Posted 31 января 2005, 13:00
Published 31 января 2005, 13:00
Modified 12 ноября 2022, 09:56
Updated 12 ноября 2022, 09:56
Недавно в парламенте Карелии возникла новая фракция «НПСР – Яблоко», воплотившая вершину оппозиционного партийного строительства. В этом небольшом объединении, не насчитывающем и десятка человек, представлены действующие сторонники трех политических партий: «Яблока», НПСР и ЛДПР. А если присмотреться внимательнее, в рядах фракции можно без труда разглядеть латентных адептов СПС и КПРФ. Не будем заострять внимание на очевидном комизме происходящего, лучше попытаемся понять, как депутаты дошли до жизни такой.
Все - «Против всех»
Атмосферу, в которой происходило становление столь противоестественного политического союза, лучше всего передает заголовок посвященной фракции статьи на сайте «Столица» - «Другие». Если кто не в курсе, так называется известный голливудский триллер о семействе покойников, которые воображали себя живыми. Нечто похожее произошло и с партиям, вставшими под флаг «НПРС-Яблока». Дело в том, что после выборов в Госдуму и правая, и левая стороны политического спектра существуют в России лишь на правах, в некотором смысле, голосов из потустороннего мира. КПРФ и НПСР живы лишь иллюзиями сильно приукрашенного прошлого, естественными для старшего поколения. «Яблоко» и СПС питаются остатками радужных надежд начала перестройки. Как показала практика, с современной действительностью ни компатриоты, ни западники не имеют ничего общего.
Хуже дела обстоят только у ЛДПР. Несмотря на относительный успех партии во время последней думской кампании, число ее сторонников неуклонно сокращается. Более того, рискнем предположить, что кроме маргиналов и партийных функционеров (что в случае с ЛДПР подчас одно и то же) у партии нет постоянных сторонников. Уставные цели либерал- демократов легко приспособить под любую идеологию («Главной задачей ЛДПР является построение конституционными методами правового, социально ориентированного государства с многоукладной экономикой и гарантированной реализацией гражданских прав и свобод»), поэтому сейчас партия подбирает обиженных и разочарованных то «справа», то «слева» - в зависимости от политической конъюнктуры. Фактически, голосование за ЛДПР (а точнее, персонально за Владимира Жириновского) является аналогом голосования «против всех» для любителей черного юмора. В сущности, эту партию нельзя назвать политической, поскольку никакой определенной политики у нее нет, как это ясно видно на примере закона о замене льгот денежными компенсациями. Сперва последователи сына юриста проголосовали в поддержку закона, а потом пошли в народ с обличением антироссийской политики Зурабова-Грефа.
Впрочем, у ЛДПР есть одна общая черта с «Единой Россией» - авторитет обеих партий целиком и полностью зиждется на авторитете лидера. В первом случае, это – Путин, во втором – Жириновский. При таком положении вещей внутрипартийный раскол исключен. Чего не скажешь о «Яблоке» и «КПРФ». Эти партии объединяет прямо противоположная черта: права Зюганова и Явлинского на первые роли ставят под сомнение их собственные однопартийцы. В результате, коммунисты и демократы ведут войну на три фронта: с властью, друг с другом и сами с собой. В Карелии эта борьба проявляется в комических формах, когда за место в Госдуме сражаются сразу два «яблочных» кандидата, а большевики вчиняют марксистам-ленинцам «бракоразводные» иски по разделу партийного имущества.
«Но ПаСаРан - Яблоко»
На фоне деградации российских партийных структур объединение идеологических противников носит глубоко признательный характер. Во-первых, члены новой фракции на деле признают идеологическую своих партий. Во-вторых, персональный состав фракции снимает все претензии к сюрреалистическому названию «НПСР-Яблоко» - как говорят, фактическим лидером объединения является крупный петрозаводский предприниматель Девлетхан Алиханов: только он в состоянии финансировать мало-мальски заметные общественно-политические акции и обеспечивать группе паблисити. Какой характер носит его заинтересованность в работе фракции – политический или экономический – достоверно сказать нельзя. Впрочем, как пишет «Столица», «никакого реального противовеса лояльному парламентскому большинству фракция составить не сможет, и представители ее, трезво оценивая свои силы, не испытывают на этот счет никаких иллюзий».
Таким образом, «НПСР-Яблоко» задумано, скорее всего, как одноразовый проект, наподобие приснопамятной «Доброй силы» Василия Попова (который, кстати, тоже стал членом фракции). Поводом для создания нового союза, по-видимому, стала происходящая в стране социальная реформа. Для представителей оппозиционных партий – это последний шанс «показать товар лицом» и не «развоплотиться» окончательно. Судя по всему, в ближайшее время от парламентской фракции «НПСР-Яблоко» следует ждать весьма эмоциональных заявлений. Например, 6 февраля в митинге на главной площади Петрозаводска, по слухам, будет участвовать Григорий Явлинский. Его присутствие на митинге в защиту льгот будет выглядеть особенно пикантно на фоне следующих положений из партийной программы «Яблока»: «Сегодня реформа льгот необходима по целому ряду причин. Льготы в их нынешнем виде – наследие советской системы, чьей основной задачей была поддержка людей, имеющих особые заслуги перед государством, а не социальное обслуживание нетрудоспособных категорий населения, лишенных достаточной поддержки со стороны семьи». Правда, это было написано еще в 2001 году, и с тех пор взгляды «Яблока» могли поменяться вплоть до сотрудничества с КПРФ. Надеемся, что визит автора программы «Пятьсот дней» порадует петрозаводских пенсионеров.