«Девушка с жемчужными нотками»
Интервью

«Девушка с жемчужными нотками»

3 апреля 2019, 17:18Виктория Канивченко
Продолжаем делиться с вами историями успеха талантливых петрозаводчан. Нашу сегодняшнюю героиню, Светлану Семёнову, вы могли видеть поющей в джазовом коллективе «Ladies In Jazz».

Помимо этого, в свои 33 года девушка имеет целых 4 (!) творческих места работы и огромный список успешных выступлений в разных городах и странах. А ещё Светлана успевает воспитывать маленькую дочку и недавно написала собственный музыкальный цикл. Мы обсудили, где взять силы на работу и семью, зачем отказываться от Европы в пользу Петрозаводска и почему маленьким детям не стоит включать Моцарта.

«Всё хорошо сыграла, но как-то без души. В чём дело?»

Светлана - выпускница музыкального колледжа (училища) им. К.Э.Раутио и Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова по специальности хоровое дирижирование. Её родители, инженеры лесной сферы, даже удивлялись, откуда в семье такой музыкальный человек. С 4 лет девушка занималась в фортепианной школе как пианистка, но прямо во время вступительных экзаменов в колледж Света отказалась поступать на фортепианное отделение:

– В комиссии комментировали мою игру: «Ты вроде бы всё хорошо сыграла, но как-то без души. В чём дело?». Я ответила, что очень хочу петь. Тогда мне было не больше 16 лет, а на вокальное отделение брали только с 18, потому что считалось, что голос еще не сформирован. И мне предложили дирижёрское, где я могла и петь, и играть. На этих вступительных я спела песню собственного сочинения «Карелия», и меня взяли.

– Нередко бывает, что молодые музыканты-студенты поют за деньги в ресторанах и на свадьбах, пока их не возьмут на работу в «серьёзный» коллектив. А у тебя были сложности с поиском работы по специальности?

– В нашем городе и правда музыкантов больше, чем рабочих мест. И зарплаты обычно небольшие. Но меня «заметили» еще на 2 курсе колледжа и пригласили хормейстером в хор мальчиков «Пеллерво» Дворца творчества детей и юношества, где я тружусь по сей день. Помимо этого я работаю хормейстером в Академическом хоре ПетрГУ, а ещё руковожу Вокальной студией Педагогического колледжа и хором Евангелическо-Лютеранского Прихода Святого Духа. Мне кажется, если человек действительно профессиональный и готов трудиться, то его рано или поздно увидят и пригласят на работу.

– Кроме этого, ты много поешь: в джазовом квартете Ladies In Jazz, хоре ПетрГУ, даже солируешь там, хотя до училища не занималась вокалом. Ты смогла всему научиться за время обучения?

– В основном, я научилась петь благодаря внимательному слушанию хормейстеров и дирижеров: как они объясняют механизмы пения, как показывают, что говорят. Пока некоторые на хоре спали, я слушала (улыбается). Ещё много дала зарубежная практика, особенно в Европе. Однажды я пела в коллективе, где рядом со мной в 1 сопрано (хоровая партия) стояла девушка - солистка Берлинской оперы. Такой опыт сразу добавляет несколько лет вокального стажа.

– После выступлений и общения с зарубежной сценой не хотелось ли тебе уехать в Европу и петь там?

– Иногда возникало желание переехать и попробовать себя за рубежом. К тому же мне всегда была близка западная манера пения: более светлая и лёгкая. Но каждый раз меня что-то удерживало в Карелии. И теперь я приобрела здесь любимую работу и семью. Уехать никогда не поздно, но кто же здесь будет всем этим заниматься?

Добрая музыка для детей и взрослых

Несмотря на то, что у Светланы нет композиторского образования, песни она пишет с детства. Музыка всегда шла с ней рука об руку, а вот сочинять стихи научила бабушка: это было развлечение для маленькой внучки. Со своими произведениями девушка выступала в России и в Финляндии. А в марте этого года Света презентовала собственный музыкальный цикл для детского хора и фортепиано «Маленький человек». Зрители услышали его в исполнении образцового коллектива России и Карелии хора мальчиков «Пеллерво», а проиллюстрировала произведение тоже молодая мама, художница Алёна Голубева.

– Идея создания цикла крайне проста: Оксана Митрукова, руководитель хора «Пеллерво», предложила мне написать что-нибудь для нашего мальчишеского коллектива, пока я была в декрете. Сначала я думала, что возникнут сложности с написанием стихов. Но потом поняла, что за 15 лет работы я очень хорошо знаю наших ребят и понимаю, что им интересно. Поэтому цикл родился целиком про то, какие они.

– Ребятам, наверное, было очень интересно и приятно, что ты им сделала такой подарок?

– Да, песни про забияк, маму, щенка, дождь, маленького человека - эта детская тема очень близка нашим мальчикам. Ещё в музыке много движений, кривляний и шумовых эффектов, которые дети сразу схватывают и с удовольствием исполняют. Но я писала цикл для всех: понятный маленьким исполнителям, но с глубоким смыслом в тексте, из которого взрослые слушатели что-то вынесут для себя.

– Расскажи, первыми в голове родились мелодии или слова?

– Сначала ко мне пришел текст: все 7 стихов я написала чуть ли не за ночь. А вот на музыку ушло почти 10 месяцев: пока моя мама гуляла с дочкой, я по чуть-чуть писала. И потом, когда мы разучивали цикл с хором, я многое исправляла. Мальчики неосознанно подсказывали, где нужно что-то поменять, когда изначально пели мелодию попроще или не так, как у меня в нотах. И я понимала, что, да, я должна была написать именно так!

– Всё произведение ты создала во время декрета и посвятила его своей двухгодовалой дочке.

– Цикл я называю своим вторым ребенком, а вместе с дочерью мы прошли всё, о чём в нём поётся. Вот самый первый номер: долгое, развернутое вступление как зарождение жизни: сначала я использую 2 тона, потом 3, они раскручиваются. Это как формирование плода в материнском теле: 1 клеточка, 2, 3… Дальше новые ритмы и развитие. Самый приятный момент был, когда руководитель хор изучала цикл и сказала: «Света, это я поняла. Здесь у тебя роды!» - это правда (смеётся).

«Невозможно обучаться, находясь в тесных семейных узах»

Муж Светы тоже поёт, причем в Академическом хоре ПетрГУ, где девушка работает хормейстером. «Как удобно», - подумаете вы, - «можно и дома заниматься пением с женой», - но нет, в семье музыкантов всё гораздо интереснее:

– Мы с мужем пробовали заниматься вокалом, но быстро поняли, что просто невозможно обучаться, находясь в тесных семейных узах, - смеётся Света. - Он не воспринимает меня серьёзно. «Разборок» из-за того, что муж на хоровой репетиции что-то не спел или не попал в ноту тоже нет, ведь мы понимаем, что для меня хор - это работа, а для него - хобби.

– А познакомились вы с мужем тоже в хоре ПетрГУ?

– Да, я уже была хормейстером, когда он пришел туда как первый тенор (высокий мужской голос). И тут по хору прошел слух: «Ага, пришёл 1 тенор, нужно чтобы он остался (поскольку их всегда не хватает)». А через 2 недели мы стали жить вместе, и в хоре он задержался, как вы понимаете. Поэтому в коллективе есть шутка, что наш союз был поводом удержать первого тенора.

– Ваша дочка Мия больше любит, когда поёт папа или мама? Музыкальные гены уже дают о себе знать?

– Как ни странно, ей больше нравится папино пение. Дети любят, когда поешь просто и от души, без чистоты и профессионализма. Не знаю, что у нас будет дальше, но уже с 4 месяцев дочь прекрасно чувствует ритм и двигается под любую музыку. Когда мы репетируем с квартетом у меня дома, она любит сидеть у меня на руках: зажмуривается, танцует - кайфует. Не мешает, наоборот, всё понимает.

– Как думаешь, нужно ли с детства прививать любовь к классической музыке?

– Думаю, моя Мия наслушалась музыки еще в утробе: даже на 7 месяце беременности я пела соло на хоровой олимпиаде в Сочи. Не знаю, как она это пережила. Где-то в полтора года я ей включила Моцарта: что-то медленное и лиричное. Дочь просто заплакала горькими слезами! Нет, у неё ничего не заболело, это были слёзы переживания музыки. Я поняла, что мы настолько чувствительные, что с такими произведениями лучше повременить.

– А ты сама какую музыку любишь слушать? Например, чтобы расслабиться после насыщенного рабочего дня.

– Практически всё в моей жизни связано с музыкой, поэтому я предпочитаю слушать тишину. Иногда включаю что-то для работы или пересматриваю свои выступления. А отдушина и возможность расслабиться нашлась в йоге. Я много времени провожу с большим количеством людей, это эмоционально и психологически затратно. Поэтому йога - это батарейка, которая помогает мне накопить силы для новой работы и общения.

– Сейчас у тебя много дел, выступлений, опыта. А что дальше? К чему стремится твоя музыкальная карьера?

– Многие спрашивают, почему я не еду на «Голос», например. Но я себе уже всё доказала, зачем это делать для кого-то ещё? Я много всего сделала и приобрела, теперь идёт развитие внутри самой себя. И в возрасте хорошем я нахожусь: сейчас, к 33 годам я открыла удивительные ощущения комфорта и гармонии внутри. Кажется, что я всё делаю правильно. Поэтому хочется заниматься своим делом, пока это находит отклик у людей и в душе.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter