«МВД отбивает охоту этим заниматься»: что мешает развитию автоспорта в Карелии
Интервью

«МВД отбивает охоту этим заниматься»: что мешает развитию автоспорта в Карелии

3 октября 2019, 14:45Екатерина КоломиецФото: Из личного архива Петра Вишневского
В Карелии проходят различные ралли и автомногоборья, которые привлекают участников из разных регионов. Однако в последнее время организовать их становится все сложнее – виной тому жесткие требования правоохранителей. О проблемах развития спорта «на колесах» рассказал руководитель Федерации автоспорта РК Петр Вишневский

Федерация была образована в 2006 году. В Карелии развивается несколько видов автоспорта - автомногоборье, ралли, дрифт и трофи. Так, в республике проводится кубок Карелии по ралли — легендарные зимние гонки «Якима» и «Белые ночи», но их организатором выступает Федерация автоспорта Санкт-Петербурга. А вот Кубок Карелии по автомногоборью и трофи-рейдам ложится уже на плечи местных организаторов. На вопрос, почему ралли в Карелии организовывает Федерация Петербурга, Петр Вишневский ответил следующее:

- Наша Федерация молодая с обновленным составом, поэтому нужны опыт и наработки. Многие ребята, наши спортивные судьи, выезжают на разные мероприятия в другие регионы, чтобы понимать, как правильно все воплотить в жизнь. Нужны, конечно, и большие финансовые затраты, а финансирования практически нет никакого. Можно ведь сделать такие гонки брендом республики, придать Карелии имидж. Однако, у меня складывается впечатление, что в нашем регионе это никому не надо.

«В каждом спортсмене и зрителе им видятся террористы»

- На какие средства проводятся соревнования? И есть ли какой-то заработок от этого?

- Мы общественная организация и денег не зарабатываем. Проводятся учебно-тренировочные сборы и членские взносы. Но это, конечно, не миллионные вложения. У нас все гонщики ездят на чемпионаты за свои деньги. В планах объединиться в команду «Карелралли» - бренд 90-х годов - чтобы наши гонщики выступали под таким флагом. А то нередко спрашивают, почему в протоколах указан Петрозаводск или Сортавала, а участник выступает за Санкт-Петербургский клуб. Потому что у нас нет никакой помощи и это грустно. Возможно, надо спонсоров искать...

- А с какими другими проблемами сталкивается Федерация, помимо финансирования?

- Есть целый ряд проблем, и самая главная — чересчур жесткая позиция наших органов правопорядка. Я, как представитель Федерации, регулярно посещаю совещания Минспорта РК и вижу, что с июля МВД предъявляет слишком завышенные требования к проведению официальных соревнований по всем видам спорта. Что касается нас, то они, например, требуют установку высоких ограждений, рамочных металлодетекторов и интеллектуальных камер. Понятно, что так нужно по правилам безопасности, но почему-то в каждом спортсмене и зрителе им видятся террористы.

На последнем совещании в Минспорта представители МВД дали понять, что в настоящее время они еще идут на уступки и впереди ждут еще более жесткие требования. Тогда замминистра спорта задал им вопрос, не получится ли так, что в итоге в Карелии будет запрещен любой вид спорта. В ответ на это МВД заявило: «Мы не запрещаем, а просто не согласовываем». А если они не согласовывают, конечно, соревнования проводится не будут. Иначе придется платить штраф в 250 тысяч. Кому это интересно?

- И так не согласовывали уже какие-то важные соревнования? Приходилось отменять?

- Да! У нас в эти выходные должен был быть третий этап кубка Карелии по автомобильному многоборью, но нашей Федерации его не согласовали. Хотя заявление было подано заранее. Пришлось все отменять, а в мероприятии по итогам года выступают больше 100 гонщиков.

Я считаю, такие соревнования нужны, чтобы водители могли принять участие и повысить свое мастерство. Мастерство повышается — снижается аварийность, травматизм. Но эту возможность не дают. О каком снижении аварийности мы говорим? Ни о каком. ГИБДД в этом не оказывает никакой помощи.

При чем отменяют соревнования по всем видам спорта — только в сентябре в республике было отменено более 30 мероприятий в формате кубка Карелии. Минспорт хватается за голову, все мероприятия же в календарном плане. Да и финансовые потери всегда есть — люди готовятся, все организовывают.

- А как с этим в других регионах, не знаете?

- В Пскове, например, все гораздо лучше. Недавно там проходило ралли прямо в центре города, специально для этого был сделан искусственный трамплин. На соревнования приехали лучшие гонщики страны, тысячи зрителей. В противоположность к этому, неделей раньше ралли Санкт-Петербурга было отменено в последний момент из-за высосанных из пальца мотивированных отказов полиции. И у нас в Карелии сейчас складывается такая же ситуация. Почему в Пскове можно, а у нас нет?

В общем, у нас не все так хорошо. Уже накипело, почему в спортсменах и зрителях видят опасность? Сотни людей ходят в торговые центры, особенно на открытие какого-нибудь нового магазина. Где же танки Т-90, вертолеты К-52, снайперы на крыше? Почему не обеспечивают нашу безопасность при посещении массовых мероприятий? А как только официальные спортивные соревнования — нужно защищаться по максимуму. Отбивают отходу вообще этим заниматься. А не будет официальных гонок, люди начнут проводить нелегальные, где точно безопасность стоит под вопросом. И с этим Федерация уже ничего не сможет сделать.

«Все тренировки начинаются с уборки»

- А на каких площадках проводятся ралли и многоборье?

- Ралли проводятся на временных трассах. Как правило, больше 20 лет это магистрали Лахденпохского и Сортавальского районов. Автомногоборье — на нашем старом картодроме в Петрозаводске. Это довольно огороженная территория, однако МВД не согласовывает мероприятия даже там, потому что данное ограждение не соответствует их требованиям. Нужно, как в колонии. Также там нет рамок металлодетектора и интеллектуальной камеры. Но а где это взять? За какие средства?

Картодром — единственное место, где можно что-то организовывать. Там последние два года, например, проводился фестиваль дрифта «SickestWekfest», который организовывает член нашей Федерации.

- С дрифтом тоже были какие-то проблемы? Раньше проводили на площади Кирова и все люди с удовольствием приходили посмотреть, многие любили это мероприятие. А на картодром на Лыжной ехать довольно далеко.

- Теперь про проведение подобных мероприятий в центре города можно вообще забыть. МВД выдвигает нереальные требования, они невыполнимы. Именно в связи с этим и было принято решение провести фестиваль на картодроме, хоть площадка и не совсем подходит для дрифта — там узко. Места маловато, но хоть что-то. Уменьшилось и количество участников из-за площадки, этим летом было порядка 40. Кстати, только двое из Петрозаводска, остальные — из других регионов.

Однако теперь будет большая проблема провести подобный фестиваль даже там. Раз автомногоборье отменили, где гонка нацелена на спортсменов, то дрифт тем более запретят. Там ориентир больше на зрителей...

- А картодром вам предоставляют бесплатно?

- Мы аккредитованная Федерация, поэтому да. По сути это просто заасфальтированная площадка, которая, конечно, оставляет желать лучшего. Во-первых, со временем асфальт портится. Во-вторых, нередко местные жители после употребления алкогольных напитков кидают на трассу бутылки, поджигают покрышки. Поэтому все тренировки начинаются с уборки территории. Картодром жив только благодаря гонщикам-энтузиастам.

Возможно, когда-нибудь картодром будет реконструирован. Планируется сделать нормальную ограду и пропускной пункт с охраной. Но неизвестно, найдутся ли у властей на это деньги. Прошлый подобные проект — в 2011 году — так и не был реализован из-за отсутствия средств. Тогда требовалось порядка 180 миллионов рублей. Сейчас затраты хотят снизить приблизительно до 30-40 миллионов.

«Талантов много»

- Несмотря на проблемы с площадкой, гонщикам все равно удается показать себя? Известная в Карелии Ирина Сидоркова раньше здесь тренировалась?

- Да, они раньше тоже выступала на картодроме, не раз принимала участие в местных соревнованиях. Сейчас она выросла и пошла дальше. Безусловно, она талантливый человек. Я помню ее еще маленькой девочкой, которая гоняла сначала на карте, а потом на машине. Ее первый тренер - автогонщик Александр Самсонов — член нашей Федерации.

- А есть в Карелии еще дети и подростки, которые участвуют в гонках?

- Есть еще Александр Вилаев, который тоже может похвастаться успехами. Он почти ровесник Сидорковой. Выступает на формуле 4 — российской серии кольцевых гонок SMP. Вообще в Карелии много талантливых автогонщиков, но для этого вида спорта, конечно, нужны большие вложения.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter