Posted 21 мая 2018,, 08:12

Published 21 мая 2018,, 08:12

Modified 30 октября 2022,, 19:04

Updated 30 октября 2022,, 19:04

Ирина Сидоркова: «Мои победы мало кому нужны и интересны в Карелии»

21 мая 2018, 08:12
Ирина Сидоркова, 14-летняя автогонщица из Петрозаводска одержала сразу две победы на втором этапе Российской серии кольцевых гонок в Смоленской области. Большое интервью о победах и поражениях, мужской зависти и гонке на «Смоленском кольце».

Ирина выступает за команду «Академия ралли» в классе «Национальный Юниор», где участвуют спортсмены от 14 до 17 лет. Первая гонка этапа состоялась 5 мая на трассе «Смоленское кольцо». Этот заезд был для Ирины сложным, но в целом спокойным. Она смогла выйти в лидеры и финишировать первой. Вторая гонка проходила на следующий день. Гонщица стартовала с 8 места, так как по правилам восьмёрку победителей субботней гонки на старте разворачивают местами. Неудобств добавлял вес машины - автомобиль Ирины был самым тяжелым, что затрудняло управление. После старта она старалась ехать максимально аккуратно, чтобы сберечь машину. Но по ходу гонки настроилась на активную борьбу, за два круга до финиша воспользовалась борьбой двух лидеров, обогнала их и финишировала первой.

– Как ты сама оцениваешь свои результаты?

– Воскресная гонка была сложной и очень эмоциональной. К сожалению, не обошлось без контактов и столкновений. Когда я финишировала, эмоции меня переполняли! Я и вся команда довольны результатом. Очень чувствовалась поддержка болельщиков, тренера и всей моей семьи. Невероятно приятно завершить сложный этап на такой радостной ноте двух побед!

Тяжелая была трасса?

– Да, «Смоленское кольцо», на котором проходил этап – не самая простая трасса. В этом году удалось попробовать новые маневры, и они оказались очень удачными. Мы приехали практически за неделю до соревнований и провели тренировочные дни. Я смогла выучить траектории, приспособиться к трассе и опробовать погодные условия - это очень помогло во время гонки.

– Что тебе помогало настроиться на нужный боевой лад?

– Главное в гонке – это спокойствие. И несмотря ни на какие ситуации (аварии, вылеты), нужно всегда держать себя в руках. Если во время сложностей будет возникать паника, то результата не последует. Я считаю, что нужно просто правильно делать свою работу.

«Куда вы, бабы, лезете?!»

Ира занимается автоспортом с 6 лет. «Отправной точкой» девушка называет поход с семьёй на премьеру мультфильма «Тачки». Гоночная жизнь мультяшных героев настолько её впечатлила, что она захотела так же гонять. На картодроме Петрозаводска произошло знакомство с тренером - Александром Самсоновым и первые в жизни тренировки.

На тот момент я занималась бальными танцами и у меня неплохо получалось: я ездила на соревнования и занимала призовые места. Но когда я стала гонять, то поняла, что мне это нравится гораздо больше, чем танцевать. Даже в столь юном возрасте мне всегда хотелось адреналина и драйва, я говорила об этом родителям. Папа поставил мне условие: как только я выиграю свою первую гонку, то смогу бросить танцы. Гонку я выиграла довольно быстро и ушла из танцев.

– Как оказалось, в нашей республике нет достаточных условий для будущих автогонщиков:

– К сожалению, в Карелии нет возможности заниматься картингом, да и автоспортом в целом. У нас элементарно нет трасс. Даже мои победы мало кому нужны и интересны, потому что автоспорт у нас не популярен. Это грустно. Из других регионов поступает много предложений приехать к ним потренироваться на хороших условиях. Но я родилась в Карелии и мне бы хотелось, чтобы здесь была поддержка автоспорта.

– Как же ты тогда тренируешься?

– Перед этапами мы заранее выезжаем на ту трассу, где будет проходить сама гонка. В школьное время тренируемся в Санкт-Петербурге. Занимаемся до самого вечера, практически при любых погодных условиях. Для гонки очень важен настрой и физическая подготовка: это тяжелый вид спорта, температура в салоне достигает +30 градусов, в машине нет кондиционера, нужно проезжать длинные дистанции – без подготовки просто не справиться. Поэтому у меня есть специальная программа для тренажерного зала.

Много ли у тебя таких же юных соперников, есть ли среди них девушки?

– Да, в России много молодых спортсменов. Хочу отметить, что в этом году в моем классе национальной лиги юниоров вступают уже три девочки. Я очень рада, что даже мой пример демонстрирует, что мы можем конкурировать с мужчинами, обгонять их и выигрывать у них гонки! Конечно, очень приятно, что женский автоспорт развивается не только в Европе, но и в России.

– Как ты думаешь, имеет ли феминизм отношение к спорту?

Ира: Я знаю, что такое феминизм, но мало об этом думала. Я просто давно привыкла гоняться с мужчинами и мне нравится их обгонять!

Мама Иры: Чаще всего негатив идёт от самих мужчин. К сожалению, нередко можно услышать или прочитать комментарии про «обезьяну с гранатой», обращенные к гонщице.

Ира: У многих мужчин есть опасения, что женщины за рулём представляют реальную угрозу для окружающих и это совершенно неправильно.

