«Указатель без направления»

«Указатель без направления»
Интервью

5 октября 2018, 10:00
Екатерина Коломиец
Как работается молодой учительнице в петрозаводской школе

В школе мы редко задумываемся над тем, какую роль в нашей жизни играет учитель, и обычно понимаем важность этой профессии с возрастом. Нашей героине из Петрозаводска в этом помог… сериал. После просмотра девушка решила устроиться в школу. В преддверии Дня учителя мы поговорили с молодым педагогом о пачках тетрадей, странностях зарплаты, парадоксе опыта и прочих тонкостях работы.

Оксане Герасимковой – всего 22 года. Уже второй год она работает учителем математики в петрозаводской школе №29. Что привело ее в эту профессию, девушка до сих пор не совсем понимает: наверное, так должно было случиться. Как рассказала Оксана, в детстве она ненавидела алгебру и геометрию, но по иронии судьбы закончила пединститут ПетрГУ и теперь преподает именно эти предметы. И ей это нравится.

- Многие выпускники не стремятся делать карьеру в сфере образования, меняют профессию. Почему ты не передумала?

- У меня мама — учитель. Я с детства наблюдала за тем, как она проверяет тетради, заполняет журналы и другие «бумажки». Однажды я сказала, что буду учителем, потому что хочу также. Мама же рассказала, как ей это надоело, и добавила, что ничего интересного здесь нет. А я не понимала: «Почему? Это же так классно: копаться в бумажках, ставить оценки». Зато теперь знаю, что не очень круто, когда у меня на столе лежит восемь пачек тетрадей для проверки. Вот теперь я тебя поняла, мама!

Потом, в школе я уже не думала, что буду учителем. Полюбила информатику, даже захотела стать программистом. А в девятом классе начала смотреть сериал «Glee» («Хор»), который многое изменил. После его просмотра я поняла, кто такие учителя — они могут менять судьбы других людей. Как указатель, который помогает понять, куда идти. Наверное, таким указателем я и хотела стать.

- Указателем в каком направлении?

- Без направления. Я не говорю, что верно, а что нет. Если нужен совет, я всегда буду рядом, готовой помочь. Но я не тот указатель, который направляет на верную дорогу, а тот, который помогает решиться. Например, когда ты бросаешь монетку, то заранее понимаешь, какого результата хочешь. Потом выпадает другое, и ты точно убеждаешься, что этого не желаешь. Здесь то же самое.

- Твой стаж - больше года, за плечами уже есть опыт. Как себя чувствовала, когда только пришла в школу?

- Тогда я еще училась на пятом курсе в университете. Было, конечно, тяжело совмещать работу с учебой. Бывало, ехала в школу к первому уроку, отводила его, потом бежала в университет, а после вновь на работу к шестому уроку. В университете многие преподаватели к этому относились с пониманием, иногда отпускали с пар.

- Это про время. А про эмоции?

- Было очень страшно: когда первый раз пришла в школу, вся тряслась. Как вспомню свой первый урок... сидят пятиклассники и смотрят на тебя! Я тогда вела у двух классов, один из них был очень шумный... они не переставали разговаривать во время урока! Первый месяц я каждый день приходила домой и плакала. У меня не было сил, этот месяц был самый сложный! Потом я потихоньку включилась, стала находить ко всем подходы.

- Сейчас проще?

- Думаю, прошлый год был моральной подготовкой к этому. У меня шесть уроков подряд, и сейчас я чувствую себя иначе. Те пятые классы перешли в шестой и уже по-другому ведут себя. Они, так скажем, мои! Кроме шестого, я веду у более старших классов — с девятого по одиннадцатый — и это уже не дети. Это состоявшиеся личности, которых не нужно воспитывать.

- Ты ведь самый молодой учитель в своей школе. Как считаешь, человеку в таком возрасте труднее работать?

- Нет, я наоборот считаю, что молодым проще. Мне кажется, ученики по-другому к ним относятся. Возможно, из-за небольшой разницы в возрасте.

- Бывало, что из-за этого ученики вели себя неподобающим образом?

- Да. Например, обращались ко мне на «ты», потом сразу исправлялись. Понятно, что как-то непривычно обращаться к молодому на «вы», но школа обязывает. Возможно, в этом и есть проблема: ученики воспринимают меня больше как какую-то подружку или девочку-соседку. Но при этом уважают и слушаются. Я могу на переменах посидеть с учениками и поговорить на совершенно разные темы: обсудить сериалы, предпочтения в музыке. Но на уроке у нас рабочая атмосфера.

Раньше я думала: когда ты добрая, тебя слушают внимательно, сидят молча. Реалии другие. Ученики не воспринимают тебя всерьез, когда ты показываешь свою доброту. Поэтому изначально нужно дать понять, что тобой «крутить» не получится.

- Не разочаровалась в профессии?

- Нет, я поняла, что люблю свою работу. Я окончательно осознала это летом: была в отпуске, путешествовала с подругой и в один момент поняла, что счастлива. У меня есть хобби (ездим с друзьями на масштабные концерты любимых известных групп), я начала путешествовать, работаю там, где нравится.

- Кстати, о друзьях: с коллегами подружилась? Помогают?

- Мне очень повезло! В прошлом году была идеальная команда: работала сильный учитель математики с большим стажем, она очень помогала. Мне не нужно было составлять программы, находить контрольные и самостоятельные работы. В любой ситуации я могла подойти и спросить и рассчитывать на помощь. То же самое и со многими другими коллегами. У меня сложились дружеские отношения со всеми, несмотря на разницу в возрасте. И некоторых я могу назвать друзьями.

- Часто учителя жалуются на маленькие зарплаты. Власти же постоянно говорят о повышении выплат бюджетникам. Кому верить?

- Оклад был 9 тысяч, сейчас стал 9,3 тысячи рублей: это за ставку при норме в 18 часов в неделю, стандартной нагрузке. Кроме того, педагогам доплачивают до МРОТ. Но у меня, например, 33 часа в неделю, поэтому такой доплаты не будет. В целом, я получаю больше, но у меня сейчас фактически две ставки.

- 33 часа в неделю для учителя - много?

- Да, это только уроки. Но ведь еще много времени тратится на проверку тетрадей и подготовку к занятиям. Я обычно прихожу в школу к 8 утра и потом чисто физически не успеваю пообедать. А после уроков мне нужно хотя бы минут 20, чтобы отдохнуть и расслабиться. Затем начинается проверка всех тетрадей. Раньше я иногда уходила из школы в 6-7 часов вечера. Уверена, со временем станет легче.

- Думаю, в школах любят молодых и активных. Хочешь что-то изменить?

- В своей школе хочу проводить больше различных праздников! Я считаю, что ученикам скучно приходить в школу только на уроки. Нужна творческая нить — какие-нибудь мероприятия, в которых дети начнут развиваться и в другом направлении.

Если говорить в общем, то проблема есть в системе инклюзивного образования. Сегодня подразумевается, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право сидеть в классе со всеми остальными. Да, все равны, но ведь важно, чтобы ребенок усвоил всю информации. Трудно и детям с ограниченными возможностями здоровья, и учителю. Один ребенок поймет все с одного слова, другой – с 10 предложений. Я с этим сталкивалась.

Поэтому, к сожалению, не все учителя ищут нужный подход к таким детям. Но многое зависит от родителей, которые иногда не приносят нужную справку. Ведь детям с ОВЗ дают более легкую нагрузку, и на них рассчитаны другие варианты экзаменов.

Несмотря на отдельные трудности, минусов в профессии меньше, чем плюсов. По словам Оксаны, не хватает разве что денег. Зато профессия очень творческая: например, можно провести крайне необычный урок. Оксана, например, как-то устроила занятие в стилистике «Гарри Поттера».

- Других плюсов тоже много: огромный отпуск летом и каникулы, - подытоживает педагог. - Куча друзей, множество людей, которые в тебе нуждаются и пр. - настоящее разнообразие будней.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter