Душа и жемчуг

29 марта 2005, 15:44
Душа и жемчуг

Мурманский поезд опаздывал на 10 минут. Бушующая метель загнала встречающих и отъезжающих под своды вокзала. Я встречал молодую женщину, которую никогда не видел и которая приезжала, собственно, не ко мне. И, разумеется, не встретил. Чуть позже ее ко мне подвели, и я познакомился с Мариной Никифоровой из Чупы, писать о которой даже и не думал.

Чупа – поселок городского типа в Лоухском районе. Население – 3,5 тысяч человек. Женщины преобладают. Молодые семьи, угнетенные перспективой медленного умирания некогда процветающего поселка, уезжают. Резко уменьшается количество детей. В 1-й класс по майскому списку текущего года должно было пойти 26 ребятишек, а пересекли школьный порог в сентябре лишь 19. Из четырех поселковых детских садов остался один. Об этом рассказала не встреченная мной женщина, оказавшаяся заместителем директора Чупинского Дома детского творчества.

Мы сидели в уютном кабинетике в здании правительства и беседовали о реализации совместного германо-российского проекта "Устойчивое развитие Северо-Карельского побережья". Работа по нему началась в Чупе с июня 2003 года. Вот тогда мне и показалось интересным рассказать о жизни современной женщины в сельской глубинке, молодой и привлекательной, не утратившей веры в возрождение своего родного края.

Родилась Марина в Чупе. Родители-железнодорожники работали на станции. Старший брат служил в милиции. Среднюю школу закончила в родном поселке. Любимыми предметами были физкультура и биология. Бывало, что в районных соревнованиях по баскетболу и гандболу Маринина команда занимала первые места. Кроме того, Марина была командиром отряда ЮДМ – юных друзей милиции, состоял который сплошь из мальчиков-старшеклассников. Мечтала работать в милиции. Но мечте не суждено было осуществиться. Приехав по окончании школы в Питер для поступления в среднюю школу милиции, Марина узнала, что девушек, оказывается, по приказу сверху рекомендовано в учебные заведения МВД не брать. В Санкт-Петербургский юридический университет, имея направление из прокуратуры, Марина не поступила. Пришлось возвращаться домой.

В Чупинской больнице Марина работала в регистратуре, потом санитаркой в детском отделении. Через год уехала в Петрозаводск и поступила в педагогическое училище на дошкольное отделение. В 1985 году с дипломом воспитателя вернулась в Лоухи, вышла замуж. Но два месяца поработала в детском саду. Пока муж Владимир, закончивший Харьковскую юридическую академию и распределенный в Пудож, не забрал ее к себе. Кстати, именно Владимир консультировал Марину перед поступлением в юридический университет. Знакомы же они были с детства, жили по соседству. Будущий муж был тогда секретарем школьной комсомольской организации и взял шефство над классом, где училась Марина. Успешное шефство продолжается до сих пор. Правда, распространяется оно теперь еще и на двух сыновей: 18-летнего Дмитрия и 14-летнего Артема.

Из 19-ти образовательных программ, по которым работал Чупинский Дом детского творчества, остались в настоящее время 12. Детишки занимаются в изостудии, резьбой по дереву, лоскутной мозаикой, вязанием, изготовлением сувениров из природного и бросового материала и мягкой игрушки, выделкой гобеленов, плетением из бересты. Работают кукольный театр, кружки "Самоцветы" и "Краеведение". Однако миграционные процессы отразились и на кадрах Дома творчества. С августа по сентябрь уволились сразу три специалиста. Среди них – победитель рок-фестиваля в Петрозаводске Виктор Бубневич, награжденный швейцарскими часами. Все три брата Бубневичи – музыканты. Средний играл в таких группах, как "Парк Горького" и ансамбль Стаса Намина. потеря для Дома творчества оказалась невосполнимой. Теперь местные детишки не поют и не пляшут.

Второе дыхание появилось у Марины на конференции по туризму, организованной в Чупе при участии московских биологов, в том числе процессора МГУ Александра Цетлина. Тогда Марина познакомилась с представителем немецкого фонда "Лайтхауз", объединяющего крупных промышленников Германии. Тогда же возникла идея проекта "Устойчивое развитие Северо-Карельского побережья", реализуемого в Чупе с июня 2003 года. В марте 2004 года была зарегистрирована общественная организация "Бассейновый Совет Северо-Карельского побережья", и Марина обрела веру в возрождение родного края.

- Марина, - спросил я ее, - чем сельская женщина отличается от городской?

- Душой, - не задумываясь, ответила Марина. – Не такая она, как у городских женщин. Ничего против них я не имею. Но в селе более гармоничные отношения с природой. У наших женщин, мне кажется, больше доброты, сострадания.

- Как сегодня живется женщине в сельской глубинке:

- Достаточно трудно. Тепла нет, воды нет. Денег (смеется) тоже нет. Денег, правда, никогда не бывает много. Муж у меня в свое время из прокуратуры ушел юристом на Чупинский ГОК. А теперь в прокуратуре зарплата выше, чем на ГОКе. Но возвращаться в правоохранительные органы он не хочет. А я не хочу уезжать из Чупы. Мне здесь нравится.

- Можно быть женщиной и обходиться без услуг парикмахерской, косметического салона, ателье:

- Можно, конечно, если уйти в леса и не появляться в обществе. Мы сами себя обеспечиваем косметикой. А еще у нас есть река Кереть. Мы в ней купаемся и омолаживаемся. Есть легенда о красивой девушке, которую с жемчужным ожерельем опускали в воды этой реки, и потускневший жемчуг восстанавливал свой цвет и блеск. А парикмахер – моя соседка, занявшая, кстати, первое место на конкурсе в Петрозаводске по длинным прическам.

- Что мешает и что помогает вам жить в Чупе?

- Помогает влюбленность в свой край, уникальность северной природы, ее красота и разнообразие. Помогают море, озера, реки, белые ночи, северное сияние. А мешает нежелание людей ( не всех) жить красиво.

- Считаете ли вы себя счастливым человеком?

- И да, и нет. Что такое счастье? Можно я не буду отвечать?

Марина любит разводить комнатные растения, животных. Сейчас у нее дома плавают в аквариуме рыбки и трещит попугай Проша. Подумывает об овчарке. Муж разделяет ее пристрастия. Она сторонница активного отдыха на природе. С мужем и младшим сыном выходят в море на рыбалку, ходят на лыжах. Старший сын учится сейчас в колледже в Мурманске, тяготеет к компьютерам, к природе равнодушен. Возможно, пока. Кстати, последний вопрос Марине можно было и не задавать. Счастливых женщин видно невооруженным взглядом. От них исходит определенная аура. В разговоре с Мариной я это почувствовал. И легенда о девушке с жемчугом не кажется теперь такой архаичной.

#Общество #Новости
Подпишитесь