Мама Иры: Мужчины из мира автогонок адекватные, потому что они, в первую очередь, спортсмены и равные соперники. Поэтому отношение у них к Ире сначала как к спортсмену, а потом уже как к женщине. Тем более в автоспорте нет отдельного женского и мужского зачетов. А обыватели, которые сидят на диване с попкорном, любят прокомментировать где-нибудь в Инстаграме: «Куда вы, бабы, лезете, сидите лучше борщи варите». В Европе ситуация получше, чем в России, но там и автоспорт женский развит больше, чем у нас.

– Ира, в твоей карьере много побед и призовых мест. Как ты относишься к неудачам, если они случаются?

– Поражения всегда бывают. Когда я только начинала, то очень сильно расстраивалась и даже плакала. Сейчас я понимаю, что это все-таки опыт. И если произошла неудача, надо разобраться, что пошло не так, исправить ошибки и не допустить их в будущем. Это помогает добиваться максимальных результатов. Гонки – контактный вид спорта, не всё зависит только от тебя. К счастью, техника меня никогда не подводила, но случаются и такие обидные ситуации.

– Расскажи про свою машину, на которой ты гоняешь.

– Я выступаю на автомобиле Volkswagen Polo, предоставленном Академией Ралли, за что большое спасибо команде. Отдельное спасибо хочу сказать своему руководителю – Михаилу Лепехову. Я привыкла своим машинам давать какие-то имена, в этом году у меня Смурфик, потому что машина ярко-голубого цвета.

Все машины подготовлены строго по регламенту лиги. Они практически обычные, у них гражданская резина, есть изменения по подвеске, конечно, но в целом доработки минимальные. Если во время тренировок или соревнований случаются поломки, то я внимательно наблюдаю за работой механиков. Мне как автоспортсмену полезно знать, что и как устроено в моём автомобиле.

– Есть ли в автогонках какие-то приметы?

– Примет не знаю, но есть талисманы. Например, у меня есть браслет «Pandora» с моими любимым числами и гоночными флагами. Еще босс нашей команды подарил мне игрушку Смурфика, в честь машины. Эти талисманы приносят мне большую удачу. Мои болельщики тоже дарят мне подарки и относятся к их выбору очень трепетно. Я это ценю. Когда я в городе и собираюсь идти на какое-то мероприятие, то пишу об этом в своих социальных сетях, чтобы встретиться со всеми.

«Мне пока не до этого»

Из-за соревнований Ире приходится пропускать школу. Учителя идут навстречу и всячески помогают. Но по возвращении домой времени на отдых у спортсменки практически нет: репетиторы, английский, дополнительные занятия - сильно не расслабишься. А как иначе, характер не позволяет давать слабину. Тем более в следующем году Ире придётся совмещать спорт и первые экзамены.

– Учусь я почти на отлично. Пока не думала, куда хочу поступить, ведь я еще в 8 классе. Но среди моих одноклассников много талантливых ребят, которые уже нашли себя и знают, чем хотят заниматься в будущем. Конечно, хотелось бы, чтобы профессия была связана с автомобилями. Возможно, после 11 класса я буду поступать в Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).

– Есть ли у тебя молодой человек? Или, на твой взгляд, ты пока слишком молода?

У меня были отношения, так сказать. Но сейчас я максимально настроена на свое образование и гоночную карьеру, поэтому мне пока не до этого.

– Твои друзья из мира автогонок или из школы?

– Автоспорт подарил мне очень много близких друзей. Но и в повседневной жизни друзей у меня хватает. Они привыкли, что я постоянно говорю о машинах и даже стали интересоваться гонками. Как только я приезжаю с каких-нибудь соревнований, мне нужно обязательно с ними поделиться впечатлениями! Несмотря на то, что я спортсменка, все равно остаюсь девочкой, люблю, например, пройтись по магазинам с подругами.

– Как ты думаешь, имея в 14 лет много побед, большое количество болельщиков и поклонников, сложно ли не заработать звёздную болезнь?

– Я никогда не ставила себя выше кого-то и не сравнивала, ведь все люди разные и каждый в чем-то хорош. Поэтому считаю, что ничего такого никогда не проявлялось и надеюсь, люди никогда не почувствуют от меня этого.

– Кто является для тебя примером для подражания?

– В первую очередь это мои родители. Кстати, моя мама за рулём с 18 лет. Несмотря на то что я автогонщица, у меня пока нет водительских прав. Но хочу получить их, когда мне исполнится 18.

Из гоночного мира я не могу не отметить Михаэля Шумахера. И, конечно же, немецкий гонщик, за которого я болею в «Формуле-1» уже почти 9 лет – это Себастьян Феттель. На данный момент он выступает за команду «Ferrari» под номером 5. Случайно совпало, что под этим номером езжу и я.

А веришь ли ты в магию чисел? У тебя есть счастливое число?

В картинге я всегда выступала под номером 60, но позже оказалось, что этот номер уже занят и я не смогла под этим номером принять участие в одном из чемпионатов. Моё любимое число 8. Когда мы подбирали мне новый номер, то стали смешивать числа, а так как 6+2=8, то я стала выступать под номером 62. В кольцевых гонках мне дали номер 5. Я не стала спорить, это действительно хорошее число. И только потом я поняла, что езжу под одной цифрой со своим любимым гонщиком. Поэтому считаю, что цифра 5 для меня действительно счастливая.

"