Posted 5 февраля 2009, 09:21

Published 5 февраля 2009, 09:21

Modified 12 ноября 2022, 09:44

Updated 12 ноября 2022, 09:44

О введении новой системы оплаты труда бюджетников: вопросы и ответы

5 февраля 2009, 09:21
О введении новой системы оплаты труда бюджетников: вопросы и ответы

В Карелии введена новая система оплаты труда работников бюджетной сферы. На ряд наиболее часто задаваемых вопросов, касаемых нововведений, ответила заместитель министра труда и занятости Республики Карелия Наталья Торицына.

- Наталья Анатольевна, чем было вызвано введение новой системы оплаты труда?

- В России проходит административная реформа по всей вертикали власти - от федерального до регионального уровня и органов местного самоуправления. Правительством РФ разработано более 160 критериев оценки эффективности работы власти на местах. Значительная часть этих критериев оценивает эффективность работы как раз бюджетного сектора экономики. Это показатели обеспеченности населения услугами здравоохранения, образования, культуры. Но ведь услуга гражданам оказывается не правительством республики, а непосредственно госучреждением - в больнице, в школе. То есть именно госучреждение должно стать местом, где заканчивается административная реформа. Если добиться того, что услуга, оказываемая госучреждением, будет более качественна, то соответственно, улучшатся и показатели, по которым определяется эффективность управления в целом.

- То есть, нужно было каким-то образом простимулировать госучреждения для повышения эффективности работы?

- Совершенно верно. Но как? Новое оборудование, программы, повышение квалификации специалистов – это все, конечно, хорошо, но заработная плата является самым действенным и единственным в своем роде механизмом, способствующим стимулированию эффективности труда, а, следовательно, и качеству оказываемой услуги. Тарифная сетка, введенная в 1992 году, как инструмент побуждающий к повышению качества и эффективности работников бюджетных учреждений, исчерпала себя. Да, в ней были стимулирующие моменты, но их оказалось недостаточно для решения новых задач, поставленных административной реформой. Вот для чего потребовалось введение новой системы, где на стимулирующие выплаты работнику к 2010 году предусмотрено 30 % фонда оплаты труда.

- Хотя первые выплаты после введения новой системы оплаты труда еще только предстоят, недовольство уже появилось. Работники недовольны отменой надбавок, которые существенно увеличивали заработную плату…

- Речь идет, прежде всего, о так называемой «сельской» надбавке. Вспомним историю ее возникновения. Она появилась в 1992 году с введением тарифной сетки, распространялась только на специалистов (врачей, учителей и т.д.) и была призвана решить проблему привлечения специалистов в село. Лет пять назад правительство РК распространило эту надбавку на всех работников госучреждений.

- Решила ли надбавка поставленную задачу?

- В том-то и дело, что нет. Проблемы с привлечением специалистов в сельскую местность как были, так и остались. То есть, можно сделать вывод, что бюджетные средства, привлеченные для финансирования надбавки, тратились неэффективно. Поэтому новая система не предусматривает подобных надбавок. Но! При этом деньги, предназначавшиеся для финансирования надбавок, никуда не делись! Они по прежнему «сидят» в фонде оплаты труда, который, после введения НСОТ не только не стал меньше, он вырос на 9%.

- Кто же сегодня распределяет средства фонда оплаты труда при введении НСОТ?

- Руководитель учреждения. Он утверждает штатное расписание, решает, как эффективней использовать фонд оплаты труда.

- То есть, если у работника возникают вопросы по заработной плате, ему надо обращаться к руководителю учреждения?

- Прежде всего, именно к нему, а не к президенту РФ или премьер-министру.

Некоторые работники, да и руководители, пока не могут привыкнуть к мысли, что с введением новой системы полномочия по распределению фонда оплаты труда переданы на местный уровень и даже еще ниже, на уровень учреждений.

- Учитывался при введении новой системы принцип «не навреди»?

- Одним из главных условий внедрения новой системы оплаты труда было то, чтобы сумма оклада и компенсационных выплат после введения новых систем была не менее суммы оклада и компенсационных выплат, до нововведений. То есть она должна либо остаться на прежнем уровне, либо вырасти.

- Что включают в себя компенсационные выплаты?

- Это доплата за работу во вредных условиях труда, в ночное время, выходные и праздничные дни, за работу с документами, составляющими государственную тайну, за совмещение профессий. К компенсационным также относятся районный коэффициент и кадровая надбавка за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним. Размер доплаты по перечисленным позициям устанавливают учреждения, но он должен быть не ниже федерального уровня.

- Почему же говорят о неравномерности перераспределения фонда оплаты труда после введения НСОТ? У кого-то оклады выросли значительно, у других нет.

- Здесь определенную роль сыграло совпадение по времени двух процессов: новая система и резкое увеличение минимального размера оплаты труда. Не секрет, что среди бюджетников высок удельный вес младшего обслуживающего персонала. А это неквалифицированный и, следовательно, низкооплачиваемый труд. Ставка первого разряда, даже со всеми надбавками, не превысит двух с половиной тысяч рублей, что гораздо меньше установленного МРОТ. Поэтому, при введении новой системы оплаты труда руководителям учреждений пришлось существенно повысить заработную плату самым низкооплачиваемым и перераспределение фонда оплаты труда сместилось в сторону этих работников. Экономический кризис тоже сыграл свою негативную роль. Нам удалось повысить фонд оплаты труда всего на 9%, что не позволило безболезненно пройти это узкое место, а новой системе проявить свои лучшие качества.

- Самый часто задаваемый вопрос: а можно ли вернуться назад, к прежней тарифной системе оплаты труда?

- Нет. Это невозможно. Все нормативные правовые акты, на основании которых строилась тарифная система оплаты труда работников бюджетных учреждений, уже отменены. Судите сами - после введения НСОТ федеральное правительство отменило их более 250 (а Карелия – 13). Прежняя система больше не может функционировать, она разрушена. А разговоры о том, что она была чуть ли не идеальна, несостоятельны. Вопросы, связанные с ее несовершенством, возникали регулярно, с самого рождения еще в прошлом веке и до своей кончины.

- Остается ждать?

- Создатели новой системы оплаты труда изначально исходили из понимания того, что заработная плата – это наше все. Это основной источник дохода любого работника, на котором строится повседневная жизнь. Поверьте, у новой системы много плюсов, которые мы еще оценим в будущем. Проблема только в том, что она новая, а потому необходимо время на ее адаптацию. К примеру, Правительство РФ отвело себе на «обкатку» НСОТ три года. Это, наверное, много. Я очень надеюсь на то, что мы решим все основные проблемы по новой системе оплаты труда в течение года. При правительстве Карелии создана комиссия, которая рассматривает вопросы, связанные с исправлением допущенных ошибок и просчетов. Не зря говорят, кто не работает – тот не ошибается. Кое-где новая система уже подвергается изменениям в сторону улучшений. То, что люди обращаются с вопросами – это нормально, это рабочие моменты. Будем разбираться с каждой претензией, жалобой.

Интервью опубликовано на сайте правительства Карелии

Подпишитесь