Культурный форум: хайпы и хакатоны поднимут культуру с колен

Культурный форум: хайпы и хакатоны поднимут культуру с колен
Мнение

20 ноября 2017, 19:26
Евгения Лёгкая
Культурный форум: хайпы и хакатоны поднимут культуру с колен

Действительно, его масштабы поразительны. На Форум съехались специалисты в области культуры и культурной политики, представители государственной власти, политики и бизнесмены разных стран. В течение трёх дней на разных площадках Санкт-Петербурга – а это музеи, театры, культурные и выставочные центры – были организованы дискуссии и мастер-классы, лекции и встречи, концерты и спектакли. Было чем вдохновиться, чему приятно удивиться, что подчерпнуть для решения проблем культурной жизни России и других стран.

Программа форума включала в себя профессиональный и общественный потоки. Профессиональный был представлен работой 14 секций – Театр, Изобразительное искусство, Музейные и выставочные проекты, Образование, Народное творчество и другие. На некоторые из них можно было попасть почти беспрепятственно: например, на музыкальном направлении бейджи спрашивали не всегда, возможно, эти встречи посчитали не особенно ценными. Зато на вечерние музыкальные мероприятия попасть было непросто. Концертная программа Форума поразила, имена говорят сами за себя: звезда мировой оперной сцены Юлия Лежнева, Оркестр театра «Мюзик-Холл» под управлением Фабио Мастранджело, Денис Мацуев, Симфонический оркестр Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева, Борис Березовский, Игорь Бутман, Кёрт Эллинг и Московский джазовый оркестр.

В рамках Культурного форума в Государственной академической капелле Петербурга также состоялся Международный джазовый форум-фест «Jazz Across Borders», где встретились представители мирового и российского джазового сообщества, чтобы обсудить работу с государственными структурами и спонсорам, особенности организации гастролей зарубежных исполнителей в России, тенденции концертной политики, роль медиа в становлении карьеры джазового артиста. Но участники музыкального направления официально на него попасть могли – требовалась специальная дополнительная регистрация, что, конечно, странно. Однако для сотрудников концертных организаций нет закрытых дверей!

Для региональных концертных организаций весьма познавательной оказалась также и Деловая площадка – мои коллеги с музыкального направления с большой радостью обнаружили более полезные для себя вещи именно там. На Деловой площадке дискуссии были устроены не ради дискуссии, там звучали советы о взаимодействии культуры и бизнеса, презентовались лучшие практики. Похоже, это и есть будущее, на которое государство настраивает региональные учреждения культуры, неплохо бы к нему подготовиться.

Приятно удивило то, что экспертами на Деловой площадке по большей части были выбраны частные менеджеры культуры – писатель, успешно продающий свои книги, основательница галереи, специалист в области SMM, основатель мобильного приложения, основатель авторского интернет-проекта о культуре. Те, кто когда-то поверил в свою безумную идею и придумал новый способ её раскрутки, не пользуясь общепринятыми правилами маркетинга и рекламы, которые уже давно поросли мхом, но по-прежнему остаются неизменными для работы в регионах.

Например, на дискуссии «Как сделать коммерчески привлекательными проекты в сфере культуры» много говорили о нестандартных маркетинговых приёмах, которые можно было бы использовать в любой культурной структуре. К примеру, что стоит театру или филармонии создать ажиотаж вокруг концертов, продавая их сначала в маленьких залах так, чтобы билеты раскупались за пару дней, а затем увеличивая аудиторию? Или взращивать своих «звезд», а не «делать кассы» за счёт приезда артистов с мировым именем? Или попытаться совместить культурный и технологический секторы. Только едва ли кто-то воспользуется этими советами, едва ли кто-то примет их всерьёз. Однако по ту сторону диалога – на сцене – сидели те, кто когда-то принял решение действовать нестандартно, может быть, даже безумно, и это сработало.

На ряд секций попасть было сложнее: в этом году были приняты усиленные меры по безопасности. Например, в Российский этнографический музей на Деловую площадку пускали только с после сканирования вещей, а в Главный штаб Эрмитажа, где проходили мероприятия Образовательной, Театральной, Музейной площадок, направления «Среда и урбанистика» кроме личного досмотра вещей требовалась электронная проверка данных.

В открытом лектории «Культура 2.0» заинтересовала дискуссия о «Поколении Z» – о тех, кто вырос с телефоном в руках. У них другое восприятие действительности, у тинейджеров есть чему поучиться и гуру в области маркетинга. Есть реальные способы сделать культуру к ним ближе с помощью новых технологий – электронных билетов, мультимедийных экскурсий, приложений для гаджетов, спойлеров, хайпов и хакатонов.

Жаль только, что директоров от культуры на этой встрече не было. Во всяком случае, из моего региона – Карелии – ни одного. Кто присутствовал, тот понимает, насколько это полезная информация для руководства, которое отказывается от внедрения всего нового в своём учреждении, и как сложно простому работнику, вдохновившемуся гениальной идеей донести её до вышестоящего начальства.

На Театральной площадке встретились директора региональных театров, у которых появилась возможность пообщаться в реальном времени на темы развития культурного пространства, поделиться опытом и советами. Большим огорчением для театральных управленцев стало неприятное известие о создании единой бухгалтерии. Кое-где подобные планы уж реализованы и коллеги говорят о своем недовольстве. Получается, что при таком подходе за распределение средств придётся бороться не на жизнь, а на смерть. Но Министерство финансов от своей идеи отказываться не собирается. Также всё больше стали говорить о сокращении государственных средств и о выходе театра на коммерческую основу за счёт оптимизации штата и повышения цен на билеты, что для театров в небольших городах неприемлемо. «Кто пойдёт в Театр кукол за 500 рублей?». Этот вопрос повисает в воздухе. Как и следующий: «Заменят ли директоров на эффективных менеджеров?»

На всех площадках очень много говорилось о роли СМИ в развитии учреждений культуры (и это несмотря на то, что культурные отделы в массмедиа регулярно закрывают). Секция «Массовые коммуникации» в этом году выглядела довольно скудно (почему-то за все петербургские СМИ пришлось работать Информационному агентству ТАСС). Столько можно было бы сказать и о взаимодействии с учреждениями культуры, и о подаче материалов и о технологиях популяризации культурных материалов и много о чём ещё, ведь критические статьи, обзоры, репортажи, интервью играют важную роль в создании положительного образа культурных организаций, проектов и даже в становлении карьеры артистов.

Встретились, поговорили, обсудили, обменялись мнениями. Культурный форум – безусловно полезное мероприятие, а для тех, кто не из городов-миллионников особенно важны, как говорится – для расширения сознания. Будем надеяться, что по его результатам в регионах что-то сдвинется в положительном направлении, а иначе – зачем?

Сюжеты:
Статьи
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter