«Полярный Одиссей»: популярный за рубежом, неизвестный в Карелии

«Полярный Одиссей»: популярный за рубежом, неизвестный в Карелии
Интервью

11 июля 2018, 14:11
Виктория Канивченко
Петрозаводский морской историко-культурный клуб «Полярный Одиссей» в 2018 году отмечает своё 40-летие. Но не все знают даже о его существовании, а поддержки от городских или республиканских властей нет. Держаться на плаву удается только благодаря неравнодушным и упорным людям, влюблённым в своё дело.

Клуб объединяет всех, кому интересна история флота, кого привлекает морская романтика и походы на уникальных парусных судах. Любой человек может стать членом клуба, вне зависимости от возраста, образования и профессии. Клуб открыт для всех, кто хочет погрузиться в морскую романтику. Вот, например, Борис Николаевич Ельцин оставил в книге свой отзыв.

В одном материале не хватит места и времени, чтобы рассказать обо всём, что произошло за эти 40 лет в клубе. Самое лучшее - увидеть всё своими глазами. Возьмите детей, друзей, близких и отправляйтесь к удивительным кораблям и людям, которых вы больше нигде не встретите. Вас не будет покидать ощущение, что вы находитесь за пределами Петрозаводска, где-то совершенно в другом месте и времени. Во время экскурсии состоится знакомство с музеем и историями об удивительных путешествиях. Желающие смогут забраться на корабли, почувствовать себя участником экспедиции.

«Полярный Одиссей» расположился на улице Ригачина. От остановки общественного транспорта до клуба можно дойти пешком за 10 минут или добраться на машине. Увидев обилие кораблей - смело идите вперёд, мимо ангаров, где идёт стройка новых судов, к причалу. Нас встречает Виктор Леонидович Дмитриев - основатель клуба. У причала стоит бригантина «Полярный Одиссей» и поморская лодья «Святитель Николай». Сын Виктора Леонидовича - Алексей Дмитриев является капитаном последней, заместителем по морским делам и директором «Морского музея "Полярный Одиссей"». Алексей влюблён в морские походы не меньше, чем его отец. А про его захватывающие, смешные и, порой, будоражащие истории можно написать целую книгу.

По образованию Виктор Леонидович Дмитриев физик, а всё о морском деле он узнавал из книг и на собственном опыте. Его мама работала в публичной библиотеке заведующей комплектования книг. Благодаря этому юный Витя получил доступ к самым разным книгам по морскому делу, физике, авиации. Накапливались знания, появлялись разработки. Даже космический корабль проектировался, но так и остался нереализовнным. Вместе с любовью к знаниям мама Виктора Леонидовича привила ему любовь к путешествиям, особенно морским.

– Моей настольной книгой была «Два капитана» Вениамина Каверина, неудивительно, что мне хотелось быть ближе к морю. Я начал осваивать водные просторы на лодке своего деда, а в 6 классе уже состоял в кружке «Юный моряк». Желание путешествовать по воде усиливалось, и после армии я задумал купить своё первое судно.

Его купили в Петрозаводске, и оно должно было приблизить Виктора Леонидовича к мечте пройти по Северному морскому пути. Кораблю дали название «Полярный Одиссей». Что интересно, даже улица, на которой жил Дмитриев, называлась Полярной. Тогда никто и не подозревал, что это название будет пронесено через десятки лет и станет брендом деятельности клуба и республики Карелия.

Изначально и клуба никакого не существовало: был всего 1 корабль и наши мечты. Мы стремились в Арктику. А первый поход был в Кронштадт в 1978 году. Мы пошли по Онего, Свири, Ладоге в Петербург. На борту было 3 школьника, я, моя супруга и сын, которому было 4 года, - рассказывает Виктор Леонидович.

За многолетнюю историю клуба было построено более 40 уникальных судов. Команда «Полярного Одиссея» в 80-х годах прошлого века была первой, кто начал заниматься восстановлением почти утраченных технологий традиционного поморского судостроения. Например, поморская лодья «Святитель Николай» была воссоздана по рисункам и гравюрам 17-18 веков. Название «лОдья» тоже поморское. Судно было построено членами клуба за полгода и в 1991 году спущено на воду. За свою долгую жизнь лодья побывала во многих экспедициях (в том числе и зарубежных), участвовала в фестивалях и вошла в книги иностранных изданий, например, Германии и Франции.

– Нашу лодью больше знают за рубежом, чем у нас в стране. А на её борту побывало много известных людей: Борис Ельцин, Юрий Сенкевич, Иэн Гиллан (музыкант группы Deep Purple), Илья Олейников и Юрий Стоянов, участники группы «Король и Шут». Все эти встречи происходят неожиданно, например, один наш знакомый просто пригласил «Короля и Шута» к нам после фестиваля «Воздух», где они выступали. С группой мы сделали вечерний выход на воду под парусами, - вспоминает капитан «Святителя Николая» Алексей Дмитриев.

Все исторические деревянные корабли проектируются и строятся в Петрозаводске. Какие-то из них делаются для продажи или съёмок фильмов, а на других совершаются научно-исследовательские экспедиции и путешествия.

На деньги, вырученные от продажи кораблей, и существует клуб. Строительство и проектировка кораблей идёт и по сей день. В помещениях пахнет обрабатываемым деревом, Виктор Леонидович по очереди подходит к рабочим, контролирует процесс и даёт наставления. Размеры еще недостроенных кораблей уже впечатляют.

– Каждый корабль - это огромная исследовательская и научная работа. Все чертежи для будущих судов мы рассчитываем сами. Сначала всему обучился я сам, потом стал обучать команду, чтобы сделать из них профессионалов, - отмечает Виктор Леонидович.

Испытываешь удивление, почему сюда не водят массовые экскурсии, почему не проводят уроки истории для школьников. Возможно, низкий интерес к такому уникальному музею вызван недостатком рекламы. А, может, мы и правда перестали ценить исторические вещи. Виктор Леонидович считает, что дело в отсутствии понимания:

– Наши петрозаводчане больше интересуются огородами и дачами, нежели водой. В головах пусто: нет понимания той ценности, рядом с которой мы живём, флота у нас как такового нет, даже водный туризм развит слабо. Острова, бухты, красивейшие места недоступны людям. А законы, которые должны помогать, наоборот мешают нашей деятельности. Где же развивать водный туризм, если не в Карелии?! О жизни "Полярного Одиссея" написано множество иностранных материалов, снято большое количество фильмов. Но почему-то местным журналистам эта тема совсем неинтересна, хотя всё находится под боком.

Сложные и опасные ситуации, веселые происшествия и мистические явления происходят в клубе постоянно с самого начала деятельности. Очередная история может произойти, даже не отходя далеко от берега:

– Однажды мы просто вечером отдали швартовы, отошли недалеко от берега и встали на якорь. Утром просыпаемся, надо уходить, начинаем поднимать якорь - никак не идёт! Подумали, что зацепились за топляк (старое дерево, которое долго лежало на дне водоёма, а потом всплыло). Изощрились и всё-таки сорвали якорь со дна. Как только его лапы стали показываться из воды, у всей команды округлились глаза - достаём якорь, а на нём колёса от кареты! Деревянные, минимум железа, примерно 18 века, здесь их производили на заводе. Вот что значит - удачно встали: добыли экспонат для нашего музея! - вспоминает Алексей Дмитриев.

В 80-х годах в Белое море не захотели пропускать морских путешественников из Петрозаводска. Но пройти помогло упорство в связи в КГБ:

– Попасть в Белое море в 80-ые было очень сложно. В Беломоро-Балтийский канал не пускали частные суда, потому что он был перегружен, это могло быть опасно. Мы попытались туда пробраться и написали письмо с просьбой нас пустить, но руководство канала нам отказало. И тут я вспомнил, что мой университетский товарищ работал в КГБ и руководил службой обеспечения безопасности канала. Он, конечно, помог: уговорил начальника ББК пропустить нас под его личную ответственность, пообещал, что с нами ничего не случится. И нас пропустили! - рассказывает Виктор Леонидович.

В 1990 году члены клуба на изготовленных древнерусских парусно-гребных лодьях «Вера», «Надежда» и «Любовь» от Петрозаводска добрались до Чёрного моря, прошли через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море, где посетили гору Афон и остров Патмос, Миры Ликийские и Метеоры, чтобы продемонстрировать людям стремление к общему миру. Миссия получила название «Золотой век»:

– У нас была цель пройти на гребельных судах по местам, связанным с историей христианства и донести до людей идею, что все мы люди Земли. Что все мы - это экипаж самого древнего корабля - нашей планеты, который летит в пространстве и времени. Если мы на этой палубе будем толерантны, вместо вражды и войн, то наш корабль будет в целости и сохранности идти к миру и прогрессу. Вы можете себе представить греблю 6-метровыми тяжелыми веслами? Когда мы шли мимо населённых пунктов, люди нас встречали колокольным звоном - в такие моменты понимаешь, что ты не один и всё это делается во благо.

К 40-летию клуба в Национальной библиотеке до 26 июля открыта фотовыставка «Морской клуб "Полярный Одиссей"»: 40 лет сквозь пространство и время». Выставка побывала в 12 городах и приглашает петрозаводчан окунуться в историю «Полярного Одиссея». К своему юбилею клуб также презентует международный туристический проект «Скандинавское кольцо», направленный на развитие морского маршрута вокруг Скандинавского полуострова. Это будет важный шаг для развития морского туризма в Карелии и для укрепления международных отношений.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter