Прибыльное увлечение

Прибыльное увлечение
Интервью

31 августа 2017, 16:25
Мария Хомутинникова
Прибыльное увлечение

О создателе проекта SCRUBS homemade Екатерине Бутузовой, которая бросила стабильную основную работу ради любимого хобби – приготовления домашних скрабов и косметики.

Екатерина получила образование экономиста-финансиста в Академии государственной службы, но по специальности никогда не работала. Зато преуспела в других сферах: сначала полгода занимала должность графического дизайнера, потом шесть лет была менеджером-дизайнером по корпусной мебели. Трудовой стаж накапливался бы и дальше, если бы не внезапно появившееся хобби:

– Я всегда пользовалась кофейным скрабом. В какой-то момент мне настолько приелся этот запах, что подумала: «Нужно сделать что-то интересное». Решила приготовить скраб на сахаре: смешала его с корицей, оливковым маслом, ванильной эссенцией и какао. У меня такая вкусная штука получилась. Ещё и на практике она оказалась очень действенной. Я чётко помню этот момент: сижу с родителями за ужином, они что-то активно обсуждают, а я как будто выпала из реальности – думаю о получившемся продукте. И тут «Птыщ!»: я резко осознаю, сколько интересных скрабов можно сделать и продавать их на радость людям.

Следующие три месяца Екатерина разрабатывала рецепт и фирменный стиль, проводила эксперименты, закупала ингредиенты. Героиня смеясь говорит, что делала всё втихаря: идеей и планами ни с кем не делилась:

– Нужно было высчитать себестоимость ингредиентов, подумать, какой должна быть накрутка, чтобы цены были приемлемыми, а моя выручка – достойной. Первую партию скрабов домашнего приготовления я выпустила в июне 2015 года. Именно тогда полностью сформировала группу в «Вконтакте» и запустила её. Когда первый раз показала скраб подруге, та была в шоке: «Вау, Катя, как ты до этого додумалась?» – рассказывает героиня, поглаживая рыжую кошку, уместившуюся на коленях. «Моя личная гаргулья тут сидит», – говорит она про хвостатую помощницу.

Девушка бережёт разработанный рецепт сахарного скраба: принципиально не проводит мастер-классов. Всё из-за необычного сочетания ингредиентов и их пропорций:

– Есть некоторые стандартные рецептуры скрабов, но я отошла от канонов. Рецепт взялся откуда-то из души. В самом начале я звоню одному из своих поставщиков, чтобы уточнить информацию, говорю: «Для основы я добавляю вот это и вот это». Меня спрашивают: «А для чего вы их смешиваете? Мы так никогда не пробовали делать». И тут я понимаю, что нужно прямо сейчас замолчать, – смеётся Екатерина. – Сколько бы я не мониторила, так не делает никто. Или делает, но с большими затратами на определённые ингредиенты, что существенно сказывается на финальной стоимости. Я очень дорожу выведенной формулой. У меня скраб пенится, разглаживает и увлажняет кожу. Какие бы я рецепты не смотрела, он либо только пенится и скрабит, либо только скрабит и увлажняет. А у меня три в одном получилось.

Бизнес – это просто

Девушка стала активно раскручивать группу в «Вконтакте»: проводила розыгрыши, в том числе и с другими пабликами:

– Мы запустили розыгрыш – у меня прибавляется народ. После его окончания из 300 вступивших, к примеру, 20 выходит. К этому я уже привыкла.

Чтобы и сейчас о SCRUBS homemade узнавало всё больше людей, героиня самостоятельно ведёт группу:

– Я не писатель, но стараюсь делать посты по вдохновению. Чтобы шло естественно, от сердца. Чтобы это был не просто какой-то рекламный текст, цель которого – втюхать. Не хочется навязывать свой товар, хочется угодить потребностям покупателя. Я за естественные продажи.

Недавно Екатерина завела рабочий аккаунт в Instagram. Сегодня оттуда поступает большая часть заказов из других городов.

Ещё одна точка сбыта – магазин «Арт Полка» на Ленина 35. Около кассы там стоит целый стенд с продукцией мастера.

– Я туда отвожу новинки, даже те, которые нигде не публикую и не показываю, кроме выставок. У них удобный сайт: по нему видно, что и когда продалось. Сразу понимаешь, что и в каком количестве нужно привезти в следующий раз.

Публикация от Scrubs_ptz (@scrubs_ptz)

Участие в handmade-фестивалях и выставках – один из секретов успеха. Екатерина будет продавать скрабы и косметику на знаменитом Винтажном Цехе, который пройдёт в октябре, уже в девятый раз. Каждый из них приносил хороший заработок:

– Винтажку я люблю любовной любовью. Её организатор Наталья заботится о продавцах и о посетителях. Там всегда многолюдно, всегда хорошие продажи. Чтобы они были наверняка, нужно ставить адекватные цены, красиво размещать свой товар на столе и улыбаться людям.

Группа росла, заказов становилось всё больше. Ассортимент пополнился твёрдыми духами, бальзамами для губ, массажными свечами, гидрофильным маслом, сувенирным мылом. Стало понятно: скрабы и косметика домашнего приготовления приносят неплохой доход.

– После Нового года я задумалась: «Не уйти ли мне с основной работы?». Шесть лет я занималась одним и тем же. Уже не было такого запала и такой страсти, как к хобби. Тем более, оно приносит больший доход, а времени отнимает меньше. Раньше я приходила домой в 21:00, а потом колдовала на кухне до четырёх утра. И так каждый день: ходила с одной работы на другую. А ещё ведь хочется заниматься личной жизнью, проводить время с друзьями и родителями. После этого всего ты ходишь, как зомби. Мне некогда было жить.

Сейчас всё свободное время Екатерина уделяет любимому увлечению, которое стало бизнесом. Она убеждена, что открыть своё дело может каждый. Важно лишь ответственно подойти к делу, взвесить все «за» и «против», а запустившись, постоянно работать над улучшением качества продукции и её продвижением.

– Цель любого бизнеса – деньги. Это нужно чётко понимать. Я делаю анализ продаж, веду статистику, провожу опросы среди заказчиков. Мне нужно видеть, что проект приносит реальную выгоду. Начать можно со «Вконтакте» и Instagram – это удобные, а главное бесплатные каналы сбыта продукции. Необязательно сразу оформлять ИП. Пока что я не предприниматель, но планирую им стать. Некоторые предлагали мне финансовую помощь, советовали оформить кредит, но я отказалась – не хочу быть кому-то должна. Рассчитываю только на себя, поэтому каждый день от всей души вкладываю силы в своё дело. Чтобы проект был успешным, нужно много работать.

Девушка самостоятельно ведёт бухгалтерию. Делает это не в специальных программах или на бумаге, а в закрытой группе в социальной сети. На её аве – забавный кот, гласящий: «Катюша! Работай!».

– В группу я заношу информацию о заказах, здесь же веду учёт доходов и расходов. Это удобно: не нужно ничего писать вручную. Отдал заказ – поставил лайк под постом на стене. Душа свободна. Потом люди к тебе возвращаются, и ты можешь посмотреть, покупал ли человек ранее.

«Хочу заново влюбиться в то, что делаю»

На доходе мастера сказывается сезонность. Лавина заказов традиционно обрушивается на хрупкую девушку под Новый год и перед Восьмым марта. Летом продаж становится меньше: столько косметики никому не нужно, ей уже все запаслись:

– Этим летом я не только отдыхала от предыдущих сезонов, но и работала над новой концепцией проекта. Приоткрою завесу тайны: ближе к середине осени планируется глобальная переделка со «свежим» фирменным стилем. Хочу заново влюбиться в то, что делаю! Сейчас в моей линейке 26 скрабов, а станет 22. Половину имеющихся сниму с производства и заменю их другими ароматами. Зачем держать позицию, если она продаётся раз в год? Лучше придумать что-то новое. То, что будет пользоваться спросом. В этом мне всегда помогают подруги: тестируют на себе новинки и делятся мнением со стороны.

Екатерина выпускает скрабы, источающие совершенно разные ароматы. Покупатели тяготеют к домашним запахам, которые ассоциируются с теплотой и уютом. Среди таких – «Имбирный пряник», «Малина и кедровые орешки», «Глинтвейн». Этой осенью коллекция девушки пополнится новыми продуктами:

– Хочу выпустить скраб с названием «Тёмное пиво». Он не будет пахнуть алкоголем – это приятный хлебный, немного даже цветочный аромат. Появятся такие скрабы, как «Сахарная клюква», «Киви и клубника», «Зелёное яблоко». Ближе к зимним праздникам планирую выпустить крутейший «Гоголь-моголь».

Недавно мастер отважилась варить натуральное мыло, для приготовления которого нужна щёлочь, поэтому приходится строго соблюдать правила техники безопасности. В планах – выпускать дезодоранты, гели для бритья и твёрдую пену для ванны.

Химия – на пользу

Екатерина вручную готовит экокосметику. Ту, в составе которой присутствуют преимущественно натуральные ингредиенты. Они заполонили все кухонные шкафы девушки. Откроешь один из них – и тут же обнаружишь десятки контейнеров и баночек со льняными семечками, малиновыми косточками или миндальной крошкой. Откроешь другой – на тебя посмотрит губка из южного растения люфа или большой кусок натурального воска.

Ингредиентами набит даже холодильник. Екатерина в шутку говорит: «У нормальных людей в холодильнике лежит еда, а у меня косметика». Здесь хранится часть готовой продукции, натуральные масла и активы: молочная кислота, витамин F, аквадерм, аекол, Д-пантенол. В общем, миллион бутыльков с колдовскими названиями.

– Активы, так называемая химия, используются при создании кремов. Я такими компонентами не злоупотребляю: хочу, чтобы в составе всё было уравновешено. Просто нужно понимать, в связке с чем они дадут потрясающий эффект. Если в этом разбираться, химические активы и витамины принесут только пользу. Честно признаюсь: в школе по химии у меня была двойка. Запас знаний восполняю чтением книг по косметологии и статей на проверенных сайтах.

0

Чтобы все были счастливы

Мастер считает, что любой бизнес должен быть клиентоориентированным. Нужно искать пути выгоды не только для себя, но и для покупателей. Именно поэтому она гибко подходит к скидкам:

– Попробовав мою продукцию, клиент может оставить о ней отзыв во «Вконтакте» или Instagram и на все последующие заказы получить постоянную скидку 10%. Так у людей есть стимул и желание давать обратную связь. Я не прошу писать дифирамбы, хотя мне их часто пишут, достаточно пары строчек. Новым или постоянным заказчикам я дарю небольшие презенты, – делится девушка. – Наши петрозаводские салоны красоты закупали у меня скрабы. Им я делала хорошую скидку: разработала даже оптовый прайс.

1

2

Чтобы рос личный доход, Екатерина постоянно работает над снижением себестоимости продукции:

– Поначалу я закупалась в розницу. Сейчас оптом: канистрами, мешками, литрами, килограммами. Это совсем другие цены. Я стремлюсь к тому, чтобы иметь больший доход не в ущерб качеству скрабов или косметики. Самые дорогие – масла: ши, кокосовое, миндальное. Их я использую достаточно часто. Иногда требуются редкие экземпляры: масло арбузных косточек, манго, какао. Их беру в розницу – мне не нужны оптовые объёмы.

Несмотря на девчачью стилистику, продукция мастера – унисексовая. Но многие заказчики-мужчины радуют исключительно своих возлюбленных.

– У меня есть постоянный клиент, который покупал наборы для своей девушки: на день рождения, Восьмое марта и всегда доверял моему вкусу. Потом они поженились. Теперь он заваливает подарками уже свою жену. Я видела всю их историю отношений, – улыбаясь говорит Екатерина.

Некоторые молодые люди приобретают товары для себя. Девушка даже планирует выпустить лимитированную мужскую коллекцию:

– Была даже маленькая серия, но на этом всё остановилось. У меня всегда было мало времени. Я хочу выпустить коллекцию для мужчин, но сделаю это немного позже.

Петрозаводчанка уверена: чтобы никогда не работать, нужно найти любимое дело. Свой смысл жизни она уже нашла. Больше работать Екатерине не придётся.

Фото из архива Екатерины Бутузовой

Stories:
Статьи
Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter