Карелия. Неразгаданная тайна имени

22 мая 2004, 08:00
Карелия. Неразгаданная тайна имени

В каждом имени, как в коконе бабочки, живет первоначальный конкретный образ. Рожденный много веков назад, окутанный покровом тайны, он тонкими энергиями первоосновы проявляет свою духовную сущность. Может, оттого-то так интересен поиск глубинного смысла, заложенного тысячелетия назад в название нашей республики - Карелия?

Первые упоминания о «кирьялах» (так назывались древние карелы в западноевропейских письменных источниках) относятся к 10-11 векам. В «Саге об Олаве Святом» можно прочесть: «Торгнюр, мой дед по отцу, помнил Эйрика, конунга Упсалы, сына Эмунда, и говорил о нем, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны, и покорил Финнланд и Кирьялаланд, Эстланд и Курланд и другие Восточные земли...»

«Сага о Хальвдане Эйстейнссоне» дает более подробные сведения. «В то время Гестрекаландом (совр. Естрикланд - область в северной Швеции) и всем государством к востоку от Кьель правил конунг по имени Ангар. Он был женат на Хильдигунн, сестре покойного Харека, конунга бьярмов. У них было два сына, одного звали Рокнер, другого Валь. ...Братья считали, что они унаследовали Бьярмаланд после Харека, брата их матери. ...Валь убил Свида и подчинил себе Кирьялаботнар. Он захватил так много золота, что никто не мог его сосчитать».

В латиноязычной «Истории Норвегии», датируемой 12 веком, при перечислении северных соседей Норвегии также упоминаются кирьялы, причем в тексте есть очень интересное уточнение: «по направлению же к северу по ту сторону Норвегии простираются на восток весьма многочисленные племена, преданные, о горе! язычеству, а именно кирьялы и квены, рогатые финны - те и другие бьярмы».

Кто такие бьярмы? Можно ли определить место их проживания и отличительные черты? Споры среди ученых не затихают много лет. «В исследуемой литературе широко распространилась точка зрения, согласно которой корень «bjarm» восходит к одному из древних финских диалектов, в котором слово «permi» обозначает странствующих карельских купцов» (Г.В.Глазырина). Продолжая эту мысль, можно предположить, что слово «бьярмы» несет в себе не только национальную характеристику, но и профессиональную той определенной группы людей, которая впоследствии сложилась в родственные народности. В «Bjarmalande» - стране бьярмов, живут люди, основным занятием которых является торговля. Может быть, именно в этом кроется сложность определения географической местности, занимаемой бьярмами?

Археологические находки подтверждают присутствие скандинавов на территории Приладожья. «Самые ранние из известных скандинавских находок - овальная бронзовая фибула, относящаяся к 7 веку н. э., и кузнечные инструменты, датируемые тем же периодом, найдены в Старой Ладоге» (Г.В.Глазырина). Продвигаясь далее на восток и на север, скандинавы постепенно осваивали местности, расположенные вдоль карельских рек Вуоксы, Сяси, Ояти, Олонки.

«Норманны едва ли являлись пионерами в освоении новых пространств. Оказавшись в незнакомой или малоизвестной местности, они имели практическую возможность продвижения вперед только используя водные маршруты, т.к. реки являлись единственными водными дорогами на Руси. ...Новейшие исследования (Ловмянский С., Мельникова) убедительно доказали главенство и организующую роль торговли на Балтийско-Волжском пути"(Г.В.Глазырина). Проводниками скандинавских путешественников при прохождении ими российских рек вполне могли быть кореляне.

В сагах часто упоминаются земли морского побережья - Kirjalabotnar (карельские заливы). Е.А.Мельникова обратила внимание на тот факт, что в древнеисландской литературе, а также в географических описаниях Финский залив не имеет специального названия и до 16в. не указывался на картах. Она высказала предположение, что в литературных источниках он мог называться Kirjalabotn (во множ. числе). Справедливость этой точки зрения подтвердил А.М.Спиридонов, приведя убедительные аргументы для отождествления этих названий» (Г.В.Глазырина).

Упоминаются жители карельских мест и в новгородских грамотах, написанных на бересте. Самая ранняя из них, относящаяся к 11веку, очень лаконична: «Литва встала на Корелу». Другая, не менее древняя и не менее знаменитая, написана на карельском языке русскими буквами.

Это говорит о том, что к 12 веку карельский язык уже существовал и был широко распространен. Почему грамота написана русскими буквами?

Разгадка, видимо, в следующем. «Территории лесной зоны европейской части России в пределах исторической Новгородской земли, заселенные прибалтийско-финскими племенами, стали осваиваться славянами в 1 тысячелетии н.э.» (С.И.Кочкуркина Народы Карелии). Приняв христианство, они старались внедрить новую религию среди населения соседних народов. Церковные книги славян были написаны буквами русского алфавита, поэтому тот факт, что данная запись на бересте, содержащая по смыслу некое обращение к Божьему предмету (»...Божья стрела, десять имен твоих...«), также написана буквами русского алфавита, способствует в большей степени подтверждению этого предположения, чем его опровержению.

Как известно, «первые попытки письмен начинались с картинок и фигурного письма. Так было у разных народов в разные времена. «...Следующую ступень в развитии письменности составил способ передачи мысли образом. ...Подобное письмо представлено и найдено в Сибири и на берегах Онежского озера. Многочисленные картины изображают происшествия охотничьей, кочевой и религиозной жизни древних обитателей этих мест» (Ф. И. Булгаков. Иллюстрированная история книгопечатания. Спб. дорев. изд.). Петроглифы карельского края, безусловно, принадлежат к уникальным памятникам древней цивилизации Севера. Присутствие в рисунках, выбитых на камне, так называемых солярных знаков при дальнейших исследованиях может оказаться прообразом букв.

В Старой Ладоге при раскопках городища найден редчайший экспонат - деревянный стержень с нанесенной на него рунической надписью, изложенной, предположительно, в стихотворной форме. Ученые относят его создание к первой половиной 9 века.

Слово «руна» германского происхождения, оно означает «таинство», «совещание». Руны различаются на скандинавские - старшие и младшие, руны английские и руны немецкие. Древнескандинавские руны появляются на памятниках с 4-5 столетия н.э. и прослеживаются на протяжении почти тысячелетия до 13 века. Об их значении в сагах поется так:

Вырежи руны победы, если ты хочешь добиться победы,

на рукоятке меча и на остром металле клинка.

Вырежи руны спасенья от бури,

чтоб уберечь свой корабль от крушенья,

на носовой его части передней и на ребре рулевого весла.

Вырежи руны познанья,

если ты хочешь умом отличиться...

Вырезание букв на дереве имеет очень древние истоки. «Деревянные дощечки были известны евреям в период написания Книги Царств, а грекам - во времена Гомера, но римляне первыми ввели их в употребление. Они имели форму книги или портфеля, в несколько листов (двухстворчатый или многостворчатый складень) или наподобие ширм. В архивах Франции до сих пор хранится такая дощечка с записями на них расходов короля Людовика 9-го за 1256-1257 год» (Иллюстрированная история книгопечатания. Спб. дорев.изд). В современном мире в виде складней можно встретить иконы и такие изделия очень распространены.

Тесное взаимодействие карелов со скандинавскими мореплавателями, знающими грамоту, позволяет предположить, что буквы знали и «кирьялы».

Общие торговые интересы способствовали сближению людей. Знание грамоты, а еще более любовь к знаниям, к постижению нового стало обособлять карелов от других народов и нашло свое отражение в карельском языке. «Kirja», в переводе с карельского, означает «книга», «kirjain» - «буква», «kirjaine» - «письмо», «kirju» - грамота, грамотность, а «кирьялы» - народ, знающий буквы, умеющий читать книги и писать.

Из всей совокупности фактов можно сделать некоторые выводы:

- Через территорию Карелии в древние времена проходили важные торговые пути из стран Западной Европы к Черному морю и в арабские государства.

- Карельские купцы активно участвовали в торговых связях. Древне-финское слово «permi» означает странствующего карельского купца. (Вспомним город Пермь на Волге и Парму во Франции)

- Скандинавские вожди женились на бьярмских (карельских) девушках.

- Древние карелы, участвующие в торговых связях между северными и южными странами, в большинстве своем знали грамоту, даже женщины. В состав украшений женского костюма непременно входил маленький ножичек. Часто возникал вопрос - для какой цели его подвешивали рядом с ключами? Предполагаю, что для вырезания букв на бересте либо на дощечке. Мужчины часто отсутствовали и эти функции постепенно перешли к женщинам.

Нельзя не вспомнить и о том, что к тому времени уже сформировалась основная часть национального карело-финского эпоса «Калевала». Руны большого поэтического произведения исполнялись во время пиров, на свадьбах, на праздниках. И здесь опять происходит сплетение понятий. Руны - в понятии стихотворного произведения, и руны - в их основном смысле, как буквы, - это одно и то же или нет? Ответы на эти вопросы, как впрочем, и на многие другие, еще ждут своих исследователей.