. Даже вымогательство у него, в конечном счете, не получилось.
Судите сами, второе место Попова на предыдущих выборах мэра Петрозаводска – это почти целиком заслуга Виктора Маслякова, порядком запустившего город. Как и на протяжении всей своей политической карьеры, Попов сосредоточился исключительно на критике оппонента, но даже в такой, казалось бы, беспроигрышной ситуации, не сумел победить. Точно так же он эксплуатировал чужую известность, когда устраивал разоблачения соперников на выборах Главы Карелии, депутатов Законодательного собрания и Петрозаводского горсовета.
При этом сам Попов за все эти годы не предложил ни одной общественно значимой инициативы, за исключением широко разрекламированной кампании «Экономим с Ленторгом». Впрочем, эта инициатива чересчур экономически выгодна для самого Попова, чтобы считать ее полноценным социальным проектом. Нечто подобное он делал еще будучи мэром Олонца, когда зарплату районным бюджетникам выдавали продуктами из того же «Ленторга», а платил за них городской бюджет и платил – недешево.
Именно эта привычка Попова совмещать политику с бизнесом и дала результат в виде обвинительного приговора по уголовной статье. Чего еще ожидать, если голоса избирателей рассматриваются как валюта, подлежащая конвертации в денежные знаки, а доверие людей – как средство давления на конкурентов.
Тем самым, суд стал закономерным итогом длительной эволюции Попова как публичной фигуры. Когда-то он всерьез рассуждал, что хочет быть Президентом, но с тех пор его политические амбиции становились все скромнее, а экономические аппетиты, напротив, росли в обратной пропорции. Только этим и можно объяснить, что не последний в Карелии политик скатился до вымогательства.
Я сам пойду
Решение Петрозаводского городского суда ставит крест на политической карьере Попова. Скорее всего, уже в ближайшее время он будет изгнан из Петросовета, а заодно лишится права занимать ответственные должности и возможности баллотироваться на выборах. Плюс ко всему, над ним постоянно будет висеть угроза, что условный срок превратится в реальный.
Впрочем, бывший коллега Попова по депутатскому цеху и его нынешний товарищ по несчастью Павел Бородатов, осужденный по обвинению в подлоге и уже выпущенный на свободу за примерное поведение, благополучно вернулся к активной общественной деятельности. Правда, очень сложно представить себе массового избирателя, у которого хватит наивности довериться подобным людям.
Сильнее всего отсутствие Попова скажется на карельской оппозиции. По слухам, его недавняя соратница Ирина Петеляева даже обрадовалась осуждению бывшего патрона и уже считает себя без пяти минут мэром Петрозаводска, поскольку именно Попов был ее главным конкурентом на роль единого оппозиционного кандидата на досрочных выборах градоначальника карельской столицы. В то же время, из местного отделения «Справедливой России» просочилась информация, будто федеральное руководство этой партии настроено против Петеляевой и в этой связи даже готово отказаться от выдвижения своего представителя на пост мэра. В окружении главного финансиста карельской оппозиции Девлетхана Алиханова тоже намекают, что и он не в восторге от кандидатуры Петеляевой.
Поговаривают даже, что на безрыбье Алиханов уже допускает личное участие в кампании. Сам факт, что подобная идея в принципе обсуждается местной политической тусовкой, говорит о растерянности (не сказать панике) оппозиции, ведь – при всем уважении – Алиханов фигура явно не проходная. Впрочем, остальные игроки на оппозиционной скамейке запасных имеют еще меньше шансов на успех.
На практике это значит, что у города, наконец, появился шанс уравновесить контролируемый бизнесменами Петросовет с помощью сильного мэра, который будет опираться на ресурс республиканского правительства и сумеет обуздать аппетиты городских воротил, а заодно – избавит городское хозяйство от излишней политизированности. В общем, пора менять больную голову на здоровую. Да и оппозицию в Петрозаводске надо бы назвать как-нибудь иначе, чтобы народ не путался – ведь идеологических расхождений с властью у нее нет, а есть, в основном, личные коммерческие интересы.
Ю. Шабанов