"Спасибо. Доброе утро. Я не говорю по-русски. Потому что я говорю по-шведски," – так начал свое выступление на семинаре руководитель Шведского национального союза "За общество без наркотиков" Пер Юханссон. При поддержке этой организации Карельская региональная общественная организация "Матери против наркотиков" собрала в Петрозаводске представителей межведомственных антинаркотических комиссий городов и районов республики.
В течение двух дней участники семинара делились опытом работы по борьбе с наркотиками и возможностями взаимодействия государственных и негосударственных организаций в профилактике наркомании среди подростков и молодежи. Руководитель КРОО "Матери против наркотиков" Людмила Прохорова, представляя участников семинара, подчеркнула значимость проводимых в республике на всех уровнях мероприятий. Этот семинар, сказала Людмила Васильевна, можно считать стартом очередного этапа в борьбе за здоровый образ жизни. Его проведение стало возможным благодаря Шведскому национальному союзу "За общество без наркотиков", которому не безразлична ситуация с наркотиками в Карелии. Эта неправительственная независимая организация представляет народное движение, начатое шведским врачом Нильсом Бейрутом в 1969 году, которое поддерживается на сегодняшний день 5000 ее членами по всей стране.
Случайно или нет, но параллельно с работой семинара состоялось заседание Совета республики по вопросу организации работы по противодействию наркомании в муниципальных образованиях Карелии. Открывая семинар, консультант администрации Главы республики Анатолий Гусаров сообщил, что это совпадение случайное. Но символичное, поскольку как раз и свидетельствует о наличии в республике взаимодействия власти и общественных организаций.
Генеральный секретарь Шведского национального союза "За общество без наркотиков" (RNS) Пер Юханссон поделился опытом Швеции в переходе от либеральной политики по отношению к употреблению наркотиков к рестриктивной, то есть ограничительной. Еще в 1954 году был сделан запрос в шведский парламент о распространении наркотиков. Однако один из министров ответил, что повода для беспокойства нет. СМИ и политики проснулись лишь через 10 лет, когда в Стокгольме были выявлены несколько тысяч наркоманов. Процент потребления наркотиков среди молодежи в возрасте 15-19 лет вырос с трех до 30 процентов. Результаты исследования врача Нильса Бейрута настолько напугали власти, что проблему было решено спрятать под серым одеялом. Министры применили китайскую поговорку: нет события – нет проблемы. СМИ тоже молчали, как русские партизаны на допросе.
Проблемы с наркотиками в крупном масштабе в Швеции начались в середине 60-х годов. Разумеется, наркотики в стране существовали и раньше, но проблемы имели локальный характер. Когда же нарастающая проблема наркомании оказалась, наконец, в фокусе внимания средств массовой информации, политики и органы власти были застигнуты врасплох и продемонстрировали полную беспомощность. И в этом не было ничего удивительного, так как познания в данной области были ограничены или вообще отсутствовали.
60-е годы в Швеции были временем "экспертов", зачастую не имевших никаких знаний или практического опыта. Большинство из них были молодые люди с естественно-научным образованием, которые настаивали на том, что наркомания – болезнь и заниматься ею должны врачи и прочий медицинский персонал. Правоохранительные же органы не должны иметь к наркоманам никакого отношения. В 1965 году была создана особая организация "Союз помощи зависимым от лекарственных средств". Она проводила в жизнь идею, заключающуюся в том, что наркоманы должны получать наркотики по рецептам врачей. Такой эксперимент был проведен в Стокгольме в 1965-1967 годах и привел к катастрофе. Смерть 17-летней девушки положила конец этой программе.
Переход к более строгой антинаркотической политике произошел в конце 1970-х годов. Официальная законодательная практика подверглась критике и дебатировалась в течение второй половины десятилетия. Доктор Нильс Бейрут основал Союз "За общество без наркотиков", который сыграл в этом важную роль. Поворотной точкой отсчета можно считать 1980 год, когда генеральный прокурор Швеции разослал новые инструкции, которые гласили, что любое хранение нелегальных наркотических средств должно приводить к суду. Согласно этим указаниям, терпимость в отношении малого количества наркотиков для личного употребления подошла к концу. Сдвиг в прокурорской практике привел к переменам в работе полиции. Были сформированы особые группы для борьбы с уличной торговлей коноплей и другими наркотиками в малых количествах.
В 1984 году RNS совместно с некоторыми другими организациями направил правительству петицию с требованием принятия закона о наказании за немедицинское употребление наркотических средств. В течение нескольких месяцев было собрано 434309 подписей в поддержку петиции. В то же время опрос общественного мнения показал, что нас поддержало 95 процентов населения. Однако то правительство не хотело запрещать употребление наркотиков, и ответ был отрицательным. Тем не менее вопрос был поставлен, обсуждение в парламенте продолжалось, и в 1988 году ( вспомним Россию) был принят закон, запретивший употребление наркотиков.
В течение всех 1980-х годов в Швеции наблюдался спад активности употребления наркотических средств молодежью. Это было золотым веком борьбы с наркотиками. Полиция вела эффективную работу по борьбе со всеми видами преступлений, имеющих отношение к наркотикам. Органы социального обеспечения создавали условия для лечения и реабилитации. В школах проводилось много мероприятий по антинаркотической пропаганде.
Экономический кризис 1990-х годов повлиял на ситуацию с наркотиками, оказав негативное воздействие на работу полиции, социальных служб и органов образования. Употребление наркотиков возросло, но Швеция до сих пор находится в самом низу "табеля о рангах". Сам по себе этот факт любопытен, поскольку Швеция – первая страна в Западной Европе, в которой возникли широкомасштабные проблемы с наркотическими средствами. Почему? Швеция перешла от либеральной политики к одной из наиболее жестких в Европе.
На семинаре выступил также Юнас Хартелиус. Он рассказал о шведской модели рестриктивной наркополитики, а также о работе полиции по борьбе с наркотиками в союзе с общественностью. Он назвал сложившуюся в мире ситуацию с наркотиками наркоэпидемией и охарактеризовал ее как угрозу безопасности страны. Однако не терял при этом оптимизма во взгляде на завтрашний день, сказав, что любая дорога начинается с первого шага. Швеция этот шаг сделала уже давно.