Егор Сергеев: «В жизни стоит заниматься только любовью, искусством и своим делом»
Интервью

Егор Сергеев: «В жизни стоит заниматься только любовью, искусством и своим делом»

14 декабря 2018, 19:32Виктория Канивченко
Егор Сергеев в минувшую субботу презентовал свою новую книгу в Петрозаводске. Поговорили с ним о переезде в Петербург, зависимости таланта от денег и славы, влиянии семьи на творчество, а также, почему на книгу пришлось ставить ограничение 18+.

Молодой поэт из Петрозаводска 4 года назад уехал из маленького города, чтобы расти творчески и выйти из зоны комфорта. Он пишет стихи с шестнадцати лет (сейчас Егору 27), а первый сборник выпустил уже в двадцать. В этом году поэт представил свету свою вторую книгу, которая получила название «Эскизы». Её презентация проходит всего в 4 городах: Москве, Санкт-Петербурге, Вологде и, конечно, родном Петрозаводске:

Я вырос на берегу холодного озера в форме рака

с вытянутой клешнёй на фоне зелёного леса,

где в воздухе ни парфюма, ни бензобака.

И люди вдыхают без интереса...

Благодаря этому стихотворению большинство поклонников Егора узнают, что он из Карелии. Сейчас поэт живёт и работает в Санкт-Петербурге и уверен, что переезд - это лишь стадия развития, которое не должно заканчиваться никогда:

Я начал покидать свою зону комфорта ещё в Петрозаводске, а в Питере её вообще не бывает: вечная беготня и работа. Но вот по сравнению с Москвой Петербург просто аморфный: как будто мегаполис и деревня. Думал о переезде в Москву, но понял, что суеты пока хватает и здесь. Хотя я не стремлюсь к бешеной популярности и узнаванию на улице. Мне принципиально важно оставаться в андеграунде, потому что атмосфера этого «подполья» просто неповторима.

За 11 лет творчества поэт Сергеев добился определённого успеха и признания: выступает по всей стране и за её пределами, выпускает книги, набирает подписчиков в социальных сетях и настоящих поклонников, участвует в крупных мероприятиях и творческих проектах. А можно было бы всё это заработать, оставшись в Петрозаводске?

Благодаря Интернету можно добиться чего угодно где угодно. Но, наверное, я бы не смог. Именно в Питере я столько пережил и долго работал с людьми, которые дали мне очень многое. Даже «Эскизы» я бы не смог один сделать в том виде, в каком она сейчас. Зато благодаря людям, создавшим книгу, результат меня полностью устраивает.

Всё, что пишу - это ты

в предложном,

самом лирическом падеже.

О ком. О чём.

О тебе.

Так было всегда. И будет…

Кроме единомышленников и родных людей Петербург подарил поэту новую семью. Жена Егора, поэтесса Виктория Манасевич (Сопрано), сейчас тоже ездит по городам с презентацией своей новой книги, поэтому видятся супруги редко. По мнению Егора, такой творческий брак не так сильно влияет на его произведения, как может показаться:

Да, мы познакомились из-за поэзии, оба пишем, но люди из-за этого не живут вместе и не женятся. Мы отделяем творчество от отношений, тем более вектора нашей работы абсолютно разные. Виктория много делает для меня и влияет на жизнь в целом, поэтому и творчество меняется. Конечно, у меня есть стихи, посвященные ей, и в новой книге жена стала отчасти прототипом нескольких героев, но мы создаём разные вещи и вряд ли напишем что-то вместе.

Может ли быть поэт состоявшимся человеком в привычном понимании общества: счастливым семьянином с детьми, машиной и квартирой в ипотеку, или у него обязательно должна быть внутренняя драма и страдания?

Не всегда нужно страдать, - поясняет Егор. - Вот когда тебе «никак», то очень сложно писать, но тогда и надо это делать, ведь ты концентрируешься не на себе, а на мире вокруг. Я уверен, семья и дети - это хорошо. А машины и квартиры - это вещи, которыми нельзя себя заполнить. Есть любовь, искусство и твоё дело - только этим и стоит заниматься. Ты наполняешь себя изнутри, когда становишься частью чего-то большего, чем ты сам. Тогда это выходит наружу и превращается в творчество.

То же самое с деньгами и славой. Поэт уверен, что это может вскружить голову, но не поменять человека полностью:

Сейчас у меня нет ни больших денег, ни громкой славы. Но всё самое главное в моей жизни не коррелируется с размером кошелька. А деньги - это вообще труд, часто адский, поэтому богатым не стать по щелчку. Можно выиграть в лотерею, конечно, но если мы посмотрим 5 историй самых крупных выигрышей, где люди получали деньги, которых хватило бы и их внукам, то увидим, что конец везде печальный. Потому что люди не были готовы к этому.

Кстати, Егор не зарабатывает на стихотворениях, а имеет две деятельности, не связанные с творчеством, одна из которых - работа на «скорой» (поэт учился на медицинском факультете ПетрГУ).

Я работаю в странном месте, где шутки на тему бога

звучат не всегда уместно. Поэтому их немного.

Где ночью не гасят лампы в палатах и коридорах.

У доктора-дуэлянта зарплата с приставкой «скоро»...

Когда же у Егора остаётся время писать стихи? Благодаря смартфонам и Интернету, больше не нужно специально садиться за письменный стол, нервно курить и прикусывать кончик карандаша, ожидая вдохновение. У поэта Сергеева процесс создания идёт всегда, можно даже сказать, фоном: Егор просто время от времени фиксирует увиденное, свои чувства и размышления:

Я всегда могу куда-то записать хоть слово, хоть целое стихотворение. Ещё веду телеграм-канал, где выкладываю заметки. Когда еду в метро от одной станции до другой, успеваю написать текст, пока нет связи, а на станции его тут же опубликовать. Но не все пишется так быстро, какие-то стихи лежат 2 года, потом ты на них смотришь и полностью переписываешь. Я даже не всегда осознаю этот процесс создания.

...И шесть проспектов увязли в пробке,

и кто-то бегал, кричал в истерике,

и переламывал ногти стенками

там изнутри, в черепной

коробке.

А там снаружи - столкнулись взглядами

и разошлись, будто кто-то гордый.

И мир натуженный лопнул надвое,

лопнул наголо,

лопнул к чёрту.

Во многих произведениях Егора можно почувствовать тихую грусть, печаль, отчаяние или скорбь. Возможно, дело в характере поэта, каком-то жизненном периоде, а, может, все эти эмоции только кажутся:

Я стараюсь не противопоставлять чувства, а делать их максимально безоттеночными. Оттенок накладывает читатель, поэтому написанное мной и увиденное им не всегда совпадает. Конечно, есть грусть. Но моя задача заставить людей не грустить, а чувствовать что-нибудь в принципе. У меня бывают разные жизненные периоды: то душевный подъём, то осенняя хандра, депрессия даже один раз случилась. Но это естественное течение жизни.

...Эй, а ты

там встретишь меня, когда я вернусь героем?

Хоть помнишь, как выглядел? Помнишь, как улетел?

Вот образ мой - фюзеляж избежит пробоин.

Вот вера моя, и небо ей - не предел...

Во что же так сильно верит поэт? Егор признаётся, что с религией у него отношений нет, даже, несмотря на то, что крещен в Православной церкви:

Люблю группу «Ночные грузчики», у них есть очень хорошая строчка: «А мне Бог сказал: «Знай, что Я есть, но живи так, будто Меня нет», это мне близко. Сейчас я верю в то, что в новом, будущем году всё случится гораздо лучше, больше и грандиознее, чем в этом. А еще в то, что после концерта мне не придётся везти «Эскизы» обратно в Петербург, они все будут проданы здесь (улыбается).

Это не мы, а только эскизы. Не мы, а только

эскизы. Ладонь ребёнка, линия жизни.

Это не я и не ты. Безгрешен

наш путь, бескровен, непредрешён.

Как расстояние меж мольбертом и занесённым карандашом… - этим стихотворением начинается и заканчивается (что интересно) новая книга Сергеева.

Даже если вы никогда меня не читали, а просто услышали про «Эскизы», то должны знать о них 2 вещи, - рассказывает Егор. Во-первых, эта поэтическая книга уникальна тем, что у неё есть конкретный главный герой, с которым происходит история становления личности от поздней юности до состояния взрослого человека. Во-вторых, она создана совместными усилиями нескольких людей разных профессий. В современной поэзии я никогда не видел сочетания этих двух факторов.

Книга стала некими итогом за 7 лет творчества Егора Сергеева: там есть как новые стихотворения, так и написанные в 2011 году. «Эскизы» делали 10 человек: кинорежиссёр, который работал над драматургией книги (она построена по законам кинематографа), литературный консультант, 2 художника, фотограф, 2 редактора, верстальщик, спонсор и сам Егор Сергеев - автор текста.

Я хотел сыграть с читателем в интерактивную литературу: представить главного героя, за которым нужно идти по книге. «Эскизы» разделены на 3 акта, в которых с героем происходят разные события. Можно книгу читать не читая: посмотреть картинки или стихотворение, которое рядом с иллюстрацией - в принципе история будет понятна. Но если прочитать всё целиком, то она раскроется полностью.

У сборника нет конкретной целевой аудитории, по словам поэта, однако стоит возрастное ограничение 18+:

Забавно, потому что на все двести страниц книги присутствует только одно матерное слово, из-за которого по закону приходится ставить 18+. Думаю, мои основные читатели младше 35 лет, поэтому не знаю как к «Эскизам» отнесутся люди за 40, например. Наверное, они посмеются. Логично, ведь я не могу удивить жизненным опытом ровесника моих родителей. Хотя встречаются и взрослые люди, которым близко моё творчество.

Сегодня основная масса современных поэтов выкладывает своё творчество в Интернет, но всё равно старается выпустить и бумажную книгу. Егор Сергеев - не исключение. Поэт считает, что в век Интернета книга уже не просто источник информации:

Конечно, читать и даже слушать поэзию можно в Сети. Но там стихи остаются какими-то бестелесными, без физического воплощения. А книга сейчас - это некий атмосферный сувенир, который человек может потрогать, унести домой или подарить. Ну и это просто круто для поэта - осознавать, что ты написал книгу.

Достаточно брать чуть правильнее слова.

Стучаться минутой прежде, чем рвать с петель.

Запомни, мой добрый, правило номер два:

тут времени будет меньше, чем ты хотел…

Книга готова, уже отпечатано 150 экземпляров, потом будет ещё 600, а что дальше? Егор не скрывает, что в его голове сумасшедшее количество планов, конечно, он будет писать, а ещё, например, постигать киносценаристику:

Сейчас это для меня чистое поле, которое хочу изучать. В 2018 году короткометражный фильм «Видимо, это просто ностальгия» моего друга Никиты Горожанкина ездил на Каннский фестиваль. Я принимал участие в фильме как со-сценарист. Обычно говорю, что писательская рука у меня правая (я правша), а сценарная левая. Как я левой рукой пишу, так и пока создаю сценарии, но мне это очень интересно.

Поэт убёжден, что развиваться в своём деле можно (и нужно) всю жизнь. В одном из фильмов герой сказал, что нужно потратить миллион часов, чтобы научиться что-то делать идеально. Поэтому план «менять род деятельности каждые 10 лет» подходит только тем, кто не нашел себя и недоволен тем, чем занимается. Егор признаётся, что его «страшный сон» - это уткнуться в собственный потолок и понять это:

Я пишу всю сознательную жизнь и даже не знаю, чем бы я занимался кроме этого. Если я перестану писать стихи, то уже буду не я, ведь это вся моя жизнь. Мне хочется умереть раньше, чем достигну потолка. Не молодым, конечно, а глубоким старцем, который что-то создаёт. Сейчас я перестал гнаться за временем: если раньше думал, что 27 лет - это очень много, то сейчас понял, что жизнь в этом возрасте только начинается. Особенно у мужчины в России, ведь проходит срок, когда тебя могут забрать в армию (смеётся).

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